Выбрать страницу

Всегда ли нужно быть правым?

Всегда ли нужно быть правым?

Что такое правота, рассказывает протоиерей Владимир Пучков.

Уже не первый год я замечаю небезынтересную особенность: наш брат православный очень любит быть прав.

Точнее, есть случаи, в которых он прав всегда: они касаются веры, спасения, догматов и канонов. Поэтому к ощущению правоты такой человек, как правило, привычен – тот, кто прав в чём-либо одном, стремится быть прав во всём.

С другой стороны, критическое мышление присуще любому нормальному человеку, а христианину и подавно. Самая обычная исповедь начинается как раз из критического анализа предшествовавшего ей периода жизни. И потому, несмотря на любовь к правоте, христианин, как и любой человек, нередко оказывается неправ и в идеале к этой неправоте способен проявлять куда большую чуткость, чем неверующий.

Впрочем, тем ценнее моменты собственной правоты. Как следствие, переживаются они с восторгом, упоением и самодовольством. «Ведь я же был прав»! «Разве я не прав»? «В этой ситуации я прав»! И прочее в том же духе…

На первый взгляд, правота – это хорошо. Человек знает правду и твёрдо на ней стоит. С собой он честен, с другим нелицемерен, и правда на его стороне. Но если вдуматься: не сознание ли собственной правоты лежит в основе большинства конфликтов, как мелких, так и серьёзных? Не оно ли, непосредственно относящееся, на первый взгляд, к правде, приводит в итоге к обидам, вражде и ненависти?

Вспомните любую ситуацию, в которой вам приходилось бы за себя краснеть. Когда бывало стыдно за глупый поступок, необдуманное слово, когда не смогли вовремя остановиться, погасить ссору, пресечь конфликт, когда не смолчали, не отошли в сторону. Что руководило вами в тот момент? Сознание собственной правоты. Если в споре или ссоре ты в чём-то не до конца убеждён, не уверен в своей правоте на сто процентов, то остановиться, успокоиться легче и проще.

Сознание же правоты развязывает руки. Если я прав, значит мне можно. Значит я должен доказать, со мной обязаны согласиться. А если нет, то вот вам по полной программе и упрямства, и гнева, и злости, и грубости с наглостью! Что не по-христиански, то про это потом, когда улягутся страсти и проснётся совесть, а сейчас!.. И вот так раз за разом наша убеждённость в собственной правоте портит наши отношения с ближними, делает нас склочными и непримиримыми, формирует вокруг нас своеобразную зону отчуждения, в которую даже самые близкие без большой необходимости стараются не попадать. Они же, кстати сказать, скорее всего, и окажутся в нашем сознании крайними, когда для нас придёт время расхлёбывать последствия своей вечной правоты. А их непременно придётся расхлёбывать, если только вовремя не спохватиться и не прекратить кичиться этой самой правотой и сорваться с нею во все щели.

Проще говоря, человек редко бывает настолько неправ, как в моменты, когда он полностью прав. Для начала нелишним будет заставить себя разлюбить сознание правоты. Если когда и бывает справедливым такое словосочетание, как «здоровое равнодушие», так это тогда, когда человек полностью равнодушен к собственной правоте. Даже если я прав, что из того? Другому человеку моя правота, равно как и моя правда, неважна, неинтересна и бесполезна. К чему её навязывать, к чему спорить до хрипоты, когда и правда у каждого своя, и правота? Ну а если уж ближний просто-таки совершенно неправ, то что существенно изменится, если его переубедить? Ничего. А если уж умение вовремя смолчать, уйти в сторону, не настоять на своём поможет кому-либо избежать ссоры, не даст возникнуть вражде или просто предотвратит взаимные обиды, то, следует признать, что в рамках человеческого общения надёжнее и востребованнее средства, пожалуй, и не сыскать.

Так что всем, кто ценит нормальное человеческое общение, кто, как христианин, стремится быть в мире со всеми, кто желает избежать греха во взаимоотношениях с окружающими, следует в первую очередь преодолеть желание быть правым во всём, прекратить стараться во всяком споре доказать своё, а в любом конфликте оставить последнее слово за собой. Правота – это всего лишь убеждённость в правильности собственного мнения. Стоит научиться держать это мнение при себе, и мы поразимся тому, сколько, оказывается, вокруг хороших и доброжелательных людей. Опыт, согласитесь, куда более ценный, чем внутреннее самолюбование и внешняя сварливость, густым цветом процветающие в душах тех, кто всегда прав.

Протоиерей Владимир Пучков
Источник: Православная Жизнь

Фото на заставке: logoslovo.ru

Просмотрено (71) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

22 ноября - Иконы Божией Матери «Скоропослушница»

Чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» – одна из древнейших икон Богородицы. Первообраз иконы находится на Святой Горе Афон, в монастыре Дохиар. История этой иконы насчитывает уже более тысячи лет. По преданию она написана в X веке по благословению основателя афонского Дохиарского монастыря преподобного Неофита... далее

Свт. Нектария, митр. Пентапольского, Эгинского чудотворца

Святитель Нектарий Эгинский – один из самых знаменитых греческих святых нового времени, прославившийся многими чудесами. Он родился в 1846 году, в молодости принял монашество, впоследствии стал епископом Пентапольским в Александрийской Православной Церкви. При жизни он перенес много скорбей, ему пришлось столкнуться с завистью, ненавистью, клеветой и познать, что воистину везде и во все времена «желающие благочестиво жить о Христе Иисусе гонимы будут». Основал женский монастырь на острове Эгина. Святитель Нектарий Эгинский является духовным покровителем раковых больных... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

21 ноябряСобор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных далее »

22 ноября — Иконы Божией Матери «Скоропослушница» далее » Свт. Нектария, митр. Пентапольского, Эгинского чудотворца далее

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »