Пастырские встречи. Жить по примеру святых отцов
На вопросы о духовной жизни отвечает иеромонах Афанасий (Дерюгин).
– Сколько священников погибло во времена репрессий с 1918 года?
– Прославленных новомучеников более тысячи, разумеется, расстрелянных священников было несравненно больше. И думаю, что никто точно эту цифру и указать не может. В нашем Сретенском монастыре служил настоятелем архимандрит Афанасий (Самбикин), он в 1918 году исчез бесследно, и что с ним случилось, никто не знает. Возможно, эмигрировал, возможно, где-то в подворотне расстреляли, возможно, умер своей смертью. Никто не знает. Так что точное число расстрелянных священников посчитать невозможно.
Кстати, если уточнять, то погибали священники уже с 1917 года. Этот факт говорит не столько о зверствах большевиков, а о том, что уже в Российской империи было не все идеально. Если люди сразу были готовы убивать священников, значит уже в народе было что-то такое, что недосмотрели.
Кому интересно это время прочувствовать, советую прочитать книгу, основанную на реальных событиях, – «Дорожный посох» Василия Никифорова-Волгина. Произведение тяжелое, но очень передает колорит, и язык очень хороший, как у русских писателей-классиков.
– Каких Вы знаете священников, убиенных в наше время? Может ли кто-то из них, по Вашему мнению, стать святым у Господа?
– Священников периодически убивают, Господь предупредил: мир будет вас ненавидеть (см.: Ин 15: 18). И хотя сейчас обстановка в стране более благоприятная по отношению к Церкви, чем в советское время, в 37-м году, но слова Божии не отменишь. И есть несколько достойных примеров в наше время. Никто из убиенных священников официально не признан святым, слишком мало времени прошло, и неизвестно, будет признан или нет, но некоторых я бы хотел отметить. Во-первых, многим известны имена иеромонаха Василия, инока Ферапонта, инока Трофима, которых в 1993 году на Пасху убили в Оптиной пустыни. Вспомним и отца Даниила Сысоева, человека действительно преданного Богу, преданного Церкви и устремленного ко Христу, – за это он, собственно, и пострадал. Лично для меня это очень важная личность, благодаря его творениям я пришел к серьезному пониманию христианской жизни. Эти люди действительно достойны канонизации, и, наверное, в какое-то время встанет вопрос об их прославлении. С другой стороны, канонизация человеку ничего не прибавляет, просто делает его более известным в Церкви, здесь, на земле. И, конечно, мы и сейчас можем к этим людям обращаться с молитвой.
Фото: monastery.ru
– Можно ли мирянам читать святых отцов Антония и Макария?
– Можно. Но очень важно, читая святых отцов, понимать, в какой обстановке они жили и что из того, что они писали, подходит к нашему времени и нашим обстоятельствам, а что не подходит. Это не значит, что святые отцы устарели, просто все они жили в разных условиях. Кто-то жил в пустыне и писал свои творения для пустынников. Кто-то жил в монастыре и писал свои творения для живущих в монастыре. Кто-то жил в миру и писал свои творения для живущих в миру. И это нужно иметь в виду, потому что, к примеру, если мы живем в миру, обременены семьей и множеством обязательств и, открыв творения кого-то из древних монахов, увидим там мысль, что без монашества спастись почти невозможно, начнем унывать: «Как же так, без монашества невозможно спастись, а в монастырь уйти не могу. Что делать?». Это работает и в обратную сторону. Если монахи будут читать творения для мирян, где говорится, что миряне ничуть не хуже, чем монахи, то у монахов тоже может возникнуть соблазн снять рясу и уйти в мир. Поэтому важно на это делать поправку.
Читая святых отцов, важно понимать, что из того, что они писали, подходит к нашему времени и нашим обстоятельствам
Читать творения древних монахов можно, из них можно много полезного извлечь, но, может быть, мирянину будет полезнее читать те творения святых, которые написаны для мирян. Если приводить какие-то примеры, то из древних можно вспомнить святителя Иоанна Златоуста. Он был епископом, монахом, но его творения – это в основном проповеди, а проповеди он произносил для всех людей, в том числе живущих в миру. Он говорил очень актуальное для всех. У него, например, есть проповедь на Крещение Господне, которая начинается примерно такими словами: «Вы все сегодня радуетесь, а я один скорблю, потому что вижу, как много народу в храме, а завтра будет воскресенье, кто в храм придет? Никто в храм не придет». Это актуально. И у нас тоже на праздники полный храм, а потом обычное воскресенье, и где все люди? Непонятно. Это к тому, что то, что писал Иоанн Златоуст в IV веке, актуально и в XXI веке.
А если из современных, то я бы посоветовал писателя XX века, не прославленного в лике святых, но во многом близкого к святым, к новомученикам, Сергея Иосифовича Фуделя. У него есть замечательные воспоминания, интересные очень произведения, например, «Путь отцов». Он читает творения святых отцов, много цитат приводит, излагает их учение для современного человека, живущего в наше время. Он скончался в 70-е годы, так что глобально ничего не изменилось.
Еще вспомнился один человек, тоже близкий к новомученикам, его имя тоже, может быть, знакомо вам – протоиерей Валентин Свенцицкий. У него есть произведения «Монастырь в миру», «Диалоги», написанные для мирян, но именно с призывом к серьезной, внимательной духовной жизни, тоже очень советую.
– Что делать, если не получается жить по Евангелию, если понимаешь, что не соответствуешь тому, чего хочет Христос от человека?
– Слава Богу! Самое ужасное было бы, если бы кто-то из нас решил, что он полностью соответствует тому, чего Христос хочет от человека. Заповеди Божии – это идеал. Идеал достижимый, но достижимый нелегко и достижимый не в одно мгновение. Поэтому если мы видим, что мы этому идеалу не соответствуем, то первое и самое главное – нужно понять, что это нормально и что этого идеала не так-то просто достичь. Нужно стараться жить по Евангелию, вот и всё. Не получается – каемся, снова стараемся. Опять не получается – опять каемся, снова стараемся и так далее.
Есть некоторые практические советы, например, у святителя Феофана Затворника, у святителя Игнатия (Брянчанинова), у аввы Дорофея и многих святых. Они советуют каждое утро, проснувшись, настраиваясь на день, продумать, какие события будут и какие могут быть искушения. Например, сегодня я пойду на Литургию. Я знаю, что там будет несколько знакомых, с которыми я постоянно начинаю болтать после Причастия. На это я обращу внимание и сегодня постараюсь так не делать. Потом я пойду в гости к кому-нибудь, тоже знаю, что там может кто-то меня раздражать, я постараюсь не раздражаться и так далее. Такие планы на день составить, а вечером итоги подвести: что это я хотел сделать – слава Богу, получилось, это хотел – не получилось, Господи, прости меня.
Фото: monastery.ru
Еще одна из форм такого очень хорошего и правильного делания – это ведение дневника. В своих дневниках праведный Иоанн Кронштадтский записывал даже самые небольшие события своей жизни, он был внимателен к себе, старался на все, что происходит в жизни, обращать внимание. Дело это непростое, и, хотя вроде бы ничего сложного: каждое утро подумать о предстоящем дне, каждый вечер вспомнить прошедший день, но не очень получается. Но если стараться так делать, то это очень поможет жить по Евангелию.
– Почему мужчины хотели побить блудницу камнями, они же и сами блудники?
– Конкретно про тех людей, которые хотели блудницу побить камнями, мы не знаем, были ли они блудниками или нет. То, что они грешили каким-то образом, – это точно, потому что все мы грешим, и именно в этом Господь их и обличил, сказав: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин. 8: 7). Здесь нужно заметить, что, согласно Ветхому Завету, блудниц положено было побивать камнями. И, задавая этот вопрос Христу, они делали очень хитрый ход. Дело в том, что по закону это положено, но на практике ко времени жизни Христа это уже совсем не исполнялось. Получается, если бы Христос сказал: «Побейте ее камнями», – Его бы обвинили в жестокости, потому что никто так не делал. Если бы Он сказал: «Не побивайте камнями», – Его бы обвинили в отступлении от закона. Христос ответил так, что и женщину камнями не побили, и обвинители поняли, в чем были не правы. А если более широко говорить, то разве не бывает такого, что порой мы обвиняем ближних в тех грехах, в которых и сами повинны? И даже более того, замечаем в ближних именно те грехи, которыми грешим сами. И готовы осуждать очень категорично, хотя и сами делаем то же самое. Так что в этом плане фарисейство никуда не исчезло, хотя уже две тысяч лет прошло.
Порой мы не знаем сокровищ, которые находятся рядом с нами
– Как можно в миру всегда соблюдать трезвение, всегда помнить о Боге?
– Мне бы кто рассказал, как в монастыре это возможно! На самом деле трезвение, постоянное памятование о Боге – это добродетели, над которыми нужно работать в течение всей жизни, они в одну секунду не появятся, независимо от того, в миру ты или монастыре. Их можно достичь, но постоянным упражнением и не за одну секунду.
