Важно, чтобы Крест Божий стал и твоим крестом
Вспомним Святое Евангелие: «…Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34).
И святые отцы, и вслед за ними почти все священнослужители на проповедях говорят, что нужно взять свой крест и последовать за Христом.
Но что конкретно это обозначает и как конкретно это сделать?
Есть такое песнопение в чинопоследовании Таинства Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа». Оно переводится с церковнославянского языка как «Сколько вас во Христа ни крестилось, во Христа вы все облеклись. Аллилуиа».
Т. е. все православные христиане во время крещения облекаются во Христа. Они соединяются с Господом нашим Иисусом Христом. И становятся членами Церкви, Которая есть частью Тела Христова. Соответственно, они становятся частью Тела Христова. Соответственно, частью Христа.
Вспомним Павлово: «И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12:27).
И также его: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим. 6: 4, 5).
Здесь снова мы видим непосредственную нашу связь с Искупительным Подвигом Господа нашего Иисуса Христа. Он соизволил соединиться с нами, и мы соединяемся неким таинственным Божественным произволением и своей доброй волей с Ним.
Святые отцы говорят, что жизнь православного христианина – это подвиг бескровного мученичества.
Так у нас всё устроено в жизни. Для чего? Очень тонко об этом сказал епископ Вениамин (Милов): «Страдание своей глубиной измеряет глубину подрыва в каждой христианской душе и теле корней самолюбия». Т. е. уже личностно в каждом из нас происходит уничтожение греха гордыни, если мы обратили свою жизнь в крест и следуем за Христом. И здесь – начало нашего спасения. Также вышеупомянутый владыка интересно говорил о том, что перед истинным смирением сначала должно быть насильственное смирение. Это когда человек заставляет свою грешную человеческую природу (а она зачастую не хочет этого и сопротивляется!) подчиняться заповедям Божиим волевым актом. В данном случае мы видим, что внутри человека происходит необходимая борьба, которая и есть тем самым бескровным мученичеством.
И поэтому жизнь христианина должна являться сораспятием и совоскресением Господу нашему Иисусу Христу. Пойми это – и будешь счастлив.
Это видно в том числе и из богослужений церковного года: Великий пост, Страстная седмица, Пасха.
Но и в твоей личной жизни – жизни каждодневной должно быть то же самое. Введи свою жизнь в жизнь Христа. Прислушивайся к Его заповедям. Как бы поступил Господь в этой ситуации? Хочется отомстить обидчику и ненавидеть? Вспомни, что Спаситель делал, когда римские воины прибивали Его Пречистые руки и ноги ко Кресту? Он сказал: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Христос любил и молился о Своих обидчиках. Его пришли арестовывать в Гефсиманском саду, а Он исцелил ухо Своему тюремщику Малху.
И чем увенчалась жизнь Спасителя? Крестной смертью. Так и тебя ждет своя «голгофа». Потому что каждый из нас умрет. Смерть – это крест для каждого из нас. Но и каждый из нас воскреснет в вечную жизнь. Только будет ли это воскресение блаженного рая или воскресение осуждения на муку вечную? Вот в чем вопрос, перефразируем мы Шекспира.
И этот вопрос должен быть внутри каждого из нас. Мы должны жить с этим вопросом. И понять, что Господь и нас призывает войти в Его страдания, потому что ими и только ими очищается грешная плоть и уничтожается гордыня, живущая в каждом из нас.
И когда эта гордыня побеждена орудием креста – этим величайшим орудием смирения, тогда душа человека и плоть его умягчаются, изменяются и благодатью Святого Духа становятся сродными раю, становятся словно бы единой материей с ним, единой природой с ним. И тогда начинается уже личное воскресение человека. Ему открывается Царствие Небесное. И он Божьим Промыслом входит в него.
Но для этого нужно разделить с Господом Его крест. Для этого нужно взять свой крест, взойти на него и соединить его таким образом с Искупительным Подвигом Господа нашего Иисуса Христа, соединить его с Крестом Божиим. Без этого никак.
Страдания – это не только боль, но и радость очищения. И моя чернота, моя личная грязь уничтожается, раздирается на кресте, будто извивающийся змий. Она исцеляется в Самом Богочеловеке.
И поэтому страдание, страдание духовное, страдание Христа ради – это еще и сладостная мука рождения нового небесного человека в нас самих. Возлюбим же его. Крест – это путь Христа и путь каждого христианина.
«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».
Протоиерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь
Фото на заставке: pravlife.org
Просмотрено (52) раз