Единственная проповедь Богородицы
В преддверии Успения Пресвятой Богородицы поговорим о единственной произнесенной Ею проповеди, известной нам из Евангелия.
Читая Священное Писание, мы можем заметить, что Та, Которая родила Спасителя, Матерь Господа, Пресвятая Богородица, «благословенная между женами и благословен плод ее чрева», Та, Которую «будут ублажать все роды» (Лк. 1: 42, 43, 48), безмолвна, за исключением нескольких слов, сказанных на браке в Кане Галилейской: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2:5). Весьма значительная фраза-повеление Божией Матери, сказанная и направленная всему человечеству, «сперва апостолам, а затем и всем верным на протяжении веков»[1]. Между тем, по-матерински Она могла наставлять Спасителя или произносить иные значимые слова, которые должны были бы войти в Евангелия как такие, которые сказаны Матерью Своему Сыну.
Из такой немногословности мы еще раз удостоверяемся в кротости и смиренномудрии Девы Марии. Событие, во время которого, согласно Евангелию, звучат слова Божией Матери, – это брак в городе Кана в области Галилея (Ин. 2:1–11). Иисус Христос был приглашен на этот праздник, продолжавшийся согласно закону иудейскому 7 дней (Быт. 29:27; Суд. 14: 12–15). Иисус Христос принимает приглашение на брак, чтобы никто не подумал о том, что супружеская жизнь сама по себе есть беззаконие и невоздержание. Спаситель пришел на третий день праздника, в то время когда выяснилось, что вина гостям не достаточно, из чего можно заключить, что хозяева не были богаты[2].
«Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2:5).
Присутствовавшая здесь Божия Матерь заметила недостаток и обратилась к Спасителю в надежде, что Он сможет спасти этот пир от омрачения от недостатка вина. Но Спаситель сказал Ей: «Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой» (Ин. 2:4). И тогда Богородица обратилась к прислуживающим у стола и произнесла единственную Свою Евангельскую проповедь: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2:5). Далее Евангелие сообщает, что когда распорядитель пира отведал из наполненных по указанию Спасителя водой водоносов, то оказалось, что данное ему было не вода, а вино, причем лучшее, чем было предложено ранее. Евангелист Иоанн заключает: «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин. 2:11 5).
Краткие и лаконичные слова Божией Матери, произнесенные на брачноми пире, еще до вступления Его на путь проповеди, направлены к каждому из нас. Это Ее обращение, пожелание и просьба всем людям исполнять волю Сына Ее, Спасителя нашего.
Святитель Филарет (Дроздов) видит в этом обращении Богородицы Ее выражение желания милости и благости к людям. Оно являет первый пример ходатайства и заступничества перед Своим Сыном. Слова Божией Матери не содержат «ни малейшего намека на право дерзновения, принадлежащее Матери перед Сыном. Она только изъявляет нужду»[3].
Последний раз о Богородице упоминается в книге Деяний (1:4), где сообщается, что Божия Матерь находилась в числе других апостолов, женщин, братьев Спасителя в храме на молитве. И здесь мы не находим слов, сказанных Божией Матерью.
«Что скажет Он вам, то сделайте». Эти слова Богородицы передали апостолы, опустив, вероятно, немногое иное сказанное Ей, видимо потому, что Она Сама того не желала, научая нас терпению, немногословию и направлению внимания в молитвах (к Ней или святым) на Божественность того, Кто был рожден Ею.
Протоиерей Андрей Ухтомский
Источник: Союз православных журналистов
Фото на заставке: Брак в Кане Галилейской. Фреска, XIV век. Высокие Дечаны, Косово. ytimg.com / spzh.news
[1] Толкование профессора-протоиерея Думитру Станилоэ. Цит. по: Святые богоотцы Иоаким и Анна. Родословие. Житие. Чудеса. Правило для бездетных на деторождение. Канон. Акафист. Киев-Черкассы. 2020. С. 62.
[2] Толковая Библия. Т. 3. Стокгольм. 1987. Сс. 328–329.
[3] Цит. по: Матвеевский П., прот. Евангельская история. Кн. 1. М., 2010. С. 330.
Просмотрено (279) раз