Выбрать страницу

О Таинствах Православной Церкви. Таинство Покаяния

О Таинствах Православной Церкви. Таинство Покаяния

Покаяние – это Таинство, в котором человек, исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом.

Таинство покаяния, несомненно, установлено Самим Господом Иисусом Христом. До Своего Воскресения Спаситель обещал апостолам сообщить им власть прощать грехи, когда сказал: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18). Подобные слова Господь повторяет также и после Своего Славного Воскресения, когда дарует апостолам власть отпускать грехи силой Святаго Духа: «примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22-23).

Исповедание, то есть произнесение вслух, грехов должно быть не только формальным признанием своей неправоты, но действительным раскаянием, то есть искренним сожалением о содеянном, сопровождаемым чувством отвращения ко греху. Причем раскаяние это должно проистекать не только из страха перед гибельными последствиями греха, но прежде всего из любви к Богу, из осознания того, что всякий грех есть нарушение воли Божией, оскорбление нашего Творца, отделяющее грешника от Бога и лишающее его главного блага, которым обладает христианин, – возможности благодатного общения с Богом.

Мы помним, что первыми словами, сказанными Господом Иисусом Христом после Его выхода на общественное служение, был именно призыв к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 4:17). И потому приход человека ко Христу всегда связан со стремлением изменить свою жизнь. Приход ко Христу – это ответ на Его призыв к покаянию. Жизнь во Христе – это борьба за с грехом, это путь к праведности. На этом пути человек может оступаться, падать, совершать грехи, но он всегда должен быть открыт к покаянию, к осознанию своего несовершенства и к стремлению изменить свою жизнь к лучшему. Потому для христианина неважно, как смотрит на него окружающий мир, для него неважно, каким он представляется этому миру. Для христианина важно, каков он есть в очах Божиих. Христианин, ставший на путь борьбы с грехом, должен быть готов открыто признать свои ошибки, раскаяться в них и следовать за Христом. Жизнь во Христе – это жизнь в непрестанном покаянии.

Христианская жизнь – это путь борьбы с грехом. Человеку свойственно вновь и вновь падать. Но он всегда должен находить в себе силы подниматься и идти дальше. Потому на исповеди нужно говорить все, в чем нас обличает совесть. А после исповеди необходимо просить у Бога помощи в борьбе с грехом.

При этом мы должны помнить, что нет такого греха, который не мог бы быть прощен нам любящим нас Богом. Всякий грех, даже самый тяжкий, может быть прощен. Однако, нужно понимать, что прощением греха очищение человека не заканчивается, а лишь начинается. После исповеди человек должен истребить в себе корни греха. И чем тяжелее грех, тем тяжелее борьба с его последствиями. Священник, принимая исповедь, обычно накладывает на человека епитимию. Это особые духовные упражнения (например, пост, усиленная молитва или милостыня), которые помогают человеку исправить свою жизнь.

Если же у человека появляется чувство, что ему не в чем каяться, то это тревожный симптом. Это свидетельство того, что человек утрачивает чувство греха. Если обратиться к сочинениям святых отцов, то можно заметить любопытную закономерность: чем ближе человек к Богу, тем острее он чувствует свое несовершенство. В житиях святых мы неоднократно встречаем рассказы о том, как подвижник, всю жизнь проведший в суровом подвиге, совершенно искренне считает себя великим грешником. Дело в том, что он просто настолько ясно видит святость Бога, что не может даже допустить мысли о собственной праведности. И, наоборот, если человек уверен, что ему не в чем каяться, это значит, что он безмерно далеко отстоит от Бога и не сделал еще даже первого шага на пути ко Христу. С человеком, не чувствующим собственного греха, еще не совершилась та перемена ума, к которой призывал Христос уже в первой же Своей проповеди.

Митрополит Антоний (Паканич)
Источник: Православная Жизнь

Фото на заставке: pravlife.org

Просмотрено (70) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

10 ноября - Прп. Иова, игумена Почаевского

Игумен Иов (в миру Иван Иванович Железо, в схиме Иоанн; ок. 1551, Коломыя — 28 октября 1651, Почаев) — почаевский преподобный. Он был свидетелем Брестской унии 1596 года и последовавшего за ней неудержимого наступления католичества, а также все возраставшего влияния протестантизма. Будучи игуменом монастыря и пользуясь огромным духовным авторитетом, преподобный Иов использовал все свои возможности для борьбы с инославными и еретическими влияниями на народное сознание для укрепления Православия... далее

Вмц. Параскевы, нареченной Пятница

Одной из славных исповедниц Христовых была святая великомученица Параскева. Своим мученическим подвигом она свидетельствовала о Кресте Господнем, на котором Христос принес Себя в жертву. Даже само ее имя - Параскева - стало живым напоминанием о пятнице - дне искупительных страданий Спасителя... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

8 ноября — Вмч. Димитрия Солунского далее »

10 ноября — Прп. Иова, игумена Почаевского далее » Мц. Параскевы, нареченной Пятница далее »

14 ноября — Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии далее »

14 ноября — Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии далее »