В чем суть праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы? | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Выбрать страницу

В чем суть праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы?

В чем суть праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы?

Хотелось бы углубиться в священную суть этого события, которое стало, как поется в тропаре праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы, «благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание» и обратить с Божьей помощью ваше внимание на момент взаимной жертвы. С одной стороны, Бог жертвует Собой ради человека. С другой – человек жертвует собой ради Бога.

Момент принесения себя или самого дорогого, что у тебя есть, в жертву Господу очень древний. И появляется он на страницах Священного Писания неоднократно.

Именно, кстати говоря, с ним связано, в целом, строительство Иерусалимского храма (и первого, и второго), куда спустя тысячи лет пришла Пресвятая Богородица и была введена во Святое святых первосвященником Захарией. Как поется в кондаке праздника: «Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище Славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божий: Сия есть селение небесное».

Это событие принесения в жертву святым патриархом Авраамом своего сына Исаака (см. Быт. 22-я глава). Символика здесь в том, что Бог хотел, чтобы человек прочувствовал момент принесения в жертву человечеству Богом Отцом Сына Своего Единородного Господа нашего Иисуса Христа. И жертвоприношение Исаака – прообраз Искупительного Подвига Спасителя. Но и человек, Авраам, здесь постарался. Он принес в жертву любовь своего сердца, самое драгоценное в его земной жизни – долгожданного возлюбленного сына. Как сказано в Писании: «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои» (Притч. 23:26).

Святой патриарх Авраам был человеком очень глубокой веры. Я сказал бы, безоговорочной веры Всевышнему. Вера очистила его сердце настолько, что он напрямую общался с Господом и не мог Ему не повиноваться. Вся его жизнь была служением Господу. В этом был смысл его существования: послужить делу спасения Богом человечества.

Отсюда и такое беспрекословное послушание Создателю, который до глубины глубин проверил и просветил сердце Авраама, в том числе и через несостоявшееся жертвоприношение Исаака. И за это великое послушание Аврааму было возвещено Ангелом Господним, что именно в его роде явится миру долгожданный Мессия-Спаситель: «Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22:16–18).

Именно на этой горе Мориа, которая была названа самим Авраамом «Иегова-ире» (с евр. «Господь усмотрит»), или гора Иеговы (см. Быт. 22:14), были построены спустя века в свое время и первый, и второй Иерусалимские храмы. И в истории она получила название «Храмовая гора».

Место жертвенного явления Бога и место жертвенного подвига человека. Божественная и блаженная двойственность. Великая и святая синергия-соединение. Когда Божья воля, направленная сверху вниз на человека, и мир встречаются с верующей, надеющейся и любящей волей человека, направленной снизу вверх – к Создателю. Так рождается наше спасение. И из двух кресал, небесного и земного, высекается Божественный огонь нашего спасения.

Вспомним здесь также случай с рождением святого пророка Самуила, чье имя переводится с еврейского как «Услышал Бог». Святая Анна долго молилась в том же Иерусалимском храме о даровании ей ребенка. И когда он был ей дарован, она сказала: «Анна же не пошла [с ним], сказав мужу своему: когда младенец отнят будет от груди и подрастет, тогда я отведу его, и он явится пред Господом и останется там навсегда» (1 Цар. 1:22).

И святой пророк Самуил воспитывался при Иерусалимском храме, как позже и Пресвятая Богородица. Их жития в чем-то параллельны.

Отсюда же, из этой жертвенности (опять же жертвенности Бога человеку и жертвенности человека Богу), и обычай приносить всякого первородного младенца от человека до скота в жертву Господу: «И сказал Господь Моисею, говоря: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, [потому что] Мои они…отделяй Господу все [мужеского пола] разверзающее ложесна; и все первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, [посвящай] Господу, а всякого из ослов, разверзающего [утробу], заменяй агнцем; а если не заменишь, выкупи его; и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупа́й» (Исх. 13: 1, 2, 12, 13). Т. е. всякий первенец от скота приносился в жертву Богу, а первенец-младенец человеческого рода выкупался. За него жертвовались в храм материально-финансовые средства.

Зачем же это делалось? Затем, чтобы человек твердо осознавал цель своей жизни: движение к Богу, приближение к Богу и соединение с Ним.

Об этом замечательно пишет Владимир Николаевич Лосский в своей книге «Догматическое богословие»: «Адам должен был превзойти эти разделения сознательным деланием, соединить в себе всю совокупность тварного космоса и вместе с ним достигнуть обожения. Прежде всего, он должен был чистой жизнью, союзом более абсолютным, нежели внешнее соединение полов, преодолеть их разделение в таком целомудрии, которое стало бы целостностью. На втором этапе он должен был любовью к Богу, от всего его отрешающей и в то же время всеобъемлющей, соединить рай с остальным земным космосом: нося рай всегда в себе, он превратил бы в рай всю землю. В-третьих, его дух и само его тело восторжествовали бы над пространством, соединив всю совокупность чувственного мира: землю с небесной ее твердью. На следующем этапе он должен был проникнуть в небесный космос, жить жизнью ангелов, усвоить их разумение и соединить в себе мир умозрительный с миром чувственным. И, наконец, космический Адам, безвозвратно отдав всего себя Богу, передал бы Ему все Его творение и получил бы от Него во взаимности любви – по благодати – все, чем Бог обладает по природе; так, в преодолении первичного разделения на тварное и нетварное совершилось бы обожение человека и через него – всего космоса».

И, наконец, словно венец, словно кульминация этого жертвенного подвига человечества Всевышнему, произошло уже новозаветное событие, когда в жертву Богу Себя принесла Та, Которая должна была родить Бога. Пресвятая Богородица. Ее родители, святые праведные богоотцы Иоаким и Анна, тоже посвятили Пречистую Господу и привели, как лучший плод человечества, как благоуханный цветок, словно живую жертву, Ему свое Дитя.

И вот эта процессия с зажженными свечами в белых одеждах идет сквозь столицу еврейского царства, буйную, спешащую, живущую своей жизнью. Эта процессия словно бы отделяется от мира, идет сквозь него в Небо.

И Святая Отроковица Трилетствующая Сама восходит по ступеням Иерусалимского храма. И ведомый Духом Святым первосвященник Захария вводит Деву Марию во Святая святых, возвещая этим самым поступком всем нам о том, что Она Сама станет Храмом Бога Живаго. И именно через Нее Бог соединится с человеком и спасет его.

Так и мы должны осознать эту великую простую и одновременно тяжелую для ветхой плоти истину: жизнь свою необходимо соделать благоуханной добродетелями жертвой Богу. Всю её необходимо обратить в служение Господу. И каждый наш день должен стать ступенями, по которым мы восходим в небесный храм, на пороге которого всех нас ждет Бог, чтобы ввести Своих возлюбленных чад во Святая святых. Домой. В рай.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Протоиерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь

Фото на заставке: belstarover.org

Просмотрено (79) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Неделя святых жен-мироносиц


Во второе воскресенье после Пасхи вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес... далее

Скоро праздник

6 мая - Вмч. Георгия Победоносца

Георгий Победоносец - наиболее почитаемый святой ещё со времён раннего христианства. Был одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Во время гонений на христиан перед императором объявил себя христианином и после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен... далее Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012)

Иверская икона Божией Матери принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции; согласно преданию он написан самим евангелистом Лукой... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

4 мая — Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

6 мая — Вмч. Георгия Победоносца далее »  Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012) далее »

8 мая — Апостола и евангелиста Марка далее »

9 маяДень Победы далее » Поминовение усопших воинов