Выбрать страницу

Как преодолеть смерть?

Как преодолеть смерть?

Кто такие мертвецы и как о них говорит Бог? Можно ли избежать смерти? Если умер, как ожить? Ответы от новомучеников.

Эти важные и трудные вопросы можно задавать только Богу. Он – Хозяин Жизни, Он, как говорит церковный отпуст, «живыми и мертвыми обладает».  При этом мы можем спросить и у наших святых, они ведь слушали Бога. О смертельной болезни можно спросить у врача, а можно спросить и у пациента, победившего смерть. Он слушал рекомендации доктора и победил. Вот и мы, со смиренной любовью к Господу, спросим у Его святых, как они победили, слушаясь Его волю.

Кто такие мертвецы и к чему их призывает Бог?

Когда Бог говорит о смерти, тело он не берет в счет: у Бога все живы от Авраама до Адама и от Коперника до наших современников. Для Бога важно, чтобы душа была жива и Он за её жизнь борется. Сщмч. Иоанн Восторгов в одной из проповедей говорил: «Людей грешных и забывших о Боге и Спаситель называет мертвецами: «Предоставь, – говорил Он одному Своему последователю, – предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди и возвещай царствие Божие» (Мф. 8:22; ср. Лк. 9:60). Но это состояние души человека не безнадежно; она может ожить и воскреснуть. Поэтому и апостол, обращаясь к грешнику, призывает его: «Востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос» (Еф. 5:14).

Кто человека может оживить и что делать?

Святой Дух есть Жизни податель. Кто творит грех, тот отгоняет от себя Духа Святого и входит в область смерти.

Сщисп. Лука (Воино-Ясенецкий) учит: «Подумайте, может ли Дух Святой, дух мира, обитать в сердце, в котором бушуют страсти? …в сердце, которое кишит завистью, тщеславием, которое полно гордости бесовской?! О нет! О нет! Дух Святой не войдет в такое полное страстей сердце – там нет Ему места. Так вот, если хотите, чтобы кончина ваша была блаженным успением … работайте не плоти, а духу. Собирайте мир в сердца ваши изо дня в день. Это трудно, это очень трудно, это должно быть делом всей жизни, это великий подвиг».

Какой путь проходит оживающая душа?

Сщмч. Иоанн Восторгов говорил: «Лишь только душа сознает тщету и неправду греха и пагубность удаления от Бога; лишь только она обратится к молитве, к Слову Божию и доброй жизни; лишь только она вступит в общение с Искупителем в таинствах и коснется благодати Божией: она вдруг исполняется чудных неведомых и невидимых могучих сил, и из мертвой делается живою, ибо исполняет свое призвание и свое исконное назначение».

Где Бог говорит нам о том, что и тела воскреснут?

В жизни надо бояться одной смерти – смерти души. Так как, если душа будет с Богом – тело воскреснет для вечной радости.

Все Евангелие пронизаны идеей телесного воскресения. Воскресение сына Наинской вдовы, дочери Иаира, праведного Лазаря и, наконец, Воскресение Христово, положившее основание Евангелия. Апостольская проповедь — это была проповедь Воскресения! ««А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор. 15:14).

Сщмч. Сергей Мечёв, цитируя Отцов, называл тело «нашим ближним»: «Они говорили, что заповедь Христова «возлюби ближнего своего» относится, прежде всего, к нашему телу, которое является первым нашим ближним». Потому что именно с телом нам предстоит жить вечно. Необходимо  «в день всеобщего воскресения мы восстанем и придем на Суд Христов вместе с нашим телом, в котором жительствовали на земле».
Как преодолеть ужас смерти телесной?

Сщмч. Сергей Мечёв отвечает: «По-настоящему преодолеть может только тот, кто знает, что смерть тела есть исполнение Господнего повеления: «Земля еси и в землю отыдеши» (Быт.9:12). Это закон, которому подчиняется все живое до дня всеобщего воскресения. Не избегла этого закона и Матерь Божия, ведь и Она, так же как и все, умерла».

В дополнение этой мысли, святой назидает, что смерть тела есть дверь в жизнь вечную.

Наконец, сщмч. Иоанн Восторгов говорит, разлука с телом не навсегда, что эта жизнь —   подготовка к всеобщему воскресению: «Воскрешением сына вдовы Господь Иисус Христос уверяет нас, прежде всего, в истине всеобщего воскресения и поучает нас готовиться к нему».

Как связывается воскресение души и воскресение тела?

