Выбрать страницу

«Сатана — князь мира сего». Почему эти слова многие понимают неправильно?

«Сатана — князь мира сего». Почему эти слова многие понимают неправильно?

Господь в Евангелии называет сатану «князем мира сего». Это словосочетание стало для нас привычным, но зачастую мы не совсем точно понимаем его смысл и приписываем сатане гораздо больше могущества, чем он имеет. А все дело — в оттенках смысла, которые до конца не передает перевод Писания на русский язык. Так что же на самом деле здесь понимается под словом «князь»? Объясняет протоиерей Димитрий Юревич.

В Новом Завете о «князе мира сего» мы читаем в Евангелии от Иоанна: Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин 12:31) — и там же чуть дальше: Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего (Ин 14:30). Говорит об этом князе и апостол Павел в Послании к Ефесянам: …по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления… (Еф 2:1–2).

Речь тут о сатане, главе демонов, которые некогда были ангелами, но, скажем так, выбрали темную сторону, возненавидели Бога и отпали от Него. И если понимать слова Христа и апостола Павла буквально, то получается, что этот самый сатана владеет миром, в котором мы живем, он тут князь, он тут главный!

В самом деле, как мы обычно понимаем слово князь? Это правитель, которому принадлежат земли, у которого есть войско, который сидит на троне по праву рождения, которому попробуй не подчинись — тебя тут же схватят и посадят в темницу, а то и отрубят голову! То есть классический средневековый феодал (хотя в более ранние времена князья были скорее племенными военными вождями, чем абсолютными правителями). В славянских землях таких властителей называли князьями, в скандинавских — конунгами, в Европе — герцогами, в Турции — пашами, но суть одна и та же. Легитимная власть, опирающаяся на силовой ресурс. И примерно это же приходит в голову, когда мы читаем в Писании о сатане как князе.

На самом деле это неточность перевода. Напомню, что и Евангелие от Иоанна, и послания апостола Павла написаны по-гречески. А в греческом оригинале слово ἄρχων, которое по-славянски переведено как «князь», звучит как «áрхон» (нередко употребляют вариант «архóнт» — в тех случаях, где по контексту подразумевается старейшина древнегреческого полиса). В этом слове есть знакомый нашему уху корень «архи» (старшинство), который присутствует в словах архиерей, архив, анархия. Исходное значение слова áрхон — старейшина (отсюда, кстати, и архив — собрание старых текстов).

А кто такой старейшина? Это человек, обладающий большим авторитетом, к нему прислушиваются люди, следуют его советам и указаниям. Можно сказать, что старейшина обладает властью, но эта власть основана не на силе, а на авторитете, на всеобщем убеждении, что этот человек знает, как надо. Иначе говоря, архóнт — это вождь, предводитель.

И вот таким архóнтом Новый Завет называет сатану. Что же это значит? Что сатана обманывает людей, обольщает — и ведет за собой (то есть, дословно, является «демагогом», тем, кто ведет за собой народные массы). Он творит зло, действуя преимущественно не собственной силой, а чужими, человеческими руками.

Вспомним, кстати, еще одно место из Послания апостола Павла к Ефесянам: наша брань… против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6:12). И тут, когда речь идет действительно о некоей властной функции, используется совсем другой термин. Словом «мироправители» переведено греческое κοσμοκράτορες (произносится космокрáторэс, множественное число от κοσμοκράτωρ, произносится космокрáтор). И они, эти «мироправители» — не правители всего и вся, а лишь правители «тьмы века сего», которая обозначает предел их бесовской компетенции.

Преподобный Максим Исповедник (византийский богослов VII века), рассуждая о внешнем, социальном зле, писал, что дьявол ничего не мог бы нам сделать, если бы не действовал через людей. Дьявол — хитрый манипулятор, он подчиняет людей не потому, что такой могучий, не посредством какой-то черной магии, а потому, что люди сами, своей волей, подпадая под его обольщения, творят зло. Преподобный Максим очень точно это сформулировал в толкованиях к сочинениям святого Дионисия Ареопагита: «…мы, склоняемые делать злое, часто даем место для нападений на нас, черпая силу у самих себя против себя. Обессиливает же он, дьявол, когда мы не склоняемся, поскольку близка к нам содействующая помощь Божия…» Именно так — черпая силу у самих себя против себя!

Так что князь-то, получается, ненастоящий! Нет у него ни права на власть (иначе говоря, легитимности), ни силового ресурса — кроме того, который мы сами ему предоставляем. И подчиняемся мы ему не потому, что боимся его кары, а потому, что или сами, поддавшись на обман, выбираем его сторону как более выгодную и удобную, или попросту не замечаем его манипуляций, или вообще не верим в его существование.

Но всерьез верующий человек, живущий по Евангелию, призывающий помощь Божию, участвующий в церковных таинствах, не подчиняется «князю мира сего». Для него этот «князь» — не князь, а самозванец. А подлинная власть в нашем мире принадлежит его Творцу, то есть Богу. Власть, которая не от мира сего, которая может быть незаметной среди беззаконий и бедствий, но которая абсолютно реальна. И верность которой мы каждый день подтверждаем в молитве Господней, когда произносим слова «да будет воля Твоя яко на небеси, и на земли».

Протоиерей Димитрий Юревич, Виталий Каплан
Источник: Журнал Фома

Фото на заставке: Denys Argyriou on Unsplash

Просмотрено (168) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

11 октября - Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (родители прп. Сергия Радонежского)

Преподобный Сергий дал заповедь: “прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом”. Все предпринимающие путешествие для богомолья в Троицкую Лавру поставляют долгом – вследствие завещания Преподобного – предварительно посетить Хотьковский Покровский монастырь и поклониться гробницам его родителей... далее 12 октября - Обретение мощей свт. Иоанна, архиеп. Шанхайского и Сан-Францисского

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский - величайший из святых ХХ века. Являя собой много различных образов святости, он одновременно был боговдохновенным богословом и Христа ради юродивым, ревностным святителем-миссионером и питателем бедных, суровым аскетом и нежным отцом сирот. Сильная и непрестанная молитва делала его подлинным святым старцем, носителем великой традиции русского старчества. Проникая за завесу времени и пространства, он мог читать мысли людей и отвечать на них прежде, нежели они выражали их. Ныне на небесах он продолжает молиться за призывающих его и посещать их, как показывают чудеса и исцеления, отмечаемые во всем мире... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

9 октября — Преставление Апостола и евангелиста Иоанна Богослова далее » Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси далее »

11 октября — Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (родители прп. Сергия Радонежского) далее »

12 октября — Обретение мощей свт. Иоанна, архиеп. Шанхайского и Сан-Францисского далее »

14 октябряПокров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии далее »

15 октября — Сщмч. Киприана и мц. Иустины далее »  Блж. Андрея, Христа ради юродивого далее » Прав. воина Феодора Ушакова далее » Благоверной княгини Анны Кашинской далее »

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы