Выбрать страницу

В Библии описано, как Бог кого-то ненавидит… Как же можно называть такого Бога — Любовью?

В Библии описано, как Бог кого-то ненавидит… Как же можно называть такого Бога — Любовью?

Как может Бог, Который есть любовь, любить Иакова, а его брата Исава ненавидеть? Подобное вопросы вызывают и строки Библии, в которых описываются Божьи гнев, ярость и другие чувства, далекие от нашего представления об абсолютной любви. Как же это понимать?

Отвечает священник Евгений Мурзин:

Действительно, читая описания Бога, Его действий, чувств, порывов и желаний в Библии — главным образом, в Ветхом Завете — легко прийти в недоумение. Уж очень по-человечески ведет себя Создатель вселенной. Он любит, гневается, испытывает отвращение, ставит условия, ревнует, наказывает. В книге Притч Соломоновых мы находим подробное перечисление того, что именно ненавидит Бог. «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый; и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями» (Притч. 6, 17-19). Из этой же цитаты следует, что Бог имеет душу, а это противоречит Его природе: как существо совершенное Бог прост. Если допустить в нем наличие нескольких элементов (например души), некую метафизическую сложность, они, следуя философской логике, должны предшествовать Богу. Но это невозможно, потому что Бог — начало всего сущего. Как пишет святитель Григорий Палама, «в Боге состоящем из одной неделимой сущности нет ни уменьшения, ни увеличения, ни приложения, ни отъятия; а значит, нет и разделения, которое являло бы нам предшествующую сложность».

Так значит в Ветхом Завете описывается какой-то неправильный Бог?

Нет. Ветхий Завет — это богооткровенная истина, написанная людьми и для людей. Авторы библейских книг жили в определенном историческом и культурном контексте. Для выражения смыслов, полученных ими в божественном откровении, они пользовались теми образами и языковыми приемами, которые были понятны их современникам. Язык Библии образен и метафоричен, наполнен притчами и аллегориями. Эта образность переносится и на Бога.

Не следует сбрасывать со счетов и нравоучительный характер Писания. Святые отцы, толкуя священные тексты, четко указывали, что библейские пассажи, наделяющие Бога антропофорфными свойствами, приписывающие Ему гнев, ярость, ненависть и прочие качества, имеют педагогическое и назидательное значение, поскольку высокие истины о Боге как абсолютной Любви, в своей полноте открывшиеся людям в Новом Завете, с трудом были бы восприняты людьми ветхозаветной эпохи. Вот, например, как пишет об этом святитель Иоанн Златоуст: «Когда ты слышишь слова «ярость» и «гнев» в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного, говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых».

Действительно, в книге пророка Малахии есть фраза, сказанная от лица Господа: «Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел» (Мал. 1, 2-3). Но дело в том, что данный речевой оборот «это возлюбил, а это возненавидел» в библейском контексте означает «решительно предпочел одно другому». Он не означает, что Бог желал зла Исаву или стремился его уничтожить. Это также не означает, что Исав погиб в вечности. Просто первородство обрел Иаков; именно через него исполнились Божии обетования, именно он стал одним из предков Христа. Почему Бог в этом отношении предпочел Иакова? Очевидно потому, что Исав сам отказался от первородства, предпочтя ему чечевичный суп. По этой же аналогии большинство толкователей Писания рекомендуют понимать и слова Христа: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником» (Лк. 14, 26). Господь говорит тут о приоритетах, а не заповедует нам ненавидеть близких.

У библейской истории про Иакова и Исава есть важное педагогическое значение. Писание дает нам нравственный урок — люди, порой, слишком легко отказываются от великих даров, которые уготовал им Бог, ради «тарелки похлебки» — сиюминутных желаний. Бог никогда не отворачивается от человека Сам, это люди постоянно пренебрегают Им, ненавидят и теряют Его.

Источник: Журнал Фома

Фото на заставке: foma.ru

Просмотрено (95) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

2 декабря - Пророка Авдия

Пророк Авдий - один из 12-ти малых пророков. Жил приблизительно в IX веке до Р.Х.. Написал самую маленькую по объему среди книг Ветхого Завета книгу пророчеств, в которой провозвестил суд над всеми народами и обетование о спасении Израиля... далее

Свт. Филарета, митр. Московского

Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) — митрополит Московский и Коломенский, действительный член Императорской Российской академии; почётный член Императорской Академии наук и впоследствии академик по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века. Митрополит Филарет заслуженно считался одним из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви. Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избраны Самим Богом к миссии высшего духовного водительства. Помимо блестящих способностей, он обладал дивным даром красноречия - потом его называли Русским Златоустом и сравнивали с ним только слог Карамзина... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »