Выбрать страницу

Простые ответы на непростые вопросы: как часто нужно причащаться

Простые ответы на непростые вопросы: как часто нужно причащаться

Разговоры о том, как часто нужно причащаться православным христианам, начались давно и не утихают до сего дня. И не мудрено, вопрос этот не простой и весьма важный.

Для меня лично проблема частоты причащения не стоит вообще. Да и в принципе, существование сложностей по этому вопросу для кого-то вызывает определенное недоумение: как вообще человек, называющий себя православным христианином, может рассуждать на тему: идти ему ко Христу или не идти? Я понимаю, что ситуации в жизни бывают разные, и приступать к причастию на каждой литургии не у всех и не всегда получается, но это не значит, что такая практика должна восприниматься в качестве нормы. Если на этот счет есть сомнения, то предлагаю ознакомиться с руководством знаменитого канониста, преподобного Никодима Святогорца, день памяти которого Церковь празднует 27 июля.

Итак, согласно указаниям преподобного Никодима необходимость частого причащения определена заповедями Христа, Деяниями и правилами апостольскими, Святых Соборов и отцов, самим чином литургии и самим Причастием. Пройдемся теперь по каждому из пунктов.

Евангелие

Если мы внимательно читали Евангелие, то не могли не заметить немало мест, где Христос говорит о значении Причастия: «Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 51). Из этих слов становится очевидным, что Тело Спасителя оживотворяет весь мир, потому если мы стремимся к подлинной жизни, стремимся жить не своей, но Его жизнью, то Причастие должно быть неотъемлемой частью нашего постоянного стремления ко Христу.

Мы – люди грешные, но апостол Павел призывает нас не угашать Духа (1 Фес. 5, 19), а сделать это без постоянного и частого причащения попросту невозможно. В Евангелии апостола Иоанна мы также читаем всем нам известные слова: «Истинно, истинно говорю вам: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53). Преподобный Никодим здесь довольно категорично утверждает, что причащение столь же необходимо христианину как и Крещение, ведь в отношении и того и другого таинств Христос употребляет один и тот же рефрен: «Истинно, истинно…» (См. также Ин. 3, 5).

Деяния апостолов

Если мы обратимся к Деяниям апостолов, то увидим, как три тысячи новообращенных в день Пятидесятницы христиан «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2, 42).

Мы часто ставим себе в пример образ жизни первых христиан. Значит, и в необходимости постоянного Причастия у нас не должно возникать сомнений. Как канонист, преподобный Никодим обращает внимание на 9 апостольское правило, красноречивость которого должно закрыть всякие споры относительно практики частого приобщения Телу и Крови Христовых: «Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного».

Говоря более понятным языком, приведенное правило предписывает отлучать от Церкви тех, кто приходит на литургию и не приступает к Причастию. Строго? Возможно. Но легкости в достижении Царства Небесного нам никто не обещал. Обозначенное правило было подтверждено также постановлением Антиохийского собора, добавившего еще указание на возможность допуска к Евхаристии отлученного христианина после исповеди и принесения плодов покаяния.

Божественная литургия

Далее преподобный Никодим указывает, что сам чин литургии говорит о необходимости Причастия всех присутствующих верных. Не секрет, что Евхаристия занимает центральное место в литургии, что ради нее составлены все молитвы, возгласы и действия. В течение всего богослужения мы восходим к принятию Даров, а после – с благодарностью исходим. Это как покорение вершины. Какой смысл готовиться к восхождению, делать все ради него, а потом просто собственными же действиями все упустить.

«Итак, на основании всего этого священного чина Божественной Литургии, я прошу вас, братья мои, – вопрошает преподобный Никодим, – скажите мне со страхом Божиим и прислушиваясь к совести в вашей душе, не очевидно ли, что те христиане, которые приходят на Литургию, обязаны причащаться часто? Не имеют ли они долга делать это и, чтобы была явлена Литургия как общение, собрание и трапеза, и, чтобы не оказались они преступниками того, во что веруют и что исповедуют?».

Святое Причастие

Последнее, на что обращает внимание преподобный Никодим, это необходимость причастия, кроющаяся в самом Причастии. И здесь наш святой выступает непримиримым обличителем. Евхаристия – Царская Трапеза, которой служат ангелы и на которой присутствует Сам Царь, а мы, не участвуя в ней, стоим, словно праздные зеваки в нечистых одеждах и даже само наше постыдное состояние нас не беспокоит. «Всякий не причащающийся Тайн стоит бесстыдно и нагло», – категоричен преподобный Никодим. И далее он обличает тех, кто, ссылками на свое недостоинство, уклоняется от Трапезы: «Тогда ты недостоин участвовать и в молитвах, потому что Святой Дух нисходит не только на предлежащие Святые Дары, но и на эти [литургические] песнопения… если недостоин в конце Литургии приблизиться и увидеть Бога, убегай вместе с оглашенными».

Что ж, думаю, что вопрос о частом причастии может быть закрыт. Тем же, кто не убедился приведенными аргументами, я советовал бы прочитать соответствующее произведение преподобного Никодима Святогорца полностью – обличительных и грозных слов там предостаточно. Человек призван к святости. Я понимаю, что поставленная цель может оказаться для некоторых христиан непростой в своем достижении, но это отнюдь не значит, что к ней не нужно стремиться.

Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Союз православных журналистов

Фото на заставке: Евхаристия. Фреска, XIV в. монастырский храм свм. Георгия, Старо Нагоричане, Северная Македония / spzh.news

Просмотрено (206) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Вселенскую родительскую субботу
22 февраля — Вселенская родительская суббота. Поминовение усопших.  Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу...... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Неделя о блудном сыне

Вторая подготовительная неделя к Великому посту
Неделя о блудном сыне

За две седмицы (недели) до начала Великого поста Православная Церковь воспоминает евангельскую притчу о блудном сыне, изложенную в «Евангелии от Луки» (глава 15, стихи 11-32). Она учит добродетелям покаяния и прощения... далее Рубрики:

Подать записку на Великий пост

Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Скоро праздник

16 февраля - Равноап. Николая, архиеп. Японского

Архиепископ Николай Японский - миссионер, основатель Православной Церкви в Японии. По собственному желанию вызвался ехать в Японию, где требовался клирик для русской посольской церкви. Проповедь христианства среди японцев была исключительно трудным делом из-за подозрительного, а порой и враждебного отношения в Японии к иностранцам. В течение 8 лет святитель Николай изучал язык, культуру и быт страны. Первым, кого он обратил в Православие был японский жрец, бывший самурай, пришедший в дом к о. Николаю, чтобы убить его... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

18 февраля — Иконы Божией Матери «Взыскание погибших» далее »

22 февраляВселенская родительская (мясопустная) суббота далее » Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея России далее »

23 февраляНеделя мясопустная, о Страшном Суде далее »

24 февраля — Сщмч. Власия, еп. Севастийского далее