Выбрать страницу

Слово на Успение Пресвятой Богородицы

Слово на Успение Пресвятой Богородицы

«Ангели, Успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на Небо». Это удивление, эта радость сегодня среди нас, православных христиан, вспоминающих величайшее событие – Успение Пресвятой Богородицы, радующихся тому, что Матерь Божия, уснув сном праведных, вознеслась к Сыну Своему и Богу нашему.

Всем известно, что Дева Мария – это плод молитвы благочестивых родителей Иоакима и Анны. Всем известно, что родилась Она, как и все люди на земле, обычно, не непорочно, Ей так же, как и всем людям, был присущ первородный грех. Только отличается Она от всех остальных людей, и сейчас живущих на Земле, и когда-то живших тем, что у Неё не было личного греха.

В 14 лет Она уже получила Благовестие от Архангела, что Господь призрел на Её смирение и восхотел воплотиться через Неё в мир, прийти к людям, живущим на Земле, для того чтобы дать искупить их грехи. Когда Архангел Гавриил явился с райским цветком, вручил его и открыл Ей волю Божию, Она отвечала: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1:38). Эти слова, произнесённые устами Девы Марии, были согласием всего рода человеческого, чтобы через Неё Господь пришёл в мир.

В 15 лет Она родила Сына Божия, Еммануила, Мессию. Она всегда пребывала при Нём, и в момент Вознесения Господа Она была на горе Елеонской с апостолами. После этого события Она ещё 24 года прожила на Елеонской горе и часто посещала те места, где бывал Господь, где Он учил, Где Он совершал чудеса. Чаще всего Она приходила на место Вознесения Господня. Она тосковала и искала увидеть Его, Она просила, чтобы Господь взял Её к Себе.

Однажды к Ней явился тот же Архангел Гавриил с пальмовой ветвью из Рая и сказал: «Молитва Твоя услышана, вручаю Тебе эту пальмовую ветвь в доказательство того, что через три дня Ты преставишься и встретишься с Сыном Твоим, Господом нашим. Эта ветвь должна идти впереди процессии, когда тело Твое понесут, чтобы положить во гроб».

Пречистая Дева Мария обратилась с тремя просьбами к пришельцу с Небес: «Назови мне твоё имя», – попросила Она. Потом произнесла вторую просьбу: «Я прошу тебя ещё об одном: если Я обрела благодать у Бога, пусть явятся сюда апостолы, чтобы Я с ними могла попрощаться и чтобы они были свидетелями моего исхода из этой жизни». И третья просьба была такая: «Прошу тебя, да будет так, чтобы Мою душу не окружали демоны, духи злобы поднебесной в момент Моего восхождения на Небо». Тогда Архангел говорит: «Зачем Тебе знать моё имя? Оно славно и страшно. И уже то, что я пришёл к Тебе, должно дать Тебе понять, что я пришёл от Бога. В уверение моих словес сегодня же апостолы будут здесь, придут все сюда, соберутся к Тебе».

И когда Архангел отошёл от Девы Марии, то воздух наполнился благоуханием, прогремел гром в Ефесе, где находился апостол Иоанн Богослов, и облако взяло его и представило в Иерусалим, в дом, где жила Божия Матерь. Увидав апостола Иоанна Богослова, Она обрадовалась, потому что он был любимейший ученик Христа и был усыновлён Ей Спасителем. С Голгофского Креста Он сказал Иоанну: «Се, Мати твоя» и Пресвятой Богородице: «Се, сын Твой». В лице Иоанна Богослова Господь усыновил всех нас Матери Своей.

Пречистая Дева объявила апостолу Иоанну волю Божию и обрадовалась тому, что он будет сам руководить этим праздником, этим великим событием. Когда же Иоанн Богослов вышел на улицу, он увидел облака, на которых спускались апостолы, проповедавшие по всему миру. Облака появились в каждом месте, где были апостолы, и на этих же облаках они спустились перед домом Божией Матери. Она беседовала с ними и наставляла. И у всех была величайшая радость. Богородица сказала апостолам, что Ей предстоит покинуть этот мир и идти к своему Сыну в Царство Божие. Тогда Иоанн Богослов, обращаясь к остальным ученикам Христовым, попросил, чтобы не было слёз на их глазах, чтобы люди, вдруг увидев слёзы, не упрекали их, говоря, что они проповедуют Воскресение, а сами плачут о том, что уходит человек из жизни. Он просил, чтобы всё проходило с радостью, торжественно, чтобы они проводили Божию Матерь с величайшим почтением и благоговением.

Когда же наставление закончилось, пришёл Сам Христос за душою Своей Матери. Все апостолы видели, как Он держал Её душу подобную младенцу. Сам Христос подал первый возглас началу процессии, началу чина погребения: «Приходи, Мати Моя, и воссяди на Престол Мой, потому что Я возлюбил красоту Твою». Матерь Божия Ему ответила: «Готово сердце Мое, Боже, готово сердце Мое». (Эти слова прозвучали сегодня во время Божественной Литургии в антифонах). Тогда апостолы с благоговением подняли одр и направились в Гефсиманский сад, лежавший у подножия горы Елеонской, чтобы поместить во гроб святое тело Пречистой Владычицы нашей Богородицы.

Но озлобленные на христиан иудеи решили пристать к этой процессии, опрокинуть одр, надругаться над Божией Материю, забрать и сжечь Её тело, чтобы ничего не осталось, чтобы люди не могли почитать «мать назарянина», Который не стал разделять их взгляды на жизнь. Но Господь покрыл туманным облаком весь город, и ничего не было видно. Было только слышно, как поются псалмы, как торжественно движется шествие, но на какой улице это совершается, никто не мог понять.

Вдруг один из иудейских священников, Аффоний, заметил след процессии, быстро приблизился к ней, чтобы опрокинуть одр Божией Матери. Был он сильным, решительным. Он подошёл и вцепился руками в одр. Тут же появился Архангел Гавриил и отсёк ему руки. Они так и остались висеть на одре. Апостолы, конечно, остановили шествие, говоря Аффонию: «Зачем ты это сделал? Проси у Неё, Она только может вернуть тебе твои руки». Афоний тут же покаялся и возопил: «Пресвятая Богородице, спасай нас!» Он приложил к отсечённым кистям свои руки, и Матерь Божия совершила чудо – руки срослись, остались только шрамы на них. Аффоний исповедал себя христианином, пошёл дальше за одром Божией Матери и стал первым, кто вознёс молитву: «Пресвятая Богородице, спасай нас!»

Когда процессия подошла к пещере, где лежали праведный Иоаким, Анна пророчица, Иосиф Обручник и все сродники Божией Матери, Пресвятое тело Богородицы с песнопениями и почестями положили во гроб и запечатали вход.

Спустя время прибыл вечно везде опаздывающий апостол Фома. Он попросил, чтобы ему показали место, где положили Пресвятую Деву и отвалили камень от гроба, чтобы он мог проститься с Ней. Апостолы отправились в Гефсиманию, открыли гроб и увидели, что тела Матери Божией там нет. Они только почувствовали необычайное благоухание, а выйдя на улицу, увидели на облаках

В тот же день во время трапезы апостолам явилась Пресвятая во славе, окруженная херувимами и серафимами, пророками и праведниками, восседающая на Престоле в Царствии Небесном. И тогда все они стали молиться: «Пресвятая Богородице, помогай нам! Пресвятая Богородице, спаси нас!»

В память об этом в монастырях совершается чин о Панагии, возносится просфора в честь Божией Матери. Священник с честью несет просфору впереди шествия монашествующих из храма в трапезную, а после трапезы с особыми молитвами и песнопениями разрезает ее и раздает всем присутствующим на трапезе в память о Пресвятой Богородице.

