Народная религиозность. Нужно ли на нее равняться? | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Выбрать страницу

Народная религиозность. Нужно ли на нее равняться?

Народная религиозность. Нужно ли на нее равняться?

Последний месяц завершившегося лета, как и в прошлые годы, был отмечен большим количеством статей на различных православных ресурсах, постов в соцсетях и видео на всяких платформах по теме правильного отношения к церковным праздникам. То есть к Изнесению честных древ Креста Господня, Преображению и другим августовским торжествам, традиционно называемым в народе Маковеями, Спасами и т. п. Раньше я сам такие материалы читал, ещё раньше даже писал на эту тему и, наверное, сейчас не стал бы к ней возвращаться, если бы мы, люди говорящие и пишущие от лица Церкви, сказав доселе очень много, не обошли бы стороной главного.

А главное состоит в том, что ещё с глубоко советских времён в нашей церковной жизни можно наблюдать определённо парадоксальный перекос: вопреки всякой логике наш город учится верить у села, мегаполис – у провинции, центр – у периферии. То есть процесс странным образом движется не сверху вниз, а снизу вверх.

Исторически это вполне объяснимо: советская власть боролась с верой и Церковью не тотально и была избирательна в подходе. Наибольшие усилия к искоренению религии прилагались в крупных городах и промышленных регионах. Соответственно, в аграрных областях партийная хватка была слабее и село от безбожной политики страдало не в пример меньше города. Нельзя, конечно, сказать, что деревень гонения не коснулись. Немало и сельских храмов было порушено, и среди сельских священников и верующих находились исповедники веры и даже мученики. Но всё-таки один храм на три села по семьсот дворов в каждом – это куда лучше, чем две церкви в семидесятитысячном городе. Отсюда и разный характер расцерковления населения: горожанин просто игнорировал Церковь. Попробуй походи хотя бы на Пасху – Рождество – Богоявление. Сразу тебя возьмут на карандаш в парткоме, начнут песочить на собраниях рабочего коллектива, снимут с доски почёта, лишат квартальной премии. А если будешь продолжать в том же духе, то не ровён час – и посерьёзнее неприятностей наживёшь. В итоге наш горожанин, в лучшем случае, лишь крестил своих детей, отправляя ребёнка с кем-то из бабушек к тому из городских священников, кто поопытнее, чтобы потом факт крещения нигде не выплыл. А иногда даже и на это не решался, как бы чего не вышло. Сельский же житель хоть нечасто, а храм всё-таки посещал: то на Пасху с корзинкой во дворе постоит, то на Крещение святой воды зачерпнёт. Мог, не скрываясь, и за крёстного пойти, а если кто из старших родственников был верующим и умел плотно на уши присесть, то даже причащался раз-другой в году.

При этом те, кто застал советские времена, помнят, что тогдашняя церковность была, так сказать, бескнижной. Никакой религиозной литературы нигде не продавалось, единственное на всю Церковь издательство выпускало исключительно молитвословы, а собственную Библию можно было заиметь, только поступив в семинарию. Стоит ли удивляться, что в ту тёмную пору к вере и церковности вовсю примешивался околоцерковный фольклор? И, ясное дело, что происходило сие куда активнее в сёлах, нежели в городах. В самом деле, откуда взяться околоцерковному фольклору там, где и церкви-то нет?

Вот и укоренились в сельской религиозной жизни Маковеи и Спасы, распространились обычаи, давно утратившие значение и смысл (пока не сходишь «до выводу», в церковь – ни ногой), процвели махровым цветом суеверия («у меня дочка рожает – откройте Царские врата»). Так и прожили несколько поколений церковного люда, совмещая в жизни малые подвиги (попробуйте нынче походите пешком в храм через два села, да так, чтобы к службе вовремя прийти!) и малые глупости («подойду-ка я к батюшке после причастия, пусть Чашу на голову поставит»). И это была церковность. Для своего времени нормальная церковность, другой-то ведь попросту не было и быть не могло. И в какой-то мере мы, сегодняшние христиане, все сплошь умники да книжники, должны бы на тех сельских жителей 60-х и 70-х смотреть снизу вверх, потому как их вера, пусть даже в чём-то примитивная, была верой выстраданной, сопряжённой с подвигом, который, впрочем, никто из них за подвиг не считал.

