Благословение хлебов на Всенощном бдении: что, где, когда и зачем | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Выбрать страницу

Благословение хлебов на Всенощном бдении: что, где, когда и зачем

Благословение хлебов на Всенощном бдении: что, где, когда и зачем

Благословение хлебов на вечерне, которое мы привыкли именовать литией, по сути литией не является. Почему так, и что вообще происходит в этом месте службы?

О литии, что она собой представляет и откуда произошла, мы уже писали. В современной практике лития на вечерне настолько плотно слилась с благословением хлебов, что теперь в сознании верующих эти два чина отождествляются и воспринимаются как неотъемлемый атрибут Всенощного бдения накануне праздников. В этой теме нет ничего сложного, потому давайте в ней быстренько разберемся.

Для начала затронем современную практику. Согласно действующему Типикону чин благословения хлебов должен совершаться всякий раз при служении Всенощного бдения, а не только перед большими праздниками. Т.е., если строго следовать букве Устава (чего никто никогда не делает), то мы должны видеть благословение хлебов и в канун каждого воскресенья.

Когда раздается этот хлебушек, пропитанный вином, мы все прекрасно знаем. Такой устоявшийся чин характерен для традиции нашей Церкви, у греков он выглядит немного по-другому. Во-первых, благословение хлебов совершается вне чина Всенощного бдения, как правило, после вечерни или после утрени. Во-вторых, оно может быть заказано как любая другая треба, и православные христиане там приносят свое вино и свой хлеб, а потому его количество, как правило, многократно больше пяти.

Вообще традиция благословения хлебов в канун больших праздников на Руси сформировалась достаточно давно, как минимум до XVII века. И совершителем этого чина всегда был старший из священников, даже если на службе присутствовал епископ.

Вообще традиция благословения хлебов в канун больших праздников на Руси сформировалась достаточно давно, как минимум до XVII века. И совершителем этого чина всегда был старший из священников, даже если на службе присутствовал епископ. В больших кафедральных храмах и монастырях благословляли не только хлебы, но еще и кутью и какой-нибудь напиток (не обязательно вино), при этом читались молитвы на освящение колива с несколько измененными предложениями. К слову, такая практика являлась отражением древней традиции, в которой сформировался чин благословения хлебов и исходя из которой можно понять его смысл.

Если спросить кого-либо из православных, для чего совершается благословение, то практически все ответят, что это такой атрибут особого праздничного богослужения, и связан он с воспоминанием чуда умножения Спасителем пяти хлебов (Мф. 14, 13-23; Мк. 6, 30-46; Лк. 9, 10-17; Ин. 6, 1-15). О праздничной службе мы уже сказали, а вот относительно указанного чуда задайте себе вопрос: почему именно оно? Почему никакое другое чудо? Чем умножение хлебов лучше или уместней в данном случае каких-либо других чудес, совершенных Христом?

Очень многие места современного богослужения изначально имели практическое значение, впоследствии утраченное. Так и с чином благословения хлебов.

На самом деле все достаточно просто. Главное, помнить один принцип – очень многие места современного богослужения изначально имели практическое значение, впоследствии утраченное. Так и с чином благословения хлебов. Мы же помним, что помимо хлебов священник или епископ благословляет еще и вино, и пшеницу, и елей. Что с этим всем потом делать? Ну хорошо – хлебушек вином пропитали и скушали, маслом лобики помазали, а пшеницу куда? Кто-то ее сжигает вместе с записками, кто-то закапывает в землю, а кто-то заставляет пономарей грызть зерна, иногда и сам помогая в этом нелегком для челюстей деле. В общем, получается весьма странная ситуация – неужели над пшеницей нужно было читать специальную молитву только ради того, чтобы ее постигла такая незавидная участь?

На самом деле упомянутая русская традиция освящать коливо как раз указывает, что чин благословения хлебов (со всеми остальными продуктами) был установлен ради пропитания молящихся в храме христиан, т.е. ради того, чтобы они немного покушали и укрепили свои силы в те времена, когда Всенощное бдение действительно было всенощным.

Хлеб, пшеница, вино и елей не зря были выбраны Церковью – с ветхозаветных времен именно они составляли основной рацион древних израильтян (напр. Втор. 11, 14: 1Пар. 12, 41). После пришествия Христа, согласно 3 и 4 Апостольским правилам, только эти продукты можно приносить к алтарю. Чин благословения хлебов близок к чину агапы, так как оба они являют собой совместную трапезу христиан, главная практическая цель которой заключается в утолении голода членов общины.

Чин благословения хлебов близок к чину агапы, так как оба они являют собой совместную трапезу христиан, главная практическая цель которой заключается в утолении голода членов общины.

Современный чин благословения хлебов берет свое начало в практике древних палестинских монастырей V-XI вв. Здесь стоит помнить еще и тот факт, что чинопоследование палестинского Всенощного бдения с XII века распространилось во всей Православной Церкви. Существует мнение, что чин благословения хлебов был установлен преподобным Саввой Освященным (VI в.), который в своем монастыре стремился к совершению полного Всенощного бдения и ради этого не жалел средств на пропитание братии.

Еще такой письменный памятник VII века, как «Повествование о путешествии отцов Иоанна и Софрония», рассказывает о существовании монастырской трапезы между вечерней и утреней. Также житие преподобного Феодосия Великого повествует, как в основанную им лавру на праздничные богослужения собирались жители окружающих селений, монахи-келлиоты (т.е. жившие в пустынях и пещерах по 2-3 человека) и паломники. Все они не могли вернуться после службы домой из-за дальности расстояний и тяжести маршрута, а потому оставались ночевать в монастыре. Ради них после вечерни совершалось благословение хлебов (и некоторых других перечисленных продуктов), которым молитвенники подкрепляли свои силы.

Постепенно данный чин вошел в Иерусалимский устав, предписывающий молитву благословения хлебов читать еще и над закваской. Когда практический смысл был утрачен, благословение хлебов наполнили символическим исхождением в притвор с небольшим блюдом и небольшим количеством продуктов на нем.

Как теперь относиться к рассматриваемому нами чину – я не знаю. Наверное, просто радоваться и помнить, какие мы слабенькие христиане, что ради наших немощей сокращено Всенощное бдение, от которого осталось лишь название, и теперь мы вкушаем благословленный хлеб лишь символически, потому что дома всех еще ждет сытный ужин.

Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Союз православных журналистов

Фото на заставке: кафедральныйсобор.рф

Просмотрено (517) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
29 апреля — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

22 апреля - празднование Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы).
История этой иконы удивительна с самого начала ее создания. Еще при своей земной жизни дева Мария благословила святого апостола Луку написать ее изображение. Когда же великий евангелист представил Богородице созданную им икону, Пресвятая сказала, что отныне Благодать и сила Господа будут с этим образом... дальше

Радоница

29 апреля - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 27 апреля. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

20 апреляСветлое Христово Воскресение. Пасха далее »

21 апреляСветлая седмица — сплошная далее » Понедельник Светлой седмицы.

22 апреля — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

25 апреля — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

26 апреля — Суббота Светлой седмицы. Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

27 апреля — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее » Иконы Божией Матери Виленской - Остробрамской далее »