В Праздник Успения мы благодарим Божию Матерь за Её подвиг чистоты, за то, что Она исполнила пророчества, стала Лествицей, по которой сошёл Сам Христос Бог с Небес на землю. Она называется Кивотом святыни, то есть Ковчегом Завета, который носил когда-то Израиль. В Кивоте находились Скрижали Завета с десятью заповедями, которые Бог дал Моисею. Когда Кивот несли, то говорили: «Вот, Господь идёт впереди нас». А когда ставили, говорили: «Господь остановился». Так Божия Матерь носила в Себе Невместимое Слово, как поётся: «Чрево Твое пространнее Небес содела», то есть Она несла в Своём чреве Создателя всего видимого и невидимого мира.

Сегодня, как никогда, мы прославляем Её подвиг, мы радуемся и взываем словами тропаря: «В Рождестве девство сохранила еси». Ключи девства – это врата непроходимые. Матерь Божия до Рождества, в Рождестве и после Рождества осталась Девой, ведь Христос никогда ничего не разрушает. И приходя в мир, Он не разрушил девства Своей Матери, Она осталась непорочной телом и душой.

Пресвятая Богородица всегда была скромна, спокойна. Чаще всего Она занималась рукоделием, читала книги и имела дух мирен. Матерь Божия постоянно пребывала в молитве и была исполнена благодати. В Евангелии говорится, что Господь, когда Его спросили, кому будет принадлежать жена, которую имели семь братьев, ответил: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.» (Мф 22:29-30). То есть Господь утверждает то, что совершенный человек восполняет число ангелов. А вот когда речь идёт о Божией Матери, говорится, что Она превыше серафимов и херувимов, что Она превзошла всех архангелов и ангелов, потому что сподобилась быть Материю Бога нашего, сподобилась быть той Лествицей, по Которой сошёл к нам Господь.

Вспомним сегодня, как блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был вознесён на Небо и увидел Царство Небесное. Он видел пророков, видел ангелов, видел праведников и апостолов. И он спросил: «А где же Матерь Божия?» Ему ответили: «Матерь Божия – среди вас, там, где люди пребывают в болезнях и скорбях. Она там, где нужно кого-то утешить. Она там, где Её зовут на помощь». Так вот, братия и сестры, пребывая в великой славе Небесного Царства, Пресвятая Богородица одновременно пребывает здесь, на земле, в тех местах, где люди призывают Её. И только Матерь Божия имеет такую благодать пребывать и с Богом в Царствии Небесном, и на земле, там, где Её ждут, где Она может заступаться за грешников, где может исцелять больных, где утешать скорбящих и благопоспешествовать ко спасению.

Ещё вспоминается просьба ко Христу апостолов Иакова и Иоанна, а у другого евангелиста матери их: «Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоём» (Мф 20:21). Тогда Господь ответил: «Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцом Моим» (Мф. 20:22-23). Вскоре именно этих учеников вместе с Петром, который исповедал Христа Сыном Божиим, Христос берёт на гору Фаворскую. Казалось бы, сейчас Он покажет им Царствие Небесное и поставит их одесную и ошуюю Себя. Но нет, на горе Фаворской справа и слева от Христа стояли пророки Илия и Моисей, а ученики даже не могли видеть эту славу, они пали ниц, закрыв глаза, потому что не могли стерпеть сияние благодати. Но так и нет здесь ответа на вопрос, кому справа и слева от Христа стоять во Славе Божией. А в Священном Писании есть такие слова: «Предста царица одесную тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена» (Пс. 44:10). Это о ком говорится? Это говорится о Царице Небесной, о Матери Божией, которая Своей чистотой, Своим смирением и кротостью, за любовь к Богу и к людям получила такую благодать, что Господь по Вознесении Её на Небо поставил Её одесную Себе. Есть такая икона, где восседает на троне Христос, справа – Божия Матерь, а слева – Иоанн Креститель. Вот кто во Славе Божией является справа и слева, кому Господь уготовал эти места.

Сегодня мы должны не только прославить Божию Матерь, не только вспомнить Её подвиги, Её Славу, но и в чём-то подражать Её жизни. Но в чём мы можем Ей подражать? Не каждый может остаться девственником, не каждый может пребывать всё время в чтении Священного Писания и рукоделии, жить в уединении. Но можем мы сегодня искать Христа, искать Его общения, искать лицезрения Его Лика, как искала Божия Матерь на горе Елеонской? Можем мы пожелать, чтобы всегда быть с Ним в общении, чтобы Он нас не забыл и здесь, в этой жизни, и в Царствии Небесном? Можем приходить как можно чаще в храм и искать встречи с Богом, пожелать быть с Ним и самым теснейшим образом соединиться с Ним в Таинстве Евхаристии? Можем мы пожелать, чтобы прожить так, как произносится в ектении: «Христианской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном Суде Христовом просим»? Можем мы просить и желать этого, чтобы кончина наша была спокойной, мирной, христианской, чтобы окружали нас наши близкие люди и молились за нас в час исхода нашего? Можем мы просить: «Господи, помоги нам жить в этой жизни так, чтобы не прогневлять Тебя своими грехами и прославлять Твое Имя своими делами, своей жизнью, чтобы в час исхода нашего нашу душу встретили ангелы светлые, а не бесы»? Можем. Можем мы после себя оставить добрые воспоминания о своих поступках, своих делах, своих словах? Можем. Вот к этому мы должны стремиться. Господь хочет, чтобы мы подражали жизни Матери Божией, жизни святых, чтобы и мы могли быть в Царствии Небесном пусть не справа и не слева, но хоть где-то в уголочке его.

Ангелы, Успение Божией Матери увидев, удивились, как Она с телом возносится прямо на Небо. Мы знаем, что на Небо вознеслись с телом пророки Илия и Енох. Господь вознёс их на Небо с телом, но только Бог Отец мог назвать Своим Сыном возлюбленным Иисуса Христа. А из людей Божия Матерь могла, как мать земная, назвать Его: «Чадо мое возлюбленное». Вот то великое дерзновение, которое поднимает Её на уровень выше серафимов и херувимов, именно та любовь к Богу, та любовь к нам. И поэтому мы обращаемся не только словами священника Аффония, но и словами апостолов: «Пресвятая Богородице, спасай нас! Пресвятая Богородице, помогай нам!»

И пусть эта Слава, эта Божественная благодать, которая сегодня сходит в этот храм, на людей, молящихся пред одром, или Плащаницей Божией Матери, укрепляет нас, братия и сестры, чтобы мы имели всегда в своих мыслях, как нужно жить, чтобы сподобиться в своей жизни хотя бы маленькой части той благодати, которую Господь дал Божией Матери и святым, чтобы и нам просветиться, чтобы и нам измениться, чтобы мы сделались образом Божиим, подобием Его и стяжали преподобие, стяжали ту праведность и ту мирную кончину и без стыда могли предстоять Святой Троице, оправдываясь не только милостью Божией, но и своими делами, и могли получить ответ от Бога, что мы тоже приняты в Его Славе. Аминь!

Всех вас поздравляю с Праздником. Этот Праздник – радость о том, что Заступница наша уже не только на земле, но и с Небес может помогать каждому человеку на планете, каждому просящему, как говорится в одной молитве: «Никто, приходяй к Тебе, не отыдет тощ, но бывает услышан». Давайте никогда не будем это забывать, и наши просьбы, наши молитвы, наши добрые желания всегда Матерь Божия исполнит во благо и во спасения наших душ. С Праздником!

Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий
Источник: Николо-Сольбинский женский монастырь

Фото на заставке: solba.ru

Просмотрено (203) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

27 ноября - Апостола Филиппа

Апостол Филипп - один из 12-ти апостолов. Был третьим из апостолов, призванным Иисусом Христом (по Евангелию от Иоанна). За проповедническую деятельность апостол Филипп был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии... далее

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

Святитель Григорий Палама — архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма, часто именуется отцом (особенно в греческих церквах) и учителем Церкви... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »