Выбрать страницу

Быть зваными на брачном пиру

Быть зваными на брачном пиру

Мы все призваны на таинственный пир, который устраивает Бог для Своего Сына. Постараемся не посрамить того великого доверия, которое Бог оказал нам – избранным и приглашенным на Божественную брачную Вечерю.

Проповедь в Неделю 14-ю по Пятидесятнице.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Многие из нас неоднократно слышали ту притчу, которую Церковь предлагает нам сегодня в евангельском чтении. Притча эта повествует о брачном пире, который устроил Господин, Царь для Сына Своего. Он послал Своих рабов для того, чтобы призвать на брачный пир, как говорится в Евангелии, «званых». И «званые» не хотели прийти. Притчу эту можно отнести и к тому, что происходило до явления в мир Сына Божия, Его воплощения и искупительного подвига, когда пророки, святой Иоанн Предтеча обращались к избранному иудейскому народу, благовествуя им о том, что должен прийти на землю Бог. Но эти избранные отвергли их проповедь, не приняли во внимание их Богом вложенные в уста слова, а многих проповедников казнили, убили, истязали. По упорному неверию, греховным помыслам и увлечению житейской суетой избранные не захотели прийти на пир Сына Божия. Почему? Потому что сердце их было прилеплено к земному. Образы Евангелия, которые мы слышали сегодня, – это люди, которые говорят: «Вот, я пошел на поле свое. Не чужое, а свое. Вот, я на торговлю свою». Так же и в то время: люди представляли Мессию как царя, который восхитит великую власть и великую силу в плотском, человеческом понимании. Но что говорит апостол? Апостол Павел говорит в своем Послании к Галатам, что «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся» (Гал. 5: 17).

То, что произошло дальше, тоже требует внимательного рассмотрения. Тогда говорит Он рабам Своим: «Брачный пир готов, а “званые” не были достойны. Итак, пойдите на распутье и всех, кого найдете, зовите на брачный пир». И пришли на этот брачный пир те, кому благовествовали апостолы, – язычники, и злые, и добрые. Но пришедший Царь посмотрел на возлежащих на брачном пиру и увидел там человека, одетого не в брачные одежды. И говорит ему: «Друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Он же молчал. Видимо, это касается тех, кто, уже будучи просвещен проповедью христианской, запечатлен даром Святаго Духа в таинстве миропомазания, очищен от грехов прародительских Святым Крещением, продолжает упорствовать, противиться своей совести, которая есть глаз Божий, которая есть ангел Божий, вестник Божий и которая призывает нас на этот таинственный брачный пир.

Совесть есть ангел Божий, который призывает нас на брачный пир

И вот, сегодня мы предстоим, как бы некоторым из нас это ни казалось парадоксальным, именно на этом самом брачном пире. Что же это за брачный пир? Это в первую очередь таинство Евхаристии, Божественная трапеза, как переводится это слово с греческого языка. Имеется в виду трапеза – Престол Божий. Тот престол, который мы видим на земле, есть образ того Престола, который на небесах служит жилищем Бога Вышнего. Жених – Христос, а невеста Его – Церковь. Но есть одна деталь, которую мы не можем уразуметь в полной мере, читая русский перевод Евангелия. В русском переводе говорится, что Царь сделал брачный пир, а в греческом языке и в церковнославянском звучит «браки», то есть множественное число.

Как же трактуют это святые отцы? Они говорят, что этот брак, поскольку он в тексте священном, в тексте Нового Завета поставлен во множественном числе, может быть равным образом отнесен и к душе каждого из нас, каждого человека. И дело нашей свободной воли – прилепиться к тому, что окружает нас. А это нас всех затягивает. Каждый знает по себе: порой даже люди, которые оказываются на Божественной литургии, занимают свой ум житейскими мыслями. Может быть, незначительными, а может быть, важными проблемами. Но опускают то главное, ради чего, может быть, на этот миг нас терпит Господь и приводит в Церковь. Мы не говорим о тех, которые, подобно древним избранным, занимаются полями своими, куплями и вообще не приходят на брачный пир. Но есть и такие, которые убивают посланников Божиих. Это люди, которые сознательно противятся призыву совести, призыву Божественного веления. Те люди, которые впадают в тяжкие грехи, те люди, которые по любопытству человеческому, по своему, может быть, преступному неразумию увлекаются чуждыми учениями, как еретическими, так и откровенно богопротивными, которые, по их мнению, могут дать им земную власть, земную силу. То, чего ждали призванные иудеи от грядущего Мессии, то, чего они не получили, и то, чего они ждут от того Мессии, который, по их мнению, должен прийти на землю.

Эта притча, как мы сейчас с вами рассуждали, относясь и к прошлому, и к настоящему, имеет и проекцию в будущее. Эта проекция может быть определена опять же при внимательном чтении Священного Писания. Когда человек прилепляется к земному, когда он все свои силы души устремляет на прах, то ему посылается от Бога, как противящемуся, дух обольщения. Вот, что говорит апостол Павел в Послании к Солунянам: «По действию Сатаны будет он Антихрист со всяким обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истинной для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так, что они будут верить лжи» (см.: 2 Фес. 2: 9–11). Посмотрите: то, что апостол говорит о имеющем место в будущем, в судьбах человечества, уже начинает сбываться. Если мы возьмем целые общества, а такие уже, к сожалению, наверное, как общность людей сформировались, – их объединяет неукротимая страсть к материальному. Некоторые социологи, философы называют это обществом потребления. В этом обществе нет места ни человеческой любви, ни человеческой ценности. Как говорит известный нам профессор Осипов, эти люди даже не умеют улыбаться, у них улыбка трупа. Он очень точно подметил.

Когда человек прилепляется к земному, ему посылается от Бога дух обольщения

Этот дух обольщения может перейти и на нас, если мы будем разделять этот подход к жизни. В таком обществе существует и свой бог, свой идол. На нем изображен треугольник с глазом, и он окрашен в зеленый цвет. Многие люди сходят с ума, предают своих родных, близких для того, чтобы приблизить к этому идолу. Разве это не дух обольщения? Порой те люди, которые отходят окончательно от призыва Божественного, я уже не говорю о призыве на Царственный пир, – просто от призыва оторваться от своих дел, начинают испытывать лютую ненависть к тем, кто приходит на этот пир, кто разделяет великую радость Сына Божия. Им неймется, что кто-то имеет живое общение с Богом. Это те убийцы, которые истребляют посланников Царя, Который устроил брачный пир для своего Сына. Но много ли призванных? Апостол отвечает на этот вопрос: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1: 26–29).

Будем внимательно следить за своей душой. За тем, что в ней происходит. Мы все призваны на таинственный пир, который устраивает Бог для Своего Сына. Апофеоз, высшая точка радости на этом пиру – это те для кого-то редкие, а для кого-то, может быть, и нередкие моменты, когда мы имеем живой опыт общения с нашим Творцом и Промыслителем. Не будем забывать, что мы куплены дорогой ценой и что, по слову апостола Павла, мы всегда должны благодарить Бога за то, что от начала, а это, наверное, для большинства из нас, таинства Святого Крещения через освящение Духа и веру истине избрал Он нас ко спасению. Постараемся не посрамить того великого доверия, которое Бог оказал нам, как избранным и приглашенным на таинственную Божественную брачную Вечерю, и постараемся всегда прислушиваться к голосу совести, голосу Божию, который мы слышим через Священное Евангелие, через голос Его Святой Церкви. Аминь.

Иеромонах Павел (Щербачёв)
Источник: Сретенский монастырь

Фото на заставке: monastery.ru

Просмотрено (405) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Событие это не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания. Однажды святой праведной Анне явился Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Нареки Ее Мария»... Праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место в истории России – ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы, на этот день назначались решающие для судьбы нашего Отечества сражения. Так, именно в праздник Рождества Божией Матери в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом... далее 22 сентября - Праведных Богоотец Иоакима и Анны

Святые Иоаким и Анна - родители Пресвятой Богородицы, ставшей матерью Иисуса Христа. Святая Анна родила дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака. Православная церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти... далее Прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) (1439–1515) — игумен основанного им монастыря Успения Богородицы (Иосифо-Волоколамский монастырь), крупный церковный деятель, публицист, основатель "иосифлянства", обличитель ереси жидовствующих, автор «душеполезного сочинения», называющегося «Просветитель» и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником — Нилом Сорским, доказывал полезность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

22 сентября — Праведных Богоотец Иоакима и Анны далее » прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца далее »

24 сентября — Прп. Силуана Афонского далее » перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев далее »

25 сентября — Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского далее »

26 сентябряПамять обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) далее »

27 сентябряВоздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (Строгий пост) далее » Преставление Иоанна Златоуста далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы