Чтобы наша вера стала глубокой, нужен духовный труд
Духовный труд начинается с молитвенного обращения к Богу. Даже апостолы просили Иисуса Христа: «Умножь в нас веру», – потому что Он – ее Начальник и Совершитель.
Беседа о духовной жизни
«Душе моя! Первейший грешник аз!
Но есть Господь, Всемилостивый Спас.
Верь, что Христос прощающим простит
И Своего Лица не отвратит!»
Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин)
Насельник Сретенского монастыря архимандрит Иов (Гумеров) отвечает на некоторые духовные вопросы.
– Отец Иов, благословите. В вашей книге о Пресвятой Богородице вы подробно разбираете Ее образ для православных. Что подвигло вас написать эту книгу?
– Принимая монашество, я дал три обета. Один из них – обет послушания. Книга о Пресвятой Богородице была написана по послушанию, которое возложил на меня наместник Сретенского монастыря отец Иоанн. В мае текущего года вышла книга «Туринская Плащаница: свидетельства евангелистов и открытия ученых», которая так же написана по послушанию.
– Как современному человеку научиться подражать Богородице в кротости и смирении, в послушании воле Божией?
– Пресвятая Богородица Своими добродетелями и чистотой превосходит всех когда-либо живших праведников и ангелов. Бесценным венцом ее духовного величия является смирение. Чтобы учиться у Царицы Небесной, надо постоянно возгревать к Ней любовь. По мере возрастания в нас любви к Матери Божией мы будем научаться у Нее кротости и смирению.
– Что бы вы посоветовали тем, кто хочет привить детям любовь к Божией Матери? Как это сделать?
– Для этого надо, чтобы ребенок с самого раннего возраста полюбил храм. Он является не только местом молитвенного прославления Господа, Матери Божией, святых угодников, но и училищем благочестия. В многочисленных песнопениях и гимнах наши благодарные души выражают чувства любви и к Богу, и к Его Матери, Которая Своими высочайшими добродетелями послужила делу нашего спасения. Как Матерь нашего Небесного Родителя, Она и наша Матерь. Мы все – братья и сестры не только во Христе, но и в силу того, что имеем общую Матерь.
Мы все – братья и сестры не только во Христе, но и в силу того, что имеем общую Матерь.
– «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Каким образом можно этого достичь?
– Святитель Филарет Московский изъясняет так: «Подлинная чистота сердца достигается постоянным и неослабным подвигом бдения над самим собой, изгнанием из сердца всякого незаконного желания и помышления, пристрастия к земным предметам, с верой и любовью непрестанно храня в нем память о Господе Боге Иисусе Христе» («Пространный христианский катехизис. О шестой заповеди блаженства»).
– Как научиться не обижаться на других, не помнить обид, прощать, не помнить зла?
– Прежде всего человек должен стремиться исполнить заповедь Божию: «Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мк. 11: 25–26).
Каждый, кто не прощает своему обидчику, уподобляется тому рабу, которому господин простил десять тысяч талантов, а он не простил своему должнику совсем небольшую сумму – сто динариев (см.: Мф. 18: 23–35).
Господь Спаситель не только дал нам заповедь прощать тех, кто причинил нам зло, но и Сам явил высочайший пример абсолютного незлобия: Он, умирая на кресте, просил Бога Отца о прощении распинавших Его: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23: 34). Чтобы освободиться от обиды, надо искренне молиться за обидчика, как за близкого человека.
– Каким образом человек может взрастить в себе упование на Бога и доверие Ему, если он осознает, что у него слабая вера?
– Чтобы наша вера стала глубокой и совершенной, нужен духовный труд. Он начинается с молитвенного обращения к Богу. Даже апостолы просили Иисуса Христа: «Умножь в нас веру» (Лк. 17: 5). Иисус Христос является Начальником и Совершителем веры (см.: Евр. 12: 2).
Святитель Василий Великий советует: «В рассуждении о сказанном Господом не нужно приходить в колебание и сомнение, но несомненно принимать, что всякий глагол Божий истинен, всесилен, хотя бы в противном уверяла природа. Ибо в этом подвиг веры».
Фарисеи, саддукеи, книжники и законники видели неисчислимое множество совершаемых Иисусом Христом чудес и знамений, однако не поверили, что Он – Бог. Разбойник, висевший справа от Господа Иисуса Христа, смог в прикованном к кресту и обреченном на смерть человеке увидеть воплотившегося Бога. Какой изумительный подвиг веры!
Архимандрит Иов (Гумеров)
Беседовала Александра Калиновская
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (63) раз