Быть зваными на брачном пиру
Мы все призваны на таинственный пир, который устраивает Бог для Своего Сына. Постараемся не посрамить того великого доверия, которое Бог оказал нам – избранным и приглашенным на Божественную брачную Вечерю.
Проповедь в Неделю 14-ю по Пятидесятнице.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Многие из нас неоднократно слышали ту притчу, которую Церковь предлагает нам сегодня в евангельском чтении. Притча эта повествует о брачном пире, который устроил Господин, Царь для Сына Своего. Он послал Своих рабов для того, чтобы призвать на брачный пир, как говорится в Евангелии, «званых». И «званые» не хотели прийти. Притчу эту можно отнести и к тому, что происходило до явления в мир Сына Божия, Его воплощения и искупительного подвига, когда пророки, святой Иоанн Предтеча обращались к избранному иудейскому народу, благовествуя им о том, что должен прийти на землю Бог. Но эти избранные отвергли их проповедь, не приняли во внимание их Богом вложенные в уста слова, а многих проповедников казнили, убили, истязали. По упорному неверию, греховным помыслам и увлечению житейской суетой избранные не захотели прийти на пир Сына Божия. Почему? Потому что сердце их было прилеплено к земному. Образы Евангелия, которые мы слышали сегодня, – это люди, которые говорят: «Вот, я пошел на поле свое. Не чужое, а свое. Вот, я на торговлю свою». Так же и в то время: люди представляли Мессию как царя, который восхитит великую власть и великую силу в плотском, человеческом понимании. Но что говорит апостол? Апостол Павел говорит в своем Послании к Галатам, что «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся» (Гал. 5: 17).
То, что произошло дальше, тоже требует внимательного рассмотрения. Тогда говорит Он рабам Своим: «Брачный пир готов, а “званые” не были достойны. Итак, пойдите на распутье и всех, кого найдете, зовите на брачный пир». И пришли на этот брачный пир те, кому благовествовали апостолы, – язычники, и злые, и добрые. Но пришедший Царь посмотрел на возлежащих на брачном пиру и увидел там человека, одетого не в брачные одежды. И говорит ему: «Друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Он же молчал. Видимо, это касается тех, кто, уже будучи просвещен проповедью христианской, запечатлен даром Святаго Духа в таинстве миропомазания, очищен от грехов прародительских Святым Крещением, продолжает упорствовать, противиться своей совести, которая есть глаз Божий, которая есть ангел Божий, вестник Божий и которая призывает нас на этот таинственный брачный пир.
Совесть есть ангел Божий, который призывает нас на брачный пир
И вот, сегодня мы предстоим, как бы некоторым из нас это ни казалось парадоксальным, именно на этом самом брачном пире. Что же это за брачный пир? Это в первую очередь таинство Евхаристии, Божественная трапеза, как переводится это слово с греческого языка. Имеется в виду трапеза – Престол Божий. Тот престол, который мы видим на земле, есть образ того Престола, который на небесах служит жилищем Бога Вышнего. Жених – Христос, а невеста Его – Церковь. Но есть одна деталь, которую мы не можем уразуметь в полной мере, читая русский перевод Евангелия. В русском переводе говорится, что Царь сделал брачный пир, а в греческом языке и в церковнославянском звучит «браки», то есть множественное число.
Как же трактуют это святые отцы? Они говорят, что этот брак, поскольку он в тексте священном, в тексте Нового Завета поставлен во множественном числе, может быть равным образом отнесен и к душе каждого из нас, каждого человека. И дело нашей свободной воли – прилепиться к тому, что окружает нас. А это нас всех затягивает. Каждый знает по себе: порой даже люди, которые оказываются на Божественной литургии, занимают свой ум житейскими мыслями. Может быть, незначительными, а может быть, важными проблемами. Но опускают то главное, ради чего, может быть, на этот миг нас терпит Господь и приводит в Церковь. Мы не говорим о тех, которые, подобно древним избранным, занимаются полями своими, куплями и вообще не приходят на брачный пир. Но есть и такие, которые убивают посланников Божиих. Это люди, которые сознательно противятся призыву совести, призыву Божественного веления. Те люди, которые впадают в тяжкие грехи, те люди, которые по любопытству человеческому, по своему, может быть, преступному неразумию увлекаются чуждыми учениями, как еретическими, так и откровенно богопротивными, которые, по их мнению, могут дать им земную власть, земную силу. То, чего ждали призванные иудеи от грядущего Мессии, то, чего они не получили, и то, чего они ждут от того Мессии, который, по их мнению, должен прийти на землю.
Эта притча, как мы сейчас с вами рассуждали, относясь и к прошлому, и к настоящему, имеет и проекцию в будущее. Эта проекция может быть определена опять же при внимательном чтении Священного Писания. Когда человек прилепляется к земному, когда он все свои силы души устремляет на прах, то ему посылается от Бога, как противящемуся, дух обольщения. Вот, что говорит апостол Павел в Послании к Солунянам: «По действию Сатаны будет он Антихрист со всяким обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истинной для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так, что они будут верить лжи» (см.: 2 Фес. 2: 9–11). Посмотрите: то, что апостол говорит о имеющем место в будущем, в судьбах человечества, уже начинает сбываться. Если мы возьмем целые общества, а такие уже, к сожалению, наверное, как общность людей сформировались, – их объединяет неукротимая страсть к материальному. Некоторые социологи, философы называют это обществом потребления. В этом обществе нет места ни человеческой любви, ни человеческой ценности. Как говорит известный нам профессор Осипов, эти люди даже не умеют улыбаться, у них улыбка трупа. Он очень точно подметил.
Когда человек прилепляется к земному, ему посылается от Бога дух обольщения
Этот дух обольщения может перейти и на нас, если мы будем разделять этот подход к жизни. В таком обществе существует и свой бог, свой идол. На нем изображен треугольник с глазом, и он окрашен в зеленый цвет. Многие люди сходят с ума, предают своих родных, близких для того, чтобы приблизить к этому идолу. Разве это не дух обольщения? Порой те люди, которые отходят окончательно от призыва Божественного, я уже не говорю о призыве на Царственный пир, – просто от призыва оторваться от своих дел, начинают испытывать лютую ненависть к тем, кто приходит на этот пир, кто разделяет великую радость Сына Божия. Им неймется, что кто-то имеет живое общение с Богом. Это те убийцы, которые истребляют посланников Царя, Который устроил брачный пир для своего Сына. Но много ли призванных? Апостол отвечает на этот вопрос: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1: 26–29).
Будем внимательно следить за своей душой. За тем, что в ней происходит. Мы все призваны на таинственный пир, который устраивает Бог для Своего Сына. Апофеоз, высшая точка радости на этом пиру – это те для кого-то редкие, а для кого-то, может быть, и нередкие моменты, когда мы имеем живой опыт общения с нашим Творцом и Промыслителем. Не будем забывать, что мы куплены дорогой ценой и что, по слову апостола Павла, мы всегда должны благодарить Бога за то, что от начала, а это, наверное, для большинства из нас, таинства Святого Крещения через освящение Духа и веру истине избрал Он нас ко спасению. Постараемся не посрамить того великого доверия, которое Бог оказал нам, как избранным и приглашенным на таинственную Божественную брачную Вечерю, и постараемся всегда прислушиваться к голосу совести, голосу Божию, который мы слышим через Священное Евангелие, через голос Его Святой Церкви. Аминь.
Иеромонах Павел (Щербачёв)
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (411) раз