Прп. Сергий Радонежский – чуждый миру молитвенник о мире
Что можно сказать об одном из самых известных святых, чье имя на слуху у каждого православного христианина? На самом деле – многое, просто мы не умеем видеть и слышать.
8 октября Православная Церковь чтит память прп. Сергия Радонежского. Он не был человеком с блестящим образованием, не оставил после себя книг и трактатов, но при этом его известность уже давно преодолела всякие географические и временные границы. Когда задумываешься, что же сказать в день памяти таких святых, как прп. Сергий, то натыкаешься на определенные сложности. Гораздо проще говорить, когда подвижник пишет какие-то наставления, в таком случае мысли есть от чего оттолкнуться.
Но в этот раз я понял, что не прав, что на самом деле мы просто не умеем размышлять, не умеем думать, не умеем видеть. Вот что о прп. Сергии говорит митр. Антоний (Сурожский): «Из всех святых русских преподобный Сергий, может быть, самый непостижимый и таинственный. Его жизнь настолько проста, настолько прозрачна, что ее можно только созерцать… Из всех русских святых он кажется самым далеким, окутанным самым глубоким созерцательным молчанием. А вместе с тем он удивительно близок: он близок тем, что, предстоя неразделенным сердцем, неразделенной мыслью перед лицом Господним, он возносит молитвы о всех нас, и порой чувствуется, с какой силой возвращается к нам благодать, испрошенная его молитвой».
Давайте задумаемся над тем, что в современном интенсивном потоке информации мы настолько привыкли к ее смене, к ее обновлению и необходимости постоянного и быстрого анализа, что на созерцание у нас попросту не остается времени. По большому счету о прп. Сергии рассказывает только его житие, да и то многим оно может показаться каким-то «шаблонным». Мы настолько привыкли к постоянному движению во всех смыслах, что, для того чтоб нас заинтересовать, нужна динамика. А что может быть динамичного в простом отроке Варфоломее, любившем Бога и проявлявшем безусловное послушание родителям? Что может быть динамичного в старце, выполняющем монотонный молитвенный и физический труд в глубине дремучего леса?
Давайте задумаемся над тем, что эта его простота, о которой говорит митр. Антоний, и ускользает от нашего внимания. Пусть нам будет хорошо знакомо жизнеописание прп. Сергия, но иногда стоит его перечитать снова, но не впопыхах, не в транспорте, не уставшими после рабочего дня, а спокойно, созерцательно, останавливаясь на отдельных эпизодах и размышляя над ними. Прп. Сергий был таким же человеком, как и мы, очевидно, что у него были свои желания, свои мысли и чувства и за «шаблонными» вехами его жизни стоит живая душа. Стоит поразмыслить, о чем он думал, почему поступал так, а не иначе, что его мотивировало и т. д. Только в таком случае мы сможем «примерять» его жизнь на себя и разглядеть благодаря этому собственные недостатки, собственную сложность, которая удаляет человека от Бога просто потому, что Бог прост. Всякая сложность – неустойчива, так как предполагает многосоставность, а та, в свою очередь, возможность разделения и разрушения. Вера и верность Богу прп. Сергия были просты, а потому крепки как монолитный гранит, что находило отражение и в событиях его жизни.
Таких людей, как прп. Сергий, по слову апостола Павла: «Весь мир не был достоин», но при этом они «скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:38). Почему так происходит, задается вопросом свт. Филарет (Дроздов). «Может быть, мир не узнает, или не захочет узнать сих добровольных изгнанников мира», – продолжает он. Подвижники независимы от мира, от того и ценность их так велика, от того и приходящие к ним люди, узнав их цену, предпочитали миру их пустыню, лес или пещеру. Свт. Филарет напоминает, что к прп. Сергию за советом, исцелением и благословением приходили не только крестьяне, воины, бояре или князья: «Но и Царица небес, ближними Царя царствующих сопровождаемая, нисходила в его святое уединение, чтобы утвердить в его пустыне благословение неба, которое в последствии времени враждебныя силы мира, при всем видимом их могуществе, тщетно покушались разрушить».
Действительно, таких людей, как прп. Сергий, мир недостоин. Он отвергает их, не понимая их цену, а они, узнав цену мира, не захотели принадлежать к нему. Гордость мира не позволяет ему признаться, что подвижники оставляют его как недостойного, потому, говорит свт. Филарет, он пытается уверить своих верных, что это он отверг святых или что святые оставили его по собственному безрассудству. Однако нельзя не упомянуть, что уникальность таких людей, как прп. Сергий, состоит в том, что, оставляя мир, они при этом добровольно обрекают себя постоянно желать ему истинного добра в своих непрестанных молитвах. В этом ключе свое оправдание находит мысль о том, что этот мир действительно держится молитвами подвижников, наверное, и все творимые в мире беззакония Господь терпит, пока есть молитвенники о мире. Видимым свидетельством правдивости этих утверждений может быть тот факт, что в безлюдных местах, в которых поселяются подвижники, постепенно закипает жизнь. «Смотрите, дикая пустыня превращается в цветущую, вековую обитель, – о монастыре прп. Сергия говорит свт. Филарет, – безлюдная пустыня дает бытие многолюдному селению; пустынная обитель стоит непоколебимо против устремления врагов, уже низложивших столицу, становится щитом уже уязвленнаго царства и сокровищницею его спасения; и все сие – от одного пустынножителя!». В итоге даже раки с мощами святых подвижников становятся краше и богаче их земных жилищ.
Очевидно, что мы с вами не уйдем в пустыни и леса, тогда чему же мы можем научиться у таких подвижников, как прп. Сергий? Есть причина, побудившая их к совершению подвига, и причина эта – вера. Вера, позволившая им узнать, что они «странники и пришельцы на земле» (Евр. 11:13). Именно эту мысль многие верующие пропускают мимо ушей, а точнее – мимо сердца. Именно поэтому, взирая на подвиг прп. Сергия, мы остаемся беспечными по отношению к собственному будущему в грядущей вечности. Согласитесь, что мы можем перечитывать множество житий, но при этом в нашей собственной жизни ничего не меняется годами. Подвиг прп. Сергия – это не столько пример, сколько укор и напоминание нам, что мы на земле временно и за этот короткий забег нам нужно подготовиться к самому главному испытанию для всякого человека – Страшному суду.
Давайте усвоим этот урок, давайте будем внимательны не только к событиям житий святых, но и к их содержанию. Прп. Сергий – подвижник, близкий многим по духу, а потому стоит начать с переосмысления его трудов, не спеша и разумно примеряя не их форму, но суть на себя. «Несомненно, вспоминая день памяти преподобного Сергия и усердно молясь ему, мы верим, что и он молится за нас Господу Богу, стараясь облегчить наши скорби, болезни, – восклицает владыка Трифон (Туркестанов), – ведь земная жизнь преподобного Сергия была одно человеколюбие и милосердие, а теперь, когда он близко предстоит Престолу Небесного Царя и наслаждается небесными благами и имеет дерзновение молиться за нас… и это закон нашего сердца: когда человек счастлив, он желает, чтобы все были счастливы».
Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Православная Жизнь
Фото на заставке: pravlife.org
Просмотрено (167) раз