Выбрать страницу

Пастырские встречи. Молитвенное правило

Пастырские встречи. Молитвенное правило

Утренние и вечерние молитвы, Серафимово правило, Иисусова молитва – отцы Церкви призывают нас молиться непрестанно, но у многих ли хватает сил каждый день после пробуждения и перед сном в молитве говорить с Господом? И почему так быстро нашими слабостями пользуются силы зла? О молитве шел разговор на одной из Пастырских встреч, которую провел иеромонах Лука (Ауле).

– Как научиться не лениться в молитве?

– Преподобный Серафим Саровский говорил, что молитва даруется молящемуся. Еще он говорил, что книги не могут научить молитве, сколько их ни читай. В молитве нужно желание. Чтобы научиться молитве, чтобы не лениться в молитве, нужно просто постоянно молиться, не пренебрегать правилом, которое у вас есть. Это правило может быть самым разным: это могут быть и длинные молитвословия, и короткие молитвы. Важно, если вы взяли себе какое-то правило, не менять его. Можно с благословения духовного отца добавить какие-то молитвы, но не оставлять его. Когда человек прибегает к какому-то правилу постоянно, ему дается Божественная благодать и он пребывает в этом состоянии. Если человек по своей лени оставляет это правило, то Божественная благодать в нем ослабевает и к нему приходят самые различные страсти, которые потом начинают усиливаться.

Важно, если вы взяли себе какое-то правило, не менять его

Когда человек оставляет правило и когда он ослабевает в духовной жизни, ему нужно как-то встать. Порой нас искушают бесы, искушают потихоньку, не сразу. Они не нападают, не ввергают нас в различные страсти, а предлагают нам самое малое. Например, они говорят: «Сегодня ты много трудился, устал, немного отдохни, ты такой хороший, труженик, просто немного сократи свое правило». Как только мы слушаем эти помыслы, они приобретают над нами силу. Стоит один раз послушать этот помысел, и этого будет достаточно. На следующий день бес даже не тронет вас. Всё будет хорошо, и вы сотворите правило, но потом он опять придет уже с новой силой. Вы будете поступать так, как он скажет. Скажет ложиться спать и не молиться, вы так и сделаете, а утром себя оправдаете, и всё будет у вас в порядке. Пройдет еще неделя, и это уже войдет в ваш обиход, что молиться не надо. А пройдет несколько месяцев, год, и вы уже забудете, когда последний раз молились. Так что помните, что наша жизнь – это поле брани, война, а не отдых, курорт или гостиница. Это война с нами самими, с нашей плотью.

Порой вы говорите, что не можете вычитать все вечерние или утренние молитвы. И не надо вычитывать все, начните с малого. Начните с «Царю Небесный» и до «Отче наш». Но поставьте себе определенные часы, в которые вы это правило будете творить. Поверьте мне, кто начнет с этого малого, тому воздастся. Первый день будет легко, во второй день легко, а на третью и четвертую неделю, если вы будете в системе, вы поймете, как это тяжело. Враг ополчится по-настоящему и будет вас бить, и вы будете изнывать от того, чтобы сотворить это маленькое правильце. Вот так враг порой ненавидит и лютует на человека, который молится. Это настоящая борьба, настоящая война, в которой нет расслабления, нет опускания постов, сокращения правил. Если это война, то это война. Мы с вами порой забываем, что мы на войне, и расслабляемся. Но для подвижников, которые прожили уже много лет в трудах и в подвигах, нет отдыха, где бы они ни были и куда бы они ни пошли, у них вечером правило, ночью правило и утром правило. Они не знают другой жизни.

Фото: monastery.ru

Встать от падения, нерадения и духовной лени – это подвиг, который надо претерпеть. Мы с вами знаем Евангелие, где Господь говорит, что Царствие Небесное нудится и всякий нудящий восхищает его (см.: Мф. 11: 12). Это значит, что в Царствие Небесное входят с понуждением, с трудами. Никогда нельзя пренебрегать постами. Иногда я слышу о том, что многие не обращают внимание на среду и пятницу, думая, что миряне в среду и пятницу не должны поститься. А где это написано? Я вас подвигаю не к тому, чтобы вы стали строгими аскетами. Но попоститься в среду и пятницу, прочитать утренние и вечерние молитвы, одну главу из Евангелия, пойти в субботу вечером на службу, а в воскресенье утром на Литургию – это несложно. Хотя для начинающих это тоже подвиг. Но все-таки это тот минимум, который любой христианин должен делать, это его долг. Не забывайте, что мы находимся на поле битвы, а не на курорте. Тогда вы перестанете лениться и будет проще.

