Длящаяся Пятидесятница
В Церкви каждый день приближает нас к Царству Небесному, которое мы переживаем уже здесь и сейчас.
В своем труде «Православная Церковь» покойный митрополит Каллист (Уэр) называет Церковь «длящейся Пятидесятницей». Как нам кажется, важно правильно понимать смысл этих слов.
Определение Церкви как «длящейся Пятидесятницы» можно истолковать в том смысле, что Церковь – это земная организация, основанная Иисусом Христом и ныне управляемая духовенством. Организация, существующая как часть этого мира и время от времени совершающая таинства, во время которых нисходит благодать.
Возьмем, к примеру, таинство Евхаристии. Духовенство совершает некоторые обряды, и в определенный момент во время богослужения происходит что-то сверхъестественное – хлеб и вино чудесным образом становятся Телом и Кровью Христовыми. В это время (в классической западной традиции) колокольный звон возвещает всей собравшейся пастве, что ныне благодать снизошла в этот мир. Или возьмем, к примеру, Крещение и Миропомазание. Духовенство снова совершает определенные священнодействия, часть которых включает в себя погружение кого-то в воду во время произнесения определенных слов. В этот момент с небес сходит в этот мир благодать и крещаемый «рождается свыше». Священник помазывает чье-то лицо маслом, и на человека с неба сходит Святой Дух. Такая точка зрения предполагает, что люди, собравшиеся в храме, живут такой же жизнью, как и все остальные. Единственная разница состоит в том, что в определенный момент они получают благодать, которая помогает им в этой земной жизни. Таким образом, Церковь есть «длящаяся Пятидесятница» в том смысле, что она совершает определенные обряды, в которых благодать «вливается» в жизнь каждого отдельно взятого верующего.
Убежден, что митрополит Каллист имел в виду совсем другое, а данная точка зрения есть умаление и искажение действия благодати Божией. Чтобы разобраться, что такое «длящаяся Пятидесятница», мы должны сначала понять действие Святого Духа.
Святой Дух – это сила века грядущего, и именно Святым Духом весь космос будет преображен и обновлен. Псалтирь провозглашает: «Пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103: 30). Эти слова относятся к постоянному обновлению жизни в этом мире, в котором живые существа то рождаются, то умирают. Каждую весну Бог Своим Духом продолжает творить жизнь.
Святой Дух – сила века грядущего, именно Им весь космос будет преображен и обновлен
В грядущем веке животворящий Дух обновит и преобразит весь мир, который восстанет, как феникс, из пепла после того, как воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают. Дух Божий создаст новое небо и новую землю, на которых будет обитать правда. Подобно нашим новым воскресшим телам, мир, хотя и сеется в уничижении и немощи, восстанет в славе и силе. И этот новый мир пребудет вечно (см.: 2 Пет. 3: 12–13; 1 Кор. 15: 43). Это и есть Царство Божие, о пришествии которого мы просим каждый раз, когда повторяем слова из молитвы Господней: «Да приидет Царствие Твое».
Вот почему Христос называл мир будущего века «пакибытием» (греч. παλιγγενεσία/paliggenesia – дословно «возрождение») в Евангелии от Матфея (глава 19, стих 28). В грядущем веке весь тварный космос (материальная вселенная) обновится и изменится – к новой и бесконечной жизни. Что же на самом деле происходит с нами в таинстве Крещения? Действием Святого Духа мы начинаем приобщаться к этой возрождающей силе уже сейчас, в этом веке.
Евангелики извратили библейское понятие «рождение свыше». Говоря их языком, возрождение – это сугубо индивидуальный опыт, нравственное преображение, хотя и совершаемое Духом, но тем не менее прежде всего индивидуальное. Чего не хватает в этом понимании, так это первоначального космического значения возрождения. Чтобы понять действие Святого Духа, необходимо восстановить вселенский компонент: это весь космос, который получит новое бытие и станет Царством Божиим. Наше рождение свыше в таинстве Крещения – это лишь залог духовного возрождения в нашей жизни.
Рождение свыше в таинстве Крещения – залог духовного возрождения в жизни
Вот почему апостол Павел назвал получаемый нами дар Святого Духа при Крещении «залогом [греч. ἀρραβών/arrabon] наследия нашего» (Еф. 1: 14). Во времена Павла этот задаток был частью продажной стоимости любого товара, уплаченной авансом как гарантия того, что и остальная часть будет в должное время уплачена. Бог обещал нам Царство и мир, возрожденный и обновленный для нескончаемой радости и бессмертия. Он дает нам Святого Духа как залог того, что в свое время даст нам и Царство, ибо Святой Дух есть не что иное, как сила, которая принесет с собой Царство.
Поэтому Церковь (то есть собрание христиан, независимо от того, где они собираются для Евхаристии) есть место, где дается Дух Святой и где Царство уже сейчас прорывается в этот мир. Говоря проще, Церковь есть Царство, а не просто часть этого мира, куда изредка вливается благодать. Церковь – это жизнь будущего века, присутствующая даже сейчас среди тех, кто собирается во имя Иисуса на Евхаристию.
Это означает, что Церковь уже сейчас живет Духом Святым в «восьмом дне». Конечно, по нашему земному счету есть только семь дней в неделе – после семи дней, начиная с воскресенья и заканчивая субботой, мы каждый раз начинаем новый отсчет. В этом веке нет «восьмого дня недели». Поэтому термин «восьмой день» используется для описания дня вне времени и чисел, вечного дня, не знающего вечера, – дня вечности. В церковном богословском исчислении времени воскресенье является одновременно и первым днем недели, и восьмым днем, потому что в этот день христиане собираются на Евхаристию и переживают надвременное Царство Божие, когда вечность вторгается во время. В Церкви мы ощущаем действие Святого Духа, силу будущего века, и живем в восьмом дне – не только в воскресенье, но и каждый день, ибо Дух Святой не покидает нас в понедельник утром. В этом мире каждые семь дней мы на дюйм приближаемся к смерти. В Церкви, для живущих в восьмом дне, каждый день приближает нас к Царству, которое мы переживаем уже здесь и сейчас.
Жизнь в восьмом дне и силою Святого Духа предполагает и определенный образ жизни. Как сформулировал это апостол Павел: «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5: 25). При Крещении мы получили новую жизнь и начали жить силою Духа, действующей внутри нас. Теперь мы должны «поступать по духу», то есть как подобает рожденным свыше и предназначенным для грядущего преображенного мира.
Апостол Павел в приведенной цитате использовал греческое слово «στοιχέω/ stoicheo» (родственное слову «στοῖχος/ stoichos», то есть «линия, ряд»). Этот глагол означает «идти по прямой линии», «выстраиваться в ряд». Поскольку мы получили жизнь от Духа и сейчас живем в восьмом дне, то должны следовать за Духом Божиим, живя праведно, ибо праведность и святость будут характерны для жизни будущего века. Те, кто связан временем и знает только семь дней недели, живут по-своему; мы же живем совершенно по-другому, ибо Дух Божий вселяется в нас и призывает нас умертвить в себе ветхого человека и все земное.
Это и есть длящаяся Пятидесятница, о которой писал митрополит Каллист. Собираясь на Евхаристию, мы приходим в храм как живущие Духом и ходящие Его силою. Что бы ни говорили нам календари, мы живем в восьмом дне. Каждое воскресенье мы переживаем обещанное Царство, и время на земле есть не что иное, как наше движение в это будущее Царство и век грядущий.
Каждое воскресенье мы переживаем обещанное Царство
***
После многих лет плодотворного служения Церкви митрополит Каллист отошел ко Господу 24 августа этого года. Вечная память праведнику! И да получит он заслуженную награду от Христа за все свои многочисленные труды, когда предстанет перед Господом во свете восьмого дня.
Протоиерей Лоуренс (Лаврентий) Фарли
Перевел с английского Дмитрий Лапа
Сайт Ancientfaith
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (51) раз