Выбрать страницу

О молитве Иисусовой. Беседа 4

О молитве Иисусовой. Беседа 4

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных! Мы уже говорили о том, что Иисусова молитва, беря начало в молитве мытаря, существует в молитвенной практике нашей Церкви уже около двух тысяч лет. Но в жизни прихожан она мало присутствует. Причина этого в том, что, когда слышат об Иисусовой молитве, начинают вспоминать о связанных с ней техниках, в том числе дыхательных.

Аскетические практики вообще связаны с положением тела, ритмом дыхания, стремлением к молчанию ума, когда молитва сама входит в сознание молящегося и им явно ощущается присутствие Божие. В условиях нашей повседневной жизни молчание ума практически недостижимо – слишком много факторов, рассеивающих внимание. Нужно также понимать, что аскетические практики отнимают очень много времени, а результат их может быть противоположен тому, к которому было стремление. Тем, кто хотел бы больше узнать об Иисусовой молитве, порекомендую книги диакона Павла Сержантова.

Для нас смысл Иисусовой молитвы не в соблюдении каких-то техник, а в смирении и покаянии. Это имеет огромное значение для каждого, стремящегося начать духовную жизнь, потому что неумение видеть свои грехи, нежелание раскаяться и освободиться от них является препятствием на пути к Богу, которое необходимо преодолеть. Без этого жизнь во Христе и со Христом невозможна. Что касается техник, то они имеют определенную схожесть у аскетов разных религиозных практик, в том числе нехристианских. Им не учатся самостоятельно, но только под руководством, их использование несет определенные риски, потому что это связано и с наступлением изменений сознания. В силу этого мирянам использовать молитвенные техники не нужно. Но и мирянам и монахам нужно покаянное состояние, которое приносит в нашу жизнь молитвенное обращение к Богу словами Иисусовой молитвы. Покаяние – это примирение с Богом, освобождение от греховной жизни. Оно всегда должно сопутствовать нам на жизненном пути, потому что неизвестно, когда он оборвется, а каждый день мы совершаем те или иные грехи. И не нужно давать им возможности стать частью нас – упав, надо тотчас встать и идти дальше по пути к Господу.

Молитва – это просьба, прошение, наше обращение к Богу, разговор с Ним. Но часто люди отвлекаются от молитвы, едва успев ее начать. И если даже тело их продолжает сохранять прежнее положение (кто-то и на коленях стоит), то мысли уже очень далеко от Бога – рядом с какими-то делами, а то и в мечтаниях о совершении того или иного греха…

Для многих молитва, в том числе церковная, – всего лишь ритуал, не имеющий никакого отношения к средоточию их жизни. Для них это лишь средство получить помощь в каких-то сугубо мирских вещах. Есть шутка, что существует категория людей, считающих себя православными, для которых на Пасху самое главное – это «колбасная» молитва: они приносят в Великую Субботу для освящения разные скоромные продукты, и если их освящают в ограде храма, то в храм они даже и не зайдут… Эти люди сами себя обкрадывают – наша земная жизнь так скоротечна, мирские радости так преходящи и так разочаровывают, но если в них увязнуть, то сил обратиться к Богу с покаянной молитвой может и не найтись. С вечностью нельзя шутить.

Тот, кто привыкает постоянно молиться, постепенно учится делать это с радостью, а потом у него появляется и дар благодарить Бога за все. Иисусова молитва поможет нам по-другому относиться и к остальным молитвам. Человек должен сам идти к Богу, он должен сделать выбор, потому что ему дарована свобода воли. Но путь этот крайне сложен и тернист, силы тьмы и собственные грехи человека будут постоянно мешать ему на нем. Человеческими силами пройти его невозможно. Поэтому так важна молитва. Иисусова молитва, наполненная евангельскими идеями покаяния и смирения, особенно может помочь на пути к Богу.

Продолжение следует

Иеромонах Михаил (Чепель)
Источник: Николо-Сольбинский женский монастырь

Фото на заставке: solba.ru

Просмотрено (62) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

27 ноября - Апостола Филиппа

Апостол Филипп - один из 12-ти апостолов. Был третьим из апостолов, призванным Иисусом Христом (по Евангелию от Иоанна). За проповедническую деятельность апостол Филипп был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии... далее

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

Святитель Григорий Палама — архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма, часто именуется отцом (особенно в греческих церквах) и учителем Церкви... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »