Выбрать страницу

Быть достойными молитв Божией Матери

Быть достойными молитв Божией Матери

Ныне Церковь Русская чествует праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Это поистине русский праздник, объединяющий всю Церковь нашу на земле Русской и в рассеянии. Этот праздник свидетельствует о покрове Пречистой над всеми теми, кто обращается к Ней с молитвой.

По преданию святителя Димитрия Ростовского, события происходили в храме. Божия Матерь в предшествии святых и ангелов явилась посреди церкви в трудную минуту, и люди увидели, как Она подходит прямо к алтарю, снимает Свой головной убор, Свой платок, простирает над молящимися в храме людьми, сподобляя их небесным сиянием и Божией благодатью.

Ученые спорят, когда и какие события могли послужить основой для этого праздника. Кто-то говорит, что это было в начале IX века или в конце VIII века и связано было с нашествием сарацинов или диких русов на град Константинополь, и происходили эти события во Влахернской церкви.

Фото: monastery.ru

Но так или иначе, греческое празднование данного события отличается от богослужебных текстов славянской редакции, которые появились на Руси с XII века. Во времена святого Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальской земле строится храм Покрова на Нерли, появляется иконография праздника и тексты, которые принципиально отличаются от всего того, что мы имеем в греческих землях. Этот поистине русский праздник воспевает Пречистую как образ Церкви. Она не только является посреди церковного собрания верующих, но и как бы олицетворяет Собою всю церковную полноту в той святости и возвышенной целеустремленности к небу, какими мы должны в идеале быть.

Этот поистине русский праздник воспевает Пречистую как образ Церкви, церковной полноты

В кондаке сегодняшнего праздника мы встречаем такие слова:

«Дева днесь предстоит в Церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу». О союзе Христа и Церкви мы много узнаем из посланий апостола Павла, который говорит о том, что Церковь словно Невеста Христова. Христос любит Свою Церковь, Он отдает за Нее свою жизнь, Он Ее освящает. И супружеский союз между мужем и женою апостол Павел также сравнивает с идеалом единства тела церковного вместе с его главой. В Послании к Ефесянам мы встречаем такие слова: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5: 25–27). «Предал Себя за нее, чтобы освятить» – это означает, что она была некогда нечиста, на ней были грязные пятна, значит, она была безобразна и ничего не стоила.

Фото: monastery.ru

Во многих местах посланий святого апостола Павла мы встречаем слова, обращенные к тем, кто вступил в Церковь: «Вы некогда были тьма», – жили во злобе и ненависти, были бессмысленны и непокорны, но Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками, и принял Церковь такой, какой она была со всеми ее недостатками, немощами. А мы знаем, что ветхозаветная Церковь неоднократно изменяла Богу, и поэтому пророки называли ее блудницей, ходящей вслед иных богов.

Но Христос принял Церковь, чтобы ее освятить и очистить посредством слов не принуждения, но любви. И именно поэтому для апостола Павла союз мужа и жены является идеалом единства тела и его главы, поскольку человек призван к тому идеалу, который показал Христос.

Христос принял Церковь, чтобы ее освятить и очистить посредством слов не принуждения, но любви

Обращаясь к некому мужу, святитель Иоанн Златоуст так комментирует слова апостола Павла: «Ты терпишь козни жены, будучи уже с ней в союзе. А Христос страдал за Церковь, которая отвращалась от Него и Его ненавидела. А когда она отвращалась, ненавидела, презирала и была развратна, по великому Своему снисхождению, Он покорил ее под Свои ноги, не прибегая ни к угрозам, ни к порицаниям, ни к устрашению и ни к чему-либо подобному. Так и ты поступай в отношении своей жены. Хотя бы ты видел, что она пренебрегает тобою, что развратна, что тебя презирает. Умей привести ее к своим ногам великим о ней своим попечением, любовью и дружбой. Нет уз крепче этих, особенно для мужа и жены.

Слугу можно иногда связать страхом, а скорее, его этим не свяжешь, он отбежит и отскочит, но общницу жизни, мать детей и виновницу всех радостей нужно привязывать к себе не страхом и угрозами, но любовью и расположенностью». И как заключает святитель Иоанн: «Если хочешь, чтобы тебе повиновалась жена, как Христу повинуется Церковь, заботься же и о ней сам, как Христос о Церкви».

Когда человек вступает в брак, он берет себе равного, подобного себе, такого же по духу и по своему состоянию. Христос же, чистый, святой и непорочный Сын Божий, принимает нас, когда мы еще во грехах. Есть большая разница между тем, каково отношение между мужем и женой, и тем, каково отношение между Христом и Церковью. Но Христос снисходит до Своей невесты, Он умаляет Себя, принимая образ раба, чтобы, служа любовью и словом, освятить Церковь.

Так и мы, дорогие братья и сестры, возвышаясь к нашему идеалу христианской жизни, к образу Пречистой Богоматери, обращаясь к Ней со своими молитвами и прося Ее небесного заступничества, покрова, обязаны помнить, какими мы должны быть по существу.

А мы должны быть достойны Ее молитв, чтобы Она услышала, обратила на нас Свой взор. Это означает, что мы должны стремиться подражать Христу в Его любви, в Его дружбе, в Его снисхождении, в Его милосердии к окружающему миру, к ближним и дальним.

Фото: monastery.ru

Обращая взор и прося Пречистую о мире во всем мире, об умножении любви, об умножении добродетели, будем же и мы, дорогие братья и сестры, друг к другу сострадательны, милосердны, будем оказывать взаимопомощь, потому что любовь не ищет своего. Она долготерпит, не завидует, не радуется неправде, а сорадуется истине. Любовь никогда не перестает (см.: 1 Кор. 13). Аминь.

Иеромонах Ириней (Пиковский)
Источник: Сретенский монастырь

Фото на заставке: pravlife.org

Просмотрено (93) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

24 сентября - Прп. Силуана Афонского

Силуан Афонский - схимонах Константинопольского Патриархата русского происхождения, который подвизался в Русском Пантелеймоновом монастыре на Афоне. Прославился своими аскетическими подвигами и как великий молитвенник за весь мир... далее Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев

Преподобные Сергий и Герман Валаамские, согласно церковному преданию, были греческими священноиноками, пришедшими в X веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Они проповедовали христианство в Карелии и поселились на Валаамском острове. Там они основали Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь, который стал центром православия Северного края Руси... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

22 сентября — Праведных Богоотец Иоакима и Анны далее » прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца далее »

24 сентября — Прп. Силуана Афонского далее » перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев далее »

25 сентября — Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского далее »

26 сентябряПамять обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) далее »

27 сентябряВоздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (Строгий пост) далее » Преставление Иоанна Златоуста далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы