Быть достойными молитв Божией Матери
Ныне Церковь Русская чествует праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Это поистине русский праздник, объединяющий всю Церковь нашу на земле Русской и в рассеянии. Этот праздник свидетельствует о покрове Пречистой над всеми теми, кто обращается к Ней с молитвой.
По преданию святителя Димитрия Ростовского, события происходили в храме. Божия Матерь в предшествии святых и ангелов явилась посреди церкви в трудную минуту, и люди увидели, как Она подходит прямо к алтарю, снимает Свой головной убор, Свой платок, простирает над молящимися в храме людьми, сподобляя их небесным сиянием и Божией благодатью.
Ученые спорят, когда и какие события могли послужить основой для этого праздника. Кто-то говорит, что это было в начале IX века или в конце VIII века и связано было с нашествием сарацинов или диких русов на град Константинополь, и происходили эти события во Влахернской церкви.
Фото: monastery.ru
Но так или иначе, греческое празднование данного события отличается от богослужебных текстов славянской редакции, которые появились на Руси с XII века. Во времена святого Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальской земле строится храм Покрова на Нерли, появляется иконография праздника и тексты, которые принципиально отличаются от всего того, что мы имеем в греческих землях. Этот поистине русский праздник воспевает Пречистую как образ Церкви. Она не только является посреди церковного собрания верующих, но и как бы олицетворяет Собою всю церковную полноту в той святости и возвышенной целеустремленности к небу, какими мы должны в идеале быть.
Этот поистине русский праздник воспевает Пречистую как образ Церкви, церковной полноты
В кондаке сегодняшнего праздника мы встречаем такие слова:
«Дева днесь предстоит в Церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу». О союзе Христа и Церкви мы много узнаем из посланий апостола Павла, который говорит о том, что Церковь словно Невеста Христова. Христос любит Свою Церковь, Он отдает за Нее свою жизнь, Он Ее освящает. И супружеский союз между мужем и женою апостол Павел также сравнивает с идеалом единства тела церковного вместе с его главой. В Послании к Ефесянам мы встречаем такие слова: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5: 25–27). «Предал Себя за нее, чтобы освятить» – это означает, что она была некогда нечиста, на ней были грязные пятна, значит, она была безобразна и ничего не стоила.
Фото: monastery.ru
Во многих местах посланий святого апостола Павла мы встречаем слова, обращенные к тем, кто вступил в Церковь: «Вы некогда были тьма», – жили во злобе и ненависти, были бессмысленны и непокорны, но Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками, и принял Церковь такой, какой она была со всеми ее недостатками, немощами. А мы знаем, что ветхозаветная Церковь неоднократно изменяла Богу, и поэтому пророки называли ее блудницей, ходящей вслед иных богов.
Но Христос принял Церковь, чтобы ее освятить и очистить посредством слов не принуждения, но любви. И именно поэтому для апостола Павла союз мужа и жены является идеалом единства тела и его главы, поскольку человек призван к тому идеалу, который показал Христос.
Христос принял Церковь, чтобы ее освятить и очистить посредством слов не принуждения, но любви
Обращаясь к некому мужу, святитель Иоанн Златоуст так комментирует слова апостола Павла: «Ты терпишь козни жены, будучи уже с ней в союзе. А Христос страдал за Церковь, которая отвращалась от Него и Его ненавидела. А когда она отвращалась, ненавидела, презирала и была развратна, по великому Своему снисхождению, Он покорил ее под Свои ноги, не прибегая ни к угрозам, ни к порицаниям, ни к устрашению и ни к чему-либо подобному. Так и ты поступай в отношении своей жены. Хотя бы ты видел, что она пренебрегает тобою, что развратна, что тебя презирает. Умей привести ее к своим ногам великим о ней своим попечением, любовью и дружбой. Нет уз крепче этих, особенно для мужа и жены.
Слугу можно иногда связать страхом, а скорее, его этим не свяжешь, он отбежит и отскочит, но общницу жизни, мать детей и виновницу всех радостей нужно привязывать к себе не страхом и угрозами, но любовью и расположенностью». И как заключает святитель Иоанн: «Если хочешь, чтобы тебе повиновалась жена, как Христу повинуется Церковь, заботься же и о ней сам, как Христос о Церкви».
Когда человек вступает в брак, он берет себе равного, подобного себе, такого же по духу и по своему состоянию. Христос же, чистый, святой и непорочный Сын Божий, принимает нас, когда мы еще во грехах. Есть большая разница между тем, каково отношение между мужем и женой, и тем, каково отношение между Христом и Церковью. Но Христос снисходит до Своей невесты, Он умаляет Себя, принимая образ раба, чтобы, служа любовью и словом, освятить Церковь.
Так и мы, дорогие братья и сестры, возвышаясь к нашему идеалу христианской жизни, к образу Пречистой Богоматери, обращаясь к Ней со своими молитвами и прося Ее небесного заступничества, покрова, обязаны помнить, какими мы должны быть по существу.
А мы должны быть достойны Ее молитв, чтобы Она услышала, обратила на нас Свой взор. Это означает, что мы должны стремиться подражать Христу в Его любви, в Его дружбе, в Его снисхождении, в Его милосердии к окружающему миру, к ближним и дальним.
Фото: monastery.ru
Обращая взор и прося Пречистую о мире во всем мире, об умножении любви, об умножении добродетели, будем же и мы, дорогие братья и сестры, друг к другу сострадательны, милосердны, будем оказывать взаимопомощь, потому что любовь не ищет своего. Она долготерпит, не завидует, не радуется неправде, а сорадуется истине. Любовь никогда не перестает (см.: 1 Кор. 13). Аминь.
Иеромонах Ириней (Пиковский)
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: pravlife.org
Просмотрено (98) раз