Правда ли, что негодяй, покаявшийся перед самой смертью, попадет в рай?
Да, это правда. Ключевое слово в этом вопросе — «покаявшийся». Один из самых ярких и показательных примеров предсмертного покаяния содержится в Евангелии: первым человеком, попавшим в рай, был покаявшийся разбойник, распятый по правую руку от Иисуса Христа.
Множество историй о покаянии бандитов, блудниц, тиранов и прочих людей, до своего обращения ко Христу проводивших жизнь, далекую не только от христианского идеала, но вообще от элементарных представлений о добре и зле, мы находим в житиях святых. После искупительной жертвы Спасителя, его смерти и Воскресения, двери рая открыты для всех. Путь к ним лежит через веру и покаяние. И значение имеет только желание человека — хочет он идти этим путем или нет. Во втором случае он придет куда-то совсем в другое место.
Так что же — можно всю жизнь грешить, а уже перед смертью назвать свои грехи и ты в раю? А вот тут не все так просто. Грех в православном понимании — это не просто дурной поступок, или привычка, о котором достаточно рассказать на исповеди. В результате многократного повторения он перерастает в болезненную страсть, духовный недуг, который поражает всего человека. И чем глубже грех укоренен в нас, тем труднее и хлопотнее процесс лечения.
Этот процесс лечения и называется покаянием. В греческом языке покаяние — ἡ μετάνοια (metanoia) — в буквальном смысле означает «перемена ума». Ум в данном случае — не просто способность к логическим размышлениям, но духовные способности человека в целом. Покаяние включает в себя несколько этапов: это осознание человеком своей греховности, искреннее чувство сожаления и твердое желание измениться и более не возвращаться ко греху, наконец, как итог внутренней работы, — это исповедование греха перед Богом в присутствии священника, который становится свидетелем раскаяния и в знак Божьего прощения произносит над грешником разрешительную молитву. Видя такое покаяние, Господь в Таинстве исповеди благодатью Святого Духа изглаживает грех из нашей души и поддерживает нас на пути духовной жизни.
Таким образом, утвердительный ответ на поставленный вопрос возможен только при правильном понимании того, что такое покаяние. В душе разбойника, висевшего на кресте рядом со Спасителем, и сказавшего своему прежнему подельнику мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли (Лк. 23, 41) покаяние уже произошло. Он все осознал, запустил процесс внутреннего изменения и исповедовал свою веру и надежду на спасение, обратившись к Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое (Лк. 23, 42). То есть предсмертные слова разбойника — это уже своего рода исповедь, свидетельство свершившегося в нем покаяния.
Продолжая аналогию с медициной, можно сказать, что для духовного исцеления разбойнику потребовалась очень болезненное хирургическое вмешательство — жестокое обращение в тюрьме, пытки, издевательства и мучительная казнь. Все это в совокупности подтолкнуло его к размышлениям о неправедно прожитой жизни, произвело в нем внутренний переворот, позволило за короткое время пройти путь покаяния, на который многие святые тратили годы и десятилетия свое жизни — вспомним Марию Египетскую, которая провела в духовных подвигах в пустыне 47 лет, или царя Давида, который после истории с Вирсавией, всю жизнь продолжал каяться и ощущать последствия своего греха.
Так что покаяться перед смертью принципиально возможно. Но удастся ли? Покаяние — это не механическое перечисление грехов, а глубокий сознательный внутренний процесс, который приводит к подлинному изменению человека, духовно очищает его и открывает путь к Богу.
Священник Евгений Мурзин
Источник: Журнал Фома
Фото на заставке: foma.ru
Просмотрено (140) раз