Выбрать страницу

Талант как стремление познать Бога

Талант как стремление познать Бога

Каждый должен задать себе вопрос: «Что я сделал для того, чтобы победить тот или иной грех?» Как бы ни тяжел был этот путь, Бог всегда рядом. Нам нужно только сделать шаг.

В сегодняшний воскресный день в евангельском отрывке звучит притча о талантах. Каждый образованный человек, церковный и не церковный, слышал эту притчу, по крайней мере, слышал о талантах, об умножении талантов или о закопанном таланте. Да и в годовом круге церковного богослужения эта притча звучит несколько чаще других отрывков.

Притча о талантах – одна из ряда притч, которые Спаситель произносит незадолго до Своих крестных страданий. У Него уже нет времени говорить о чем-то второстепенном, здесь Господь говорит то, что очень важно. Ученики показывают на храм Иерусалимский и говорят: «Посмотри, как он красив, как он величественен», – а Спаситель вдруг им отвечает, что камня на камне от него не останется. И говорит притчами, которые призывают нас к размышлению о Страшном суде: три сказанные Им притчи переходят одна в другую по Евангелию. Притча о десяти девах – это, можно сказать, притча о беспечности. Сразу за ней и проистекающая из нее сегодняшняя притча о талантах. Если характеризовать ее одним словом – это притча о малодушии. Вслед за ней идет притча о Суде, о козлах и овцах, которые будут по разную сторону во время Суда, и это притча о человечности, о том, был ли каждый из нас человеком на этой земле.

В притче о талантах некий господин, уходя на долгое время, призвал своих рабов, вручил им таланты: пять, два и один, – и указал им эти таланты сохранять. Важная деталь: он видел силы каждого из рабов, поэтому дал разное количество талантов. Когда он вернулся по истечении долгого времени, он призвал их и стал спрашивать, как они их употребили. Оказалось, что первые два умножили таланты вдвое, за что получили от него похвалу. Господин говорит им: «Вниди в радость Господа твоего» (Мф. 25: 21). А третий слуга признался, что ничего не приумножил. «Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое» (Мф. 25: 24–25). Казалось бы, тоже поступил неплохо, по крайней мере, не растратил, но получил совершенно другой ответ: «Лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25: 26–30).

Со временем в рамках нашей культуры слово «талант» стало восприниматься как некий дар Божий: музыкант хороший, преподаватель, врач – талант от Бога. Во-первых, что такое талант? Это мера драгоценных металлов. Мера – это не монета, не деньги. По мнению исследователей, мерой серебра был один талант – это где-то 20–25 килограммов серебра. Пять талантов – это 125 килограммов серебра, а рабы вернули господину 300. В то время за один день работы давали 1 динар, то есть пять талантов – это 75 лет работы. Это действительно большое состояние.

Второй момент. Здесь говорится о рабах, но это рабы не в том понимании, к которому мы привыкли. Тогда раб был, по сути, соработником хозяина, часто он ел с ним за одним столом, принимал участие в его делах.

Очень важно в этой притче понять, что такое талант в христианском понимании. Один из первых толкователей этого места, святитель Иоанн Златоуст, говорит о том, что этот талант – это слово Божие, которое вручено в первую очередь апостолам, пастырям, епископам, и они ответственны перед Богом. И, безусловно, все богословы сходятся в том, что хозяин этот не кто иной, как Господь Бог. Мы ответственны за несение слова Божьего, мы должны действительно его приумножить в сердцах людей. Появляется понимание таланта как сокровища, то есть того, что вручил тебе Бог. Но что Бог может вручить нам?

Мы ответственны за несение слова Божьего и должны приумножить его в сердцах людей

Есть интересная запись в дневнике Александра Солженицына. Он пишет, что всем своим писательским искусством, всеми книгами, которые он написал, он обязан таланту от Бога быть невинно осужденным. Он понимает это как талант, как некое сокровище, которое вручил ему Бог. Быть в лагере невинно осужденным – талант: «Если бы не было у меня этого таланта – быть в лагере, – не родились бы эти книги». Талантом действительно иногда может быть болезнь, скорбь, какие-то тяжелые обстоятельства жизни, которые вручает нам Господь. Как мы можем умножить талант сквозь эту скорбь, тяжесть, тревогу? Не умножением же скорбей! Умножить талант мы можем, приняв его от Бога, став лучше. Мы не хотим скорбей, страданий, лишений и даже молимся: «Избави нас от всякия скорби, гнева и нужды», – но они приходят. Мы знаем, в жизни каждого человека они есть. Человек способен возрасти, умножить свой талант веры в Бога.

