Если Церковь Свята и Непобедима, то почему в Ней существуют нестроения?
Однажды великий сербский святой новейшего времени преподобный Иустин Челийский в книге «Догматика Православной Церкви. Пневматология. Эсхатология» написал: «День Святого Духа, начавшийся в день Святой Пятидесятницы, непрестанно продолжается в Церкви с неизреченной полнотой всех Божественных даров и животворящих сил (см. Деян. 10:44–48, 11:15–16, 15:8–9, 19:6). Всё в Церкви совершается Духом Святым: и малейшее, и величайшее». Вот что такое Церковь. Церковь – это сама жизнь в Святой Троице: Отце, и Сыне, и Святом Духе.
Православный катехизис святителя Филарета (Дроздова) дает следующее определение Церкви: «Церковь есть Богом установленное общество людей, соединённых православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами». А в девятом члене «Символа веры» речь идет о качествах Церкви: «Верую…во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».
Святой же первоверховный апостол Павел говорит о Церкви следующее: «И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12:27). И еще: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:22–32).
Всё вышеприведенное, конечно, основывается на великолепных, торжествующих и победоносных словах Господа нашего Иисуса Христа, в которых есть нечто пасхальное, блаженно радостное для нас: «Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр (“камень” с греч. – Прим. авт.), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах» (Мф. 16:16–19).
Т. е. Сам Бог сказал, что Церковь победит и, словно корабль, верных Своих чад довезет до блаженного рая.
Так почему же в Церкви столько нестроений? Расколов, к примеру, ересей, различных конфликтов и недоразумений между людьми?
Во-первых, на Церковь Божию восстает со страшной ненавистью сатана, пытаясь отторгнуть от Нее православных христиан и утащить в ад. Это очень хорошо изображено на иконе, иллюстрирующей книгу преподобного Иоанна Синайского «Лествица».
Также подтверждение этим словам можно найти в новозаветной Книге святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова «Откровение», в двенадцатой главе. Она вся посвящена данному вопросу. Приведем из нее в подтверждение отдельный стих: «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12:17).
Именно поэтому Церковь земная называется еще Церковью воинствующей – воинствующей на грехи и сатану с бесами. А Церковь Небесная является уже Церковью Торжествующей, Церковью Победительницей.
Именно поэтому у нас здесь, в Церкви земной, всё так сложно. Мы еще воюем с грехом. Падаем и встаем, и снова падаем и встаем.
В молитвах чина отпевания православного христианина, где Церковь особенно глубоко и мощно молится о прощении грехов усопшего человека, стоящего на рубеже рая или ада на частном Страшном суде перед Богом своим, есть такие слова (в переводе на русский с церковнославянского языка): «Всякое согрешение, соделанное им [или: ею] словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя – правда навек и слово Твое – истина».
Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил.
Все мы грешники. Каждый имеет свою центральную страсть. Каждый падает и встает в покаянии по многу раз на дню. Господь попустил это, потому что Ему не нужны роботы, которых Он в мгновение ока может Своим могуществом соделать праведниками. Ему нужны личности со свободной волей, которые добровольно от чистого сердца и всей своей душой преданы добру, преданы Ему.
А это не столько состояние, сколько путь. Движение к Богу с падениями и вставаниями. И все мы идем этим путем.
В этом смысле мне нравится одна морская история. В достоверности её я не уверен. Не силен в мореходном деле и в морской истории. Мне она нравится, так сказать, своим «моралите» – нравственным окрасом. Перескажу её.
На кораблях есть спасательная команда. Когда моряки, долго не бывшие на суше, приходят в порт, то они часто гуляют в тавернах. Потом пьяные возвращаются на корабль. А спасательная команда их подбирает, чтобы занести на судно. И здесь интересно (!), как мне рассказывали, спасатели подбирают только тех моряков, которые лежат головой в сторону корабля. Т. е. он шел честно к кораблю, но в силу опьянения не дошел. Таких они заносят на борт. И уходят в море.
Мне думается, мы, православные христиане, чем-то похожи на этих моряков. У каждого из нас есть свой центральный грех. У всех гордыня да тщеславие. У кого-то чревоугодие. У кого-то пьянство. У кого-то сребролюбие. У кого-то блуд. У кого-то раздражительность и гнев и т. д. И каждый борется со своими страстями. И каждый падает, потому что нет человека, который бы жил и не согрешил. Быть может, стрелы греха глубоко ранят человека.
Но Господь призирает на сердце его. И спасательная команда, состоящая из Пресвятой Богородицы, святых и Ангелов, ему помогает. Главное, чтобы он или шел, или полз, или лежал хотя бы головой к кораблю Церкви, двигающимся в Царствие Небесное. Если есть в сердце человеческом это направление, то Господь обязательно поможет.
И Церковь еще является обществом кающихся грешников, которые совершают путь к Богу своему. И на этом пути падают и встают такие же, как и ты. Помни об этом.
Несмотря на нестроения и конфликты, Любящий нас безмерно Небесный Отец воспитывает каждого из нас и всех вместе и нежно, трепетно, жертвенно, служа каждому из нас, ведет ко спасению.
Так и ты, нежно, трепетно, жертвенно, любя, помогай грешнику встать. Потому что завтра можешь упасть и ты. И кто-то поможет тебе. Дотащит и внесет на руках в корабль.
Протоиерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь
Фото на заставке: pravlife.org
Просмотрено (39) раз