Выбрать страницу

Исцеление гадаринского бесноватого и изгнание Бога

Исцеление гадаринского бесноватого и изгнание Бога

Рассказы о бесах могут показаться современному человеку наивными и легендарными, но от того реальность инфернальных сущностей не становится менее реальной.

Когда мы читаем о земной жизни Христа, то не можем не заметить, что в Евангелиях довольно часто идет речь о бесноватых людях и их исцелении Спасителем. Но вот возникает вопрос: куда подевались все бесы в наше время? Если свт. Феофан Затворник говорит, что их вокруг нас так много, как комаров в сыром месте, то почему они не проявляют себя более явно? Во-первых, и я это уже неоднократно подчеркивал, очевидно, что люди предшествующих эпох были более чувствительны к духовному миру, соответственно, и мир духовный более активно реагировал на события в мире материальном. Во-вторых, бесы искушают человека тем, чем могут искусить, и ради достижения своих злых целей готовы подстраиваться под новые условия. В наш век секуляризации и сциентистского отношения к жизни, например, рычащую басом девушку просто отвезут к психиатру. Кроме того, мы должны понимать, что период земной жизни Христа – это хотя и краткая, но уникальная эпоха, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так что бесы никуда не делись, они просто хорошо замаскировались, дабы уже в новом амплуа продолжать губить человеческие души. Раскрывая данную тему, давайте остановимся на евангельском отрывке о гадаринском бесноватом (Лк. 8:26–39), который читается на воскресной Литургии.

Как бы парадоксально это ни звучало, но первое, на чем хотелось бы остановить наше внимание, – это поведение самих бесов. Здесь важна связь с предыдущим повествованием восьмой главы. Как мы знаем, прежде чем приплыть к берегу Гадаринской страны, Христос усмиряет шторм на Генисаретском озере, после чего Его ученики задаются вопросом: «Кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?» (Лк. 8:25). Мы видим, что ответа они не получают, но удивительно, что ответ дают бесы, сидящие в бедном человеке: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк. 8:28). Заметьте, что Спаситель часто запрещает нечистым духам открывать раньше времени, Кто Он, а здесь запрета не последовало. «Господь же попустил сие свидетельство для поучения находившихся в корабле», – отмечает свт. Григорий Палама. Также хотелось обратить внимание на само поведение бесноватого. Если кому-то доводилось видеть одержимых людей в храме на богослужении или рядом со святынями, то несложно заметить, что они сильно страдают и стремятся облегчить эти страдания путем отдаления от святого места. Но гадаринский бесноватый, «увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним» (Лк. 8:28), – т. е. бесы не сбежали, однако очевидно против собственной воли все-таки были вынуждены поклониться Христу, признавая в Нем Бога. У них не было веры, но было четкое и ясное знание, что перед ними Господь, сопротивляться Которому и убегать от Которого попросту бессмысленно.

И здесь хочется спросить, а не такого ли знания Бога требуют от нас современные скептики? К чему приведет познание Бога, достигнутое не усилием воли и порывом любви, а эмпирическим способом? К тому, что мы будем вынуждены признать власть Господа, даже против собственной воли. К тому, что мы начнем лукавить и льстить Ему вместо того, чтобы любить. Можно повесить на христианина клише «религиозного фанатика», который, несмотря на доводы эмпирической науки, не теряет своей веры, но очевидно одно: его усилие веры, усилие духа достойно подражания и нередко намного достойнее лабораторных усилий ученого. Кто-то скажет, что здесь мы говорим о вещах совершенно разных – так оно и есть, но до тех пор, пока каждый знает границы собственных компетенций и не переходит их. Таким образом, основной вывод из этих рассуждений можно сформулировать так: усилие веры – одно из основных на пути достижения Царства Небесного, в современном мире оно становится тем ценнее, чем больше против веры выливается аргументов, и именно оно делает нас человечнее. Вынужденное признание власти Бога только развратит человека – рано или поздно реальность Господа станет для всех очевидной, но то будет уже конец мира.