Сщмч. Иоанн Восторгов замечает, что раннее всеобщего телесного воскресения «еще живя в теле и на земле, мы должны стараться оживлять наши души и, если они умирают или умерли, воскрешать их от мертвых. Чем оживлять и воскрешать? Общением с Богом, первообразом души и источником ее жизни, истиною и добром, этою пищею нашего духа. Общение же с Богом – в молитве; истина же – в вере и слове Божием; добро же – в святой жизни и последованию слову Божию при помощи благодати Господней. Воскрешение же души после греховной смерти дает нам покаяние тайное ежедневное перед Богом и явное в определенное время пред Церковью и ее служителем. А без всего этого, грешник, ты услышишь грозное слово Господа, записанное в Откровении: «Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв… Вспомни, что ты принял… и покайся»… (Апок. 3:1, 3)».

Как чувственно для человека проявляется в нём жизнь вечная?

По мысли святителя Луки Крымского, она проявляется через познание Бога и того, что Он есть Любовь всеобъемлющая. Это познание должно быть сердечное и умственное. Должно выражаться внешне через дела любви. Познавший любовь в ней прибывает и несет её другим: «Что такое жизнь вечная? Это тоже, что Царство Небесное. Жизнь вечная состоит в том, чтобы мы познали Бога Отца и посланного Им Иисуса Христа. «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17), т.е., не утехи и наслаждения плоти, но «праведность и мир, и радость во Святом Духе»». Исповедник замечает, что сердце, очищенным от зла, от ненависти, от проклятий, от всякой скверны, сердце чистое и хранящее в себе святую любовь, может приблизиться к познанию Бога.

В чем же заключается победа над смертью для христианина?

В росте Царствия Божия внутри нас. Сщмч. Сергей Мечёв говорил: «Царствие Божие внутри нас. Оно подобно закваске, «которую женщина, взявши, положила в три меры муки» (Мф.13:33) или подобно «зерну горчичному». (Мф.13:32), т. е. еще здесь, на земле, в душе человека начинает строиться Царствие Божие. В зависимости от того, насколько мы его построим, меняется и наше отношение к смерти».

Победителем смерти может быть только познавший Жизнь и удаляющийся от зла. Смщч. Иоанн Восторгов передавал опыт вечной жизни словами: «Вечная жизнь есть святая жизнь. Над дверьми царства небесного и вечного положено надписание, какое мы и читаем в Откровении Иоанна Богослова: Ничто нечистое и скверное не войдет сюда (Откр. 21:27)». Именно в этом, по мысли новомученика, главная суть Праздника Успения – проповедь нам о важности чистоты для вечной жизни.

Мера человека – это его кончина?

Мы знаем, что смерть – это последний и главный экзамен. Сщмч. Сергей Мечёв говорил: «Человек в своей духовной жизни измеряется не своими добродетелями, и не тем, как он живет, а своею смертью.

Много было людей, простаивавших подолгу на молитве, раздававших свое имение, и многими подвигами подвизавшихся, но для них конец жизни был не успением, а смертью». Мало сказанного, еще добавил святой: «Духовный возраст христианина измеряется его отношением к смерти: думает ли он о ней, боится ли он ее, ждет ли ее».

Как нам жить, чтобы не умереть?

Как нам стяжать успение при нашей  малой вере? Блаженная кончина – это мирная кончина. Пророк Давид, вдохновленный Утешителем, открыл нам, что грех лишает нас мира и в жизни и в смерти: «нет мира в костех моих от лица грех моих».

Сщисп. Лука, врач, говорил, что нам следует идти «тем путем, который указывает апостол Павел, говоря: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5, 16–17). Надо жить жизнью духа, а не жизнью плоти. Надо стяжать в этой жизни постоянными подвигами борьбы духа с плотью великие плоды духа, которые так определяет святой Павел: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22–23). Вот те, только те, кто живет жизнью духа, а не жизнью плоти, получат мир. Мир они собирают в сердца свои в течение всей своей жизни изо дня в день, подобно тому, как пчела собирает мед с цветов. Она трудится весь день. Надо и нам работать Господу все дни жизни нашей, надо и нам собирать крупицы мира душевного постоянным деланием не плоти, а духу».

Подготовил иерей Андрей Гавриленко
Источник: Православная Жизнь

Фото на заставке: pravlife.org

Просмотрено (177) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Скоро праздник

6 мая - Вмч. Георгия Победоносца

Георгий Победоносец - наиболее почитаемый святой ещё со времён раннего христианства. Был одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Во время гонений на христиан перед императором объявил себя христианином и после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен... далее Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012)

Иверская икона Божией Матери принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции; согласно преданию он написан самим евангелистом Лукой... далее

Неделя святых жен-мироносиц


Во второе воскресенье после Пасхи вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

4 мая — Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

6 мая — Вмч. Георгия Победоносца далее »  Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012) далее »

8 мая — Апостола и евангелиста Марка далее »

9 маяДень Победы далее » Поминовение усопших воинов