Умножить талант мы можем, приняв его от Бога, став лучше

Талант может еще рассматриваться, как говорил современный нам богослов профессор Алексей Ильич Осипов, как стремление к Богу, стремление познать Бога. Все люди разные по количеству талантов. Кто-то очень хочет найти Бога, кто-то хочет узнать истину. Кто-то, имея таланты, хочет их реализовать, но мало для этого делает. А кому-то все равно: «Мне хорошо и так, как я уже живу. Главное – комфорт моей жизни». Алексей Ильич приводит пример святителя Игнатия (Брянчанинова), указывая, что талант может быть стремлением к Богу, к познанию истины. Святитель Игнатий был очень успешным человеком, происходил из дворянского сословия, в 15 лет уже знал пять языков: английский, французский, немецкий, латынь и древнегреческий. А для чего он использовал эти языки? Для того чтобы познать Бога, прочитать в оригинале многие богословские труды, не переведенные еще тогда на русский язык, чтобы в этих разных источниках прикоснуться к истине, найти, нащупать ее. Когда этот успешный человек, у которого была просто потрясающая, блестящая, фактически вертикальная карьера, наконец обрел истину и ушел в монашество, он вызвал гнев императора. Его родной отец от него отрекся. Но, обретя истину, он так приумножил этот талант, что, наверное, стыдно современному верующему человеку не иметь на своей полке творения святителя Игнатия (Брянчанинова). Они современны, важны, глубоки, они от опыта. Вот один из примеров таланта как стремления к Богу.

Каждый из нас на исповеди часто кается в одном и том же – в осуждении. Вопрос: а что я сделал для того, чтобы осуждение победить? Где я искал? Я заботился об этом? Ведь есть некая приятность в грехе: когда мы осуждаем, это же приятно, потому что мы ставим себя выше другого. Потом появляется ощущение пустоты или грязи, и мы идем на исповедь, каемся до следующего раза, потому что обязательно снова впадаем в осуждение. А что я сделал? Я в поисковике последние новости смотрю с утра до вечера или я вбил «как победить осуждение» и посмотрел по святым отцам, по современным проповедникам, по подвижникам XX века, как победить осуждение? Что для этого сделать? Нашел. Начинаю применять в жизни. И уже к следующей исповеди вижу, получается или нет. На том я пути или нет? Я работаю, я приумножаю этот талант. И каждый себе должен задать вопрос: «Что я сделал для того, чтобы победить тот или иной грех?»

Еще очень важно, братья и сестры, в этом умножении таланта иметь в виду, что, как бы ни был тяжел этот путь и как бы ни казался невозможным, Бог всегда рядом, Он приумножает вместе с нами. Нам нужно только сделать шаг.

Фото: monastery.ru

Очень простой пример. Когда Господь был в пустынном месте, вместе с Ним было несколько тысяч людей. Его ученики озаботились тем, что люди голодны, что-то достать съестное трудно, поэтому они говорят Спасителю, что, наверное, надо людей отпускать. И что Он им отвечает? «Вы накормите их». Удивительный ответ. И когда они начинают преломлять, пять хлебов и две рыбы умножаются. Вывод такой: «Преломляй, а Господь умножит», – то есть начинай делать, начинай умножать, а Господь умножит вместе с тобой. Аминь.

Игумен Павел (Полуков)
Источник: Сретенский монастырь

Фото на заставке: monastery.ru

Просмотрено (119) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

10 ноября - Прп. Иова, игумена Почаевского

Игумен Иов (в миру Иван Иванович Железо, в схиме Иоанн; ок. 1551, Коломыя — 28 октября 1651, Почаев) — почаевский преподобный. Он был свидетелем Брестской унии 1596 года и последовавшего за ней неудержимого наступления католичества, а также все возраставшего влияния протестантизма. Будучи игуменом монастыря и пользуясь огромным духовным авторитетом, преподобный Иов использовал все свои возможности для борьбы с инославными и еретическими влияниями на народное сознание для укрепления Православия... далее

Вмц. Параскевы, нареченной Пятница

Одной из славных исповедниц Христовых была святая великомученица Параскева. Своим мученическим подвигом она свидетельствовала о Кресте Господнем, на котором Христос принес Себя в жертву. Даже само ее имя - Параскева - стало живым напоминанием о пятнице - дне искупительных страданий Спасителя... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

8 ноября — Вмч. Димитрия Солунского далее »

10 ноября — Прп. Иова, игумена Почаевского далее » Мц. Параскевы, нареченной Пятница далее »

14 ноября — Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии далее »

14 ноября — Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии далее »