– Если во время молитвенного правила отвлеклась на дела и через время вернулась, то начинать ли заново и продолжать с того места, где была остановка?

– Молитвы лучше не прерывать. Старайтесь молиться в такое время, когда вас никто не отвлечет. Именно поэтому, как правило, подвижники выбирали для молитвы ночь, когда все спят и никто не будет отвлекать. Но если вдруг так случается, что вы встали на молитву и вас вдруг отвлекли, то ничем не смущайтесь и постарайтесь ту молитву, которую вы читали или молились наизусть, благоговейно дочитать до конца. Потом можете оставить молитву, решить свои вопросы и продолжить свое правило с того места, где остановились. Тут должно быть благоговение. Когда вы стоите пред Богом, то Бог с вами беседует, слышит вас, поэтому так важно закончить свою молитву и попросить Бога простить, что вы занялись суетной жизнью, а сделав это, опять прийти на молитву. Уверен, что у человека, который занят молитвой и каждодневно творит свое правило, вряд ли будут возникать подобные ситуации. Он всегда будет знать, когда нужно помолиться, чтобы его не трогали.

– Если читаем молитвы, то есть ли какая-то последовательность, с чего начинать?

– Последовательность в любом правиле такая. Сначала мы говорим: «Молитвами святых отец наших, – это для мирян, – Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», затем «Царю Небесный» и по «Отче наш». Потом, как правило, 12 раз «Господи, помилуй». И можно прочитать 50-й псалом. Это предначинательные молитвы, которые должны быть в любом молитвослове и любом правиле всегда. А заканчивать стоит с «Достойно есть», прочитать эту молитву Пресвятой Богородице. Затем «Господи, помилуй, Господи, помилуй». И отпуст «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь». Любое правило – это творчество, и это творчество бесконечно. Правила самые разные. У каждого человека, в зависимости от его сил и духовных расположений, есть свое правило.

Любое правило – это творчество, и это творчество бесконечно

– Еще вопрос про последовательность: за кого первым молиться – за детей или за страну? Как правильно?

– Здесь всё очень просто. Открываете утренние молитвы, читаете их, и в конце там молитвы и за детей, и за родителей, и за духовного отца, и за власть, и за всё. Не нужно ничего изобретать, всё уже изобретено, написано, только внимайте своим сердцем и умом этим словам. Если хотите, чтобы Господь вас слышал, прежде всего вкладывайте ум, чтобы всё то, что вы читаете, было услышано. Когда я читаю, прежде всего, я думаю. И то же самое, когда вы молитесь, вы должны прилагать ум к словам молитв, а не просто их читать. Это тяжело, и это называется духовным подвигом. Всё легко, кроме молитвы, потому что наш ум к этому не готов. Это то же самое, как у человека тренированного и нетренированного в спортивных упражнениях. Тренированный будет бежать километры, и ему будет нормально. А нетренированный пробежит 200–300 метров и упадет. То же самое и ум. Поверьте мне, что молитвой ум приходит в такое состояние, когда он способен держать внимание. Грехом же в нас разбито всё. А Божественной благодатью в нас всё собирается воедино. Отсюда и есть целомудрие, цельность души. В молитве должно быть внимание. Нужно внимать ее словам, отсюда будет плод. Как правило, плод – это то, что вы внимательно помолились Господу. Господь непременно примет вашу молитву и вам ответит. Пусть это не будет сразу, но Господь никогда не оставляет молитву человека трудящегося. Он всегда ее приемлет, помогает и воздает.

Когда вы молитесь, вы должны прилагать ум к словам молитв, а не просто их читать

– Очень часто во время молитвенного правила приходят разные мысли. Некоторые точно неправильные и от лукавого. Некоторые мысли приходят как переосмысление своих действий и ошибок, как раскаяние. Такие мысли тоже нужно гнать или они полезны для души?

– Мы с вами знаем, что мысли приходят от Ангела, от нечистого, от нашего ума, и мысли приходят от нашего падшего естества. Есть четыре направления мысли, которые в нас могут действовать. Когда к нам приходит мысль о покаянии, как мы можем ее гнать? Нужно ее внимательно рассмотреть, и, если она относится к нашей жизни или к одному из наших грехов, который мы совершили в свое время и просто так отпустили его, должны прийти на исповедь и покаяться. Мне кажется, что когда мысль о покаянии приходит, то это хорошо.

Фото: monastery.ru

– Читала акафист за единоумершего и Псалтирь 40 дней и узнала, что этот акафист лучше было мне не читать.

– Когда вы молились, это был ваш труд. Не переживайте. Любой молитвенный труд Господь принимает. Единственное, что Господь не принимает, когда мы молимся так: «Благодарю тебя, Господи, что я не таков, как эти блудники