Выбрать страницу

Об одной из важнейших христианских добродетелей

Об одной из важнейших христианских добродетелей

Говорят, что времена не выбирают. Нам промыслом Божиим достались времена весьма неспокойные. О том, что необходимо любому в эти и во все другие дни, мы и поговорим.

«Начало мудрости – страх Господень»
(Притч. 1, 7)

На проповедях, в различных публикациях и книгах можно много прочитать или услышать о христианских добродетелях, но, кажется мне, что о мудрости говорят меньше всего. Каждый из нас сможет довольно четко определить, что подразумевается под, скажем, верой, надеждой, любовью и милосердием, а некоторые даже быстро отыщут в памяти соответствующие ссылки на Священное Писание. Но вот с мудростью дело обстоит несколько иначе. Нам кажется, что доступна она только особо опытным людям, достигшим определенной духовной высоты и нравственного совершенства. На самом же деле это не совсем так. Как каждая из добродетелей может иметь различную степень выражения, так и мудрость – не обязательно должна быть связана с образом «седовласого старца».

Давайте попробуем вспомнить: где в Священном Писании идет речь о мудрости? Большинству, как и мне, думаю, сразу придут в голову книги авторства царя Соломона: в первую очередь – книга Притчей Соломоновых. Первые девять глав книги как раз и посвящены выяснению идеи мудрости в сравнении с глупостью, а сама она написана для того, чтоб «познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше – знание и рассудительность» (Притч. 1, 2-4). Как видим, мудрость не ограничивается опытностью, но также еще связана со смышленостью, знанием и рассудительностью, т.е. с такими свойствами, которые доступны буквально каждому человеку.

Мудрость не ограничивается опытностью, но также еще связана со смышленостью, знанием и рассудительностью, т.е. с такими свойствами, которые доступны буквально каждому человеку.

После вводной части в книге Притчей следует три речи о мудрости, а начинается все с известного изречения: «Начало мудрости – страх Господень» (Притч. 1, 7). Именно эта фраза становится лейтмотивом всего дальнейшего повествования. Мудрость здесь понимается как религиозно-нравственная деятельность, основанная на приверженности Истине и добру, которые, в свою очередь, исходят из совести и Божьего Закона. Остановимся на сказанном немного подробнее.

Религиозно-нравственная деятельность, как бы кому не нравилось, позволяет сформировать целостное мировоззрение, без которого о мудрости говорить не приходится. Атеизм, как таковой, не дает целостности. Разного рода скептики и сциентисты спорили и продолжают спорить о том, каков смысл существования человека, почему и для чего он появился на Земле, какова цель нашего существования и т.д. Все это смысловые вопросы, ответы на которые секулярное мировоззрение либо не даст, либо предложит бессмыслицу.

Развивать эту тему, обращаясь к конкретным примерам, мы сейчас не станем, ведь это не имеет прямого отношения к нашей проблеме. Отметим лишь, что основной характерной чертой секулярного мировоззрения является его разорванность. Религия же дает ответы на основные бытийственные вопросы человека, ставит перед ним вполне конкретные цели, а нравственная деятельность является условием достижения этих целей.

Конечно, далеко не каждая религия в этом хороша, потому мудрость должна основываться еще и на Истине, неразрывно связанной с добром. Если в основание деятельности человека ложатся ложные цели и задачи, ложные мотивы, то эта ложь, уже по своему определению не может быть добром, а потому и Истиной. И вот Соломон призывает следовать голосу совести как внутреннему, врожденному нравственному закону, а в связи с тем, что человек поврежден грехом, следовательно, может ошибаться, необходим еще и объективный Божий Закон как внешнее мерило правильности совершаемых поступков ради правильной цели.

Если в основание деятельности человека ложатся ложные цели и задачи, ложные мотивы, то эта ложь, уже по своему определению не может быть добром, а потому и Истиной.

Все сказанное в совокупности и позволяет сформировать целостное мировоззрение, а отсюда приобрести мудрость. И не обязательно это должен быть особо опытный человек. Опыт позволяет сильнее утвердиться в Истине, он может стать хорошим помощником для других, дает возможность совершать как можно меньше ошибок, но он может возрастать только тогда, когда в человеке есть внутреннее мировоззренческое ядро. Отсюда нетрудно заметить, что мудрость может быть доступна даже самым юным человечкам.

Мы же сами, бывает, удивляемся, когда дети говорят такие вещи, до которых взрослые и не додумываются – а все потому, что благодаря своей чистоте они гораздо лучше «слышат» голос совести, а Божьи законы для них являются даже неосознаваемой очевидностью. Посмотрите на семью мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. Именно мама заложила в своих дочерей понятия истины и добра, научила их слушать и слышать Бога, поставила перед ними правильные цели, уходящие далеко за границы земного бытия. Это же можно сказать и о братьях Маккавеях с их учителем Елеазаром и матерью Соломонией. Мудрыми были также отроки Анания, Азария и Мисаил – друзья пророка Даниила, не побоявшиеся казни за исповедание своей веры в Единого Бога.

Без мудрости не было бы в них решимости отдать свою жизнь за Христа, не было бы их прекрасного подвига. Несмотря на юный возраст упомянутых святых никто не осмелится отрицать их мудрость. А ведь и остальные добродетели невозможны без мудрости, потому как мы никогда не назовем мудрым маловерного, унывающего, озлобленного или жадного человека.

Не нужно ждать пенсии, чтоб показаться мудрым для своих внуков – потому что можно приобрести мудрость уже сейчас, а внуки, если доживем, сами все оценят и все поймут. Царь Соломон говорит, что Господь мудростью Своей устроил мир и послушных мудрости ведет к блаженству. Дай Бог нам внимательности и сил, сохранять мудрость во всех наших действиях и с опытом только приумножать ее. А там, глядишь, и внукам что-то от нашей мудрости достанется.

Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Союз православных журналистов

Фото на заставке: pikabu.ru / spzh.news

Просмотрено (62) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Седмица сырная (Масленица), сплошная


Масленица – 2025 с 24 февраля по 2 марта – это подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы. Масленая неделя, Масленица – просторечное название Сырной седмицы — последней перед Великим постом недели. В продолжение масленицы не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Масленица — это сплошная неделя, отменяется пост в среду и пятницу далее »

Неделя о Страшном Суде

Третья подготовительная неделя к Великому посту
Неделя мясопустная, о Страшном Суде

Неделя Мясопустная (о Страшном Суде) — предпоследнее воскресение перед Великим постом, в которое по уставу кончается употребление в пищу мяса. В это воскресение вспоминается грядущий Страшный суд (Мф. 25:31-46). Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. Это напоминание о том, что нас будут судить... далее Рубрики:

Подать записку на Великий пост

Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Скоро праздник

27 февраля -  Равноап. Кирилла, учителя Словенского

Святой равноапостольный Кирилл (в миру Константин по прозвищу Философ) — византийский миссионер. Вместе со своим старшим братом Мефодием они по откровению Божию создали славянскую азбуку и перевели на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтирь и многие Богослужебные книги. Для записи текстов на славянском языке Кирилл и Мефодий разработали специальную азбуку — глаголицу. Братья обучали славян чтению, письму, книжному делу и богослужению на славянском языке. Канонизированы и почитаются как святые и на Востоке, и на Западе. В славянском православии братья почитаются как святые равноапостольные «учители словенские»... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

25 февраля — Иверской иконы Божией Матери далее » Свт. Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца далее »

26 февраля — Прп. Мартиниана. Прпп. Зои и Фотинии (Светланы) далее »

27 февраля — Равноап. Кирилла, учителя Словенского далее

2 марта — Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания далее » Прощеное воскресенье далее »

3 мартаНачало Великого поста далее »