«Молитесь, молитесь непрестанно!»
Мои последние слова: «Молитесь, молитесь непрестанно!» – потому что мы живем в очень трудное время. Мне 94 года. Я стар. Подумайте об этом: в таком возрасте что еще я могу сделать? Плохо слышу, плохо вижу… В любой момент жду часа своего ухода из этой жизни.
Мы должны молиться как можно больше. Давайте ложиться спать, молясь, и вставать утром, молясь. И давайте не будем иметь зла ни на кого, не будем помнить обид. Что бы он или она ни сделали с нами, что бы они нам ни сказали, чем бы они нас ни обидели, мы прощаем… Как и Господь простил всех нас. Вот как мы обязаны друг другу простить. Мы должны молиться в любое время и в любом месте.
Молитва никогда не прекращается на земле благодаря христианским монахам и монахиням. Она всегда восходит к небу, к Богу. Без молитвы нет спасения. Первая ступень молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» Но на самом деле у нее нет ступеней, вот и все. «Помилуй меня» или «спаси меня» – это одно и то же. Если мы знаем теорию и не исполняем ее на практике, то пользы от этого нам никакой…
Если мы знаем теорию и не исполняем ее на практике, то пользы от этого нам никакой
Когда наш ум пребывает где-то в другом месте, мы не получаем от этого никакой пользы. Бог хочет, чтобы мы не забывали Его ни на мгновение. Никто не хвастается, что он молится, если он действительно молится. Молитва должна совершаться со смирением. Нелегко держать свой ум «дома» (то есть в сосредоточении) постоянно. Ум блуждает там, где что-то видит, слышит, там, где что-то его интересует… У действительно молящегося нет другого интереса, кроме как молиться, не ослаблять связь с Богом через святую молитву.
Днем и ночью, где бы ни был человек, он должен заботиться о том, чтобы ум его был близок к Богу, чтобы он не стремился неукротимо к суетным вещам.
Теперь, когда я стар, то стал более внимательным. Когда я был молод, мой ум тоже бегал туда-сюда, и я все же овладел им, но с большим трудом. Но теперь, когда жду момента исхода моей души, в любой момент, днем и ночью, теперь я больше молюсь. Жду ухода, но не хочу уйти непрощенным, потому что не существует покаяния в загробной жизни, только здесь, на земле. И я надеюсь, но я не могу заставить Бога сделать то, что хочу… Я только молюсь во смирении. Смирение и еще раз смирение. Мои последние слова те же, я повторяю: молитесь, молитесь непрестанно, где бы вы ни были.
Иеросхимонах Симеон (Захария)
Перевела с английского Александра Калиновская
Православное учение старцев
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (165) раз