Теперь хотелось бы высказать несколько слов о поведении учеников. Мы уже отметили, что они задали вопрос, ответ на который дали бесы, но, скорее всего, апостолы тогда на него не обратили внимания, – во всяком случае нам об этом ничего не известно. Ученики Христа только начинали свой подвиг, и многое для них было еще непонятно. Но что же, мы с вами – мы ведь тоже не умеем слышать Бога. Нас нередко мучают важные жизненные проблемы, мы пытаемся их решить с помощью доступных нам инструментов, при этом о Господе, бывает, даже и не вспоминаем. Опять же, обращаясь к предыдущим рассуждениям, мы понимаем, что Бог не станет нам кричать или расписывать советами небо над головой – Он слышится в тишине, Его еще нужно суметь отыскать и быть готовым принять Его волю. Как и в ситуации с апостолами, ответы бывают совсем рядом, но мы просто не умеем их видеть, слышать, находить. Главным лейтмотивом романа «Пока мы лиц не обрели» Клайва Льюиса является мысль, что, прежде чем встретиться лицом к лицу с Богом, нужно еще самому обрести лицо. А где обрести это лицо, когда наша жизнь засорена бесконечными беспокойствами, пороками, земными заботами и пр.? Вот мы часто и не видим очевидных и простых ответов, находящихся на расстоянии «вытянутой руки».

Избавиться от этой рассеянности и раздробленности можно с помощью советов свт. Василия Великого: «Не должно давать душе времени быть праздною от размышлений о Боге и о Божиих делах и дарах, также от исповедания и благодарения за всё». Получается, что всё достаточно просто – нужно размышлять о Господе, а сделать это можно только тогда, когда мы, например, регулярно читаем Священное Писание и святоотеческую литературу. Также должна быть постоянная молитва и навык благодарения Бога за всё, что происходит в жизни, в том числе за скорби и испытания. Вещи вроде всем хорошо понятные и известные, только проблема заключается в том, что если мы не умеем находить и реализовывать волю Божью, то все эти простые советы попросту проходят мимо нас. Давайте запомним еще одни слова свт. Василия Великого: «Не можем преуспевать ни в соблюдении всякой заповеди, ни в самой любви к Богу и в любви к ближнему, блуждая мыслями туда и сюда».

Один мой хороший знакомый священник как-то поделился замечательной мыслью о рассматриваемом нами евангельском отрывке. Раздумывая над предстоящей ему проповедью, он вдруг понял, что это рассказ не столько об изгнании легиона бесов, сколько об изгнании Христа. Толпа, для которой свиньи были важнее веры, земные заботы важнее забот небесных, толпа, которая буквально не заметила удивительного исцеления бесноватого, попросту изгнала Спасителя со своей земли, изгнав тем самым Бога из собственных душ. Всё, что мы рассмотрели в качестве недостатков и пороков человеческой жизни, нашло свое максимальное выражение в этой толпе, буквально и духовно изгнавшей Христа. Страшно это, но это научение и для нас, дабы наша вера не ослабевала и мы всегда стремились обрести и воплотить в жизнь Божью волю, тем самым идя узкой дорогой к вечной жизни.

Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Православная Жизнь

Фото на заставке: pravlife.org

Просмотрено (199) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
29 апреля — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

25 апреля - Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы) с водосвятным молебном
Живоносный источник — икона Божией Матери. В православной традиции Богоматерь Живоносный Источник прославляется как Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос — Путь, Истина и Жизнь. Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах Русской Православной Церкви, и тем, что в самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник». Появление этого образа связано со следующим чудесным событием... дальше
26 апреля - Раздробление и раздача артоса
В Субботу Светлой седмицы в православных храмах происходит торжественное благословение и раздача верующим артоса... дальше

Радоница

29 апреля - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 27 апреля. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

22 апреля — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

25 апреля — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

26 апреля — Суббота Светлой седмицы. Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

27 апреля — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее » Иконы Божией Матери Виленской - Остробрамской далее »