Нужно стараться постоянно напоминать себе о Боге. Напоминания могут быть самые разные. Феофан Затворник, например, советует каждое дело, которое мы совершаем, воспринимать как послушание, данное от Бога. Ведь, по сути, так и есть: в семье у людей свои послушания, у домохозяйки – пыль протереть, еду приготовить, белье погладить, у работающего человека работа – это тоже послушание, без него ничего не совершается. Будем об этом помнить, будем к этому и по-другому относиться. Феофан Затворник также советует мирские дела переосмыслять в духовном смысле. Например, он говорит: стираешь одежду, вспомни, что твоя душа такая же грязная и ее нужно стирать, очищать через покаяние. Идешь куда-нибудь, вспомни, что ты также должен к Богу свои стопы направлять. У святителя Тихона Задонского есть серия произведений под общим названием «Сокровище духовное, от мира собираемое», где он разные моменты жизни, совершенно обычные и привычные, перетолковывает в духовном смысле – весь мир воспринимать как притчу, из которой можно научиться чему-то духовному. Если мы будем стараться так делать, сможем продвинуться в этом направлении.
– В вечерних молитвах, в исповедании грехов, каемся в непослушании и тайноядении. Кого должен слушаться взрослый человек? Если человек живет один, от кого он может есть тайно?
– Хороший вопрос, вполне логичный. Понятно, что это древние названия грехов, которые, может быть, сейчас мы буквально не совершаем, но, по сути, грешим тем же самым.
Непослушание. Этот грех в наибольшей степени касается монахов. Если монах без благословения наместника в город вышел – это серьезное непослушание. Но у всех нас есть то, чего мы должны слушаться, – это Евангелие. И по сути, каждый раз, когда мы поступаем не по Евангелию – это непослушание. Преподобный Антоний Великий говорил, что на все, что ты делаешь, нужно иметь обоснование в Священном Писании. Понятно, что это некая высота, но к ней нужно стремиться, и поэтому стараться слушаться Христа. Хорошо, когда есть кого слушаться, когда жена слушается мужа, дети слушаются родителей, человек внимательно относится к советам духовника или священника. Конечно, не у всех так бывает, но Евангелия мы все должны слушаться.
У всех нас есть то, чего мы должны слушаться, – это Евангелие
Что касается тайноядения, то это действительно изначально монашеская тема, потому что монахам запрещено есть где-либо вне трапезной. И поэтому когда монах ест в келье, то это тайноядение для него грех. А если переложить на мирян и на наше время, то это можно назвать словом «кусочничество». Когда мы едим не помолившись. Когда хочется есть, сели, поели, помолились – это нормально. А когда мы к холодильнику подошли, заглянули, кусочек колбасы утащили и пошли дальше – это уже грех. Это в первую очередь расслабляет нас самих и изменяет наше отношение к пище, потому что пища – это дар Божий, а мы начинаем к этому относиться не как к дару Божию, а как к лакомству и только для удовольствия.
– Как объяснить невоцерковленным людям, почему надо часто ходить в храм на Причастие?
– Очень важно помнить, что в Евангелии есть такие замечательные слова: «Никто не может прийти ко Мне, – говорит Христос, – если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6: 44). Это я говорю к тому, чтобы мы не слишком много значения уделяли тому, что мы скажем. В свое время мне казалось, что вот я сейчас людям объясню, разложу по полочкам, как все хорошо и правильно, как нужно делать, и все сразу в храм побегут, а потом смотрю – что-то не получается. Всё гораздо сложнее. Это не значит, что не нужно говорить. Если человек готов слушать, если мы можем сказать, то нужно это сделать. Другое дело, что не нужно ждать того, что человек сразу в храм побежит. Всегда процент людей, которые откликнутся на те или иные слова, будет минимален. Это не значит, что не нужно сеять, но нужно быть готовым к тому, что взойдет далеко не все, что мы посеяли.
Мы, христиане, сами понимаем, для чего нужно ходить в храм, понимаем, что Господь сказал, что Он будет посреди двух или трех, которые вместе собрались молиться, понимаем, что для того, чтобы иметь жизнь, нужно есть Его Тело и пить Его Кровь. И когда мы это понимаем, тогда мы сможем об этом и другим людям рассказать. Но просто нужно понимать, что человек не сразу это воспримет. Я думаю, что если мы хотим людям что-то сказать, если люди хотят нас слушать, то, может быть, лучше всего говорить словами Священного Писания, то есть дать человеку что-то почитать из Писания или рассказать ему то, что говорится в Писании. Что Господь говорил о важности общей молитвы и о вкушении Своих Тела и Крови. Дело в том, что именно слова Писания, как показывает практика, каким-то мистическим образом влияют на людей, и порой человек, прочитав Евангелие, начинает воспринимать какие-то вещи совсем иначе, чем если ему то же самое сказать своими словами. На это я бы тоже обратил внимание.