Но, так или иначе, те времена прошли. Подвиг веры стал историей. А вот вышеописанная форма религиозности уходить в историю не спешит. Пусть она теперь не совмещена ни с каким подвигом. Пусть сейчас каждый христианин способен получить сколько угодно знаний хоть в библеистике, хоть в догматике, хоть в аскетике. Пусть храмы нынче в иных городах могут по количеству соперничать с больницами и школами, вместе взятыми. По какой-то неведомой причине определённая часть православных упорно продолжает называть церковные праздники по-народному, приносить на освящение вместо мёда букеты из цветов и мака, надоедает священникам просьбами об открытии Царских врат, пренебрегает строгим постом в канун Рождества ради «12 страв» и совершает ещё тысячу и один непонятный поступок, оправдывая всё это тем, что «так заведено у нас в селе», «так делала моя бабушка», «так принято» и прочее…

И вроде бы как все эти вещи по отдельности ничуть не страшны и совершенно безобидны, однако всё это вместе подменяет в сознании людей Христа фольклором, церковные традиции – народными обычаями, веру – исполнением обрядов. И хуже всего то, что такая «народная» вера не обязывает человека ровным счётом ни к чему. Можно сколько угодно лелеять в душе сладкие воспоминания из детства, связанные с бабушкиным селом и его, в том числе церковными, традициями. Но они никогда не подвигнут на поступки по вере, на исполнение Заповедей, на жизнь по Евангелию. Они просто отведут вере место в жизни, где-то между вышитыми бабушкой рушниками и выкопанным дедом колодцем, и будет человек обращаться к ней в дни больших праздников, удовлетворяя, пусть и приятное, и даже благоговейное, но всё же глубоко душевное сентиментальное чувство. Но только и всего. Вера не станет для такого человека законом жизни, она не будет присутствовать в его повседневности, она даже к еженедельному посещению храма его не подвигнет. На Пасху пришёл, скорлупу от крашенки закопал, богоявленской водой углы квартиры покропил, в Великий Четверг ванну принял, накануне Рождества стол с 12 блюдами на сене накрыл, вначале Великого поста причастился – и молодец! Всё как принято, всё как бабушка учила…

Согласен, не все такие. Есть те, кто успешно совмещают несовместимое. Упорно совмещают, почти принципиально. С увлечением друг другу пересказывают сны, передают друг другу переписанные от руки невразумительные «молитвы», запрещают детям купаться после Ильина дня и есть яблоки до Преображения, упорно пытаются на крестном ходу в Великую Субботу прошмыгнуть под плащаницей, приводят на крещение ребёнка по три пары крёстных и ещё несколько норовят записать заочно, с упорством, достойным лучшего применения, стараются сунуть голову всюду, куда можно и нельзя: под священническую ризу, под Евангелие, под Потир… И всё это нередко либо тайком от священника, либо даже вопреки его запрету: мы-де лучше знаем, у нас в селе это спокон веку заведено, что вы там, молодые, понимаете? О качестве такой церковной жизни говорить, понятное дело, не приходится. Какая там работа над собой, когда все усилия направлены на соблюдение обрядов, обычаев и суеверий!

И самое печальное, что подобное сплошь и рядом происходит по нашему священническому попустительству. Многим ведь важно, чтобы люди приходили в храм, а с чем они приходят и тем более зачем – наше ли дело? Привело кого-то в церковь суеверие? Пусть себе остаётся суеверным, лишь бы в храм ходил. По Уставу освящается одно, а приносят совершенно другое? Лишь бы хоть что-то приносили. Маковей так Маковей, – будь попроще, и к тебе потянутся люди. Крыжма так крыжма, – и какая разница, что такого слова не знают ни Устав, ни Требник? Подход в целом понятен, только обоснован ли?

Годами мы были вполне довольны, что к нам было кому ходить на освящение воды и свечей, на благословение куличей и яблок, на соборование и причастие раз в году. И как-то не очень мы замечали, что сознательных прихожан у нас не очень-то и много. Но вот настало время, когда заметить пришлось. Вдруг оказалось, что изрядному числу «православных» абсолютно всё равно куда и к кому носить на освящение корзинки, ходить за водой и приводить по три пары кумовьёв. Спас он ведь и в ПЦУ Спас.

Так может быть, настала, наконец, пора вспомнить, что изначально христианство – городская религия? Апостолы шли с проповедью, прежде всего, в крупные города: столичные, торговые, портовые. Туда, где было много народа, где было кому слушать и слышать. И именно в городах возникли первые христианские общины, и именно город научил вере глубинку, а не наоборот. И на Руси по-другому не было. Князь Владимир сначала крестил Киев, затем были крещены города вдоль торгового пути «из варяг в греки», и лишь после этого вера пришла на периферию. Задача священника не упрощать православие до уровня «маковея» и «крыжмы», а повышать уровень тех, кто переступает порог храма. И нам хорошо известно, что собой представляет церковная традиция, мы владеем церковным лексиконом, мы причастны к высокой церковной культуре. Недаром ведь духовные учебные заведения, по крайней мере крупнейшие и авторитетнейшие, располагаются именно при монастырях. Недаром опытные духовники рекомендуют желающим священства не просто окончить семинарию, а отучиться непременно очно, непосредственно и опытно соприкасаясь с живой церковной традицией, чтобы научиться мыслить её категориями, чувствовать её красоту, чтобы приобщиться к её культуре, чтобы сделаться её носителями.

А начинается всё с малого. С того, что священник будет называть праздники их настоящими названиями, научит постоянных прихожан соблюдать церковные традиции относительно благословения плодов и снедей, не поленится изжить неизвестные Уставу околобогослужебные обряды, не будет потакать тем, кто, приходя причаститься раз в году, ведёт себя так, будто делает одолжение. Наконец, возьмёт на вооружение в построении приходской жизни не ворох народных традиций десятка окрестных сёл, а давно написанные и абсолютно всем доступные общецерковные правила и нормы. И не стоит бояться, что кто-то не поймёт и уйдёт в поисках другого храма, где ему Царские врата для успешных родов откроют. Такие ведь и оставшись, так до конца своими не станут. А что до тех, кто привык к обычаям родного села, то здесь всё куда проще: большинство новых людей так или иначе открыто для общения и научения. Стоит уделить внимание, объяснить, рассказать. Причём это могут не только священники, но и прихожане. Те самые, сознательные и знающие. И человек твёрдо усвоит: в селе так, в городе эдак. Вот верите, за двадцать с лишним лет священства ни разу не встретил человека, которого отвернул бы от веры тот факт, что в данном храме многое не так, как в сельской церкви на его малой родине. Как, собственно, и то, что священник Преображение называет Преображением, а молитву сорокового дня – молитвой сорокового дня, ещё никого с толку не сбило. И самое главное – это та сфера, где даже малые усилия способны принести большие плоды. Как по мне, самое время приняться за работу.

Протоиерей Владимир Пучков
Источник: Православная Жизнь

Фото на заставке: pravlife.org

Просмотрено (245) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Скоро праздник

6 мая - Вмч. Георгия Победоносца

Георгий Победоносец - наиболее почитаемый святой ещё со времён раннего христианства. Был одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Во время гонений на христиан перед императором объявил себя христианином и после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен... далее Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012)

Иверская икона Божией Матери принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции; согласно преданию он написан самим евангелистом Лукой... далее

Неделя святых жен-мироносиц


Во второе воскресенье после Пасхи вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

4 мая — Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

6 мая — Вмч. Георгия Победоносца далее »  Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012) далее »

8 мая — Апостола и евангелиста Марка далее »

9 маяДень Победы далее » Поминовение усопших воинов