Фото: monastery.ru
– Каковы признаки последнего времени, на Ваш взгляд? И что нам делать, чтобы быть готовыми ко дням пришествия Христа?
– Хороший вопрос. Во-первых, надо вспомнить, что в древности христиане ждали пришествия Христа. Апокалипсис заканчивается словами: «Ей, гряди, Господи Иисусе» (Откр. 22: 20), – то есть приходи скорее, потому что они ждали встречи со Христом. Другое дело, что мы знаем о тех ужасах, которые будут перед Вторым пришествием, они описаны в Евангелии и в том же Апокалипсисе. Каковы признаки приближения этого пришествия? Есть несомненные признаки, которые названы Спасителем. С другой стороны, они такие, что к каждому времени в том или ином плане относятся: и войны, и эпидемии, и голод, и оскудение любви и так далее. Сейчас на наше время посмотришь – все сходится: и войны есть, и эпидемии, и все остальное, но при этом нет гарантии, что пришествие случится завтра. В народе принято считать, что такие вещи являются признаком пришествия Христа, но это всегда вещь спорная и неоднозначная. Например, говорят, что когда Мамврийский дуб засохнет, тогда случится Второе пришествие. Он как бы засох – Второго пришествия пока нет. Много таких есть преданий в народе, может быть, они правильные, может быть, нет, не знаю. В любом случае Господь не просто так нам не открыл дату Своего Второго пришествия и, говоря об этих временах, Он много раз давал ученикам один совет: «Бдите», – то есть будьте готовы к тому, что это может случиться в любой момент. Думаю, что это более важный принцип, о котором нам нужно всегда помнить. Мы не знаем точно, когда произойдет Второе пришествие, но готовыми нужно быть всегда, и наша личная встреча с Богом может случиться в любую секунду. Сердце сейчас остановится, и я окажусь перед Богом, и мне не так важно будет, когда будет Второе пришествие, мой частный суд уже случится в этот момент. Об этом я думаю тоже важно помнить.
А что мы можем сделать, готовясь к этому времени? Опять же, Господь в Евангелии, в беседе о последних временах, говорит: «Смотрите за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объедением, пьянством, заботами житейскими» (Лк. 21: 34). Наверное, это то, на что нам нужно обратить внимание, так как Сам Господь это посоветовал.
– Скажите, пожалуйста, что читать человеку 29-ти лет, который в храм не ходит и ничего не читает?
– Мне кажется, книгу владыки Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», потому что ее с интересом читают и верующие и неверующие. Написана она очень живым языком, и при этом раскрывает для человека христианство в его глубине, в его значимости.
Год назад я для себя открыл писателя – понятно, что я знал про него, но никогда глубоко не интересовался, но тут почитал его произведения и был просто в восторге, – это Клайв Стейплз Льюис. Его произведения – «Хроники Нарнии», «Расторжение брака», «Письма Баламута». Там тоже христианство раскрывается очень ярко, и написаны эти книги хорошим литературным языком.
Но, опять же, самое главное – не заставлять. Вилами в рай никого не загонишь, как бы нам этого ни хотелось.
– Какие поступки хороши для детей?
– Я думаю, что все те же самые, что и для взрослых. На самом деле заповеди Божии одинаковы для всех. Конечно, для детей, может быть, наиболее важная заповедь – послушание. Но, с другой стороны, и молитва, и любовь, и все остальные заповеди Божии актуальны для любого возраста, здесь разделять сложно.
Фото: monastery.ru
– У нас есть много городов, которые возникли вокруг монастырей. Есть более известные, например, Сергиев Посад, Звенигород, Коломна. А о каких не таких крупных Вы можете рассказать?
– На самом деле вокруг каждого монастыря обычно появлялся населенный пункт. Людям хотелось жить рядом с монастырем, но при этом где-то выросли города, а где-то нет. И, по сути, возле каждого монастыря что-то похожее, о чем Вы спросили. Во Владимирской области есть Стефано-Махрищский монастырь, там подвизался друг преподобного Сергия – преподобный Стефан Махрищский. Кто-нибудь слышал про Серафимо-Знаменский скит? Это под Домодедово, там уже в XX веке появился монастырь, основала его преподобноисповедница Фамарь, ее мощи там почивают, место замечательное. В интернете поищите повнимательнее, всех интересных мест не перечислишь.
– В чем польза от посещения святых мест? В каких святых местах Вы бы порекомендовали побывать?
– Если говорить глобально, то это совершенно необязательно и можно спокойно жить по-христиански, исполнять заповеди Божии и никуда не ездить. И были святые, которые так и жили. Другое дело, что нам, людям, может быть, не привыкшим к такой собранной и внимательной жизни такие духовные впечатления очень важны, потому что порой они помогают именно собраться и настроиться. Думаю, что многие из вас, кто паломничает, знают, какое бывает порой хорошее, благодатное настроение после посещения святых мест и как оно держится еще недельку, две-три, месяц, может быть, дольше. И как порой после посещения таких мест и жизнь в каком-то плане меняется. Я знаю многих людей, которые к Богу обратились, именно побывав у тех или иных святынь. Я говорю – это дело необязательное, но для нас, живущих жизнью не вполне глубокой и собранной, я думаю, это бывает очень полезно.
Что касается святынь, то тут можно очень долго говорить, тем более что эту тему я очень люблю и мог бы рассказать о миллионах мест, которые можно посетить. Но вот на что я хотел бы обратить внимание сейчас: в наше время нынешняя политическая обстановка очень способствует тому, чтобы мы узнавали святыни нашей страны. Когда границы открылись, когда люди стали жить богаче, всем захотелось съездить на Святую Землю, в Грецию, мужчинам – на Афон. Это, может, и неплохо, но мы порой не знаем сокровищ, которые находятся рядом с нами. Кто из вас был у мощей праведного Алексия Мечева? А кому знакомо имя священноисповедника Романа Медведя? А ведь это все от нашего монастыря в нескольких минутах, в получасе ходьбы. И таких святынь в Москве огромное количество. И мы часто эти святыни, наши родные и близкие, не знаем, при том, что эти святые тоже удивительные: и праведный Алексий, и священноисповедник Роман, у них много чему можно научиться. И если мы на это обратим внимание, изучим то, что рядом с нами, что лежит на поверхности, на ладони буквально, то, думаю, что это будет очень хорошо и правильно. И то, что в мире происходит сейчас, к этому очень располагает.
Фото: monastery.ru
– Пишу картины. Кому молиться, чтобы получались шедевры? Кому молиться, чтобы картины продавались?
– Как говорится, деньги не главное, но важнейшее из второстепенного. На самом деле на такой вопрос всегда ответ один – молиться Господу Иисусу Христу во всех случаях. И это очень важно помнить, потому что мы, православные, порой немножко перегибаем и очень хотим для каждого дела назначить своего ответственного святого. Но в любом случае, в любой нужде, в любой проблеме мы можем и должны обращаться к Господу Иисусу Христу, Который Сам сказал, чтобы мы просили Его обо всем, в чем мы нуждаемся, и это касается всего: и наших духовных нужд, и того, чтобы картины наши хорошо продавались.
Но у нас в Церкви сложилась такая традиция, что есть какие-то святые, которым принято молиться, обращаться с просьбами в тех или иных нуждах. Конечно, что необязательно, и если мы, к примеру, о избавлении от зубной боли помолимся не священномученику Антипе, а святителю Николаю, то ничего страшного не случится, но обычно эти молитвенные просьбы связаны с теми или иными фактами из жизни святого. Святитель Лука Крымский был врачом – логично, что мы молимся ему об исцелении.
Я рассказывал как-то раз на проповеди эту историю. У меня друг есть Вася, он сейчас в Америке, но в свое время, пока он еще жил в России, мы с ним очень любили иронизировать на эту тему, что народ распределяет святых по разным нуждам, кому о чем молиться. И вот как-то раз этот Вася мне звонит и говорит: «Отец Афанасий, у меня на дачу никак газ не проведут. Кому молиться, чтобы газ провели?», и у меня как-то сразу в голове возникло: «Молись Порфирию Газскому». Разумеется, этот святой к газу не имеет никакого отношения, просто жил в городе Газы. Мы просто посмеялись и забыли про это. Через три дня им провели газ, в день памяти Порфирия Газского. Так что, если у кого будут проблемы с проведением газа, имейте в виду.
А если о том, чтобы картины продавались… Есть традиция о каких-то таких нуждах молиться святителю Николаю, великомученику Иоанну Новому. Кроме того, преподобный Серафим Вырицкий был успешным купцом до того, как ушел в монастырь. Так что это лишний повод познакомиться с житиями святых, посмотреть, у кого были подобные обстоятельства в жизни и понять, к кому обращаться за особой молитвенной помощью.
Иеромонах Афанасий (Дерюгин)
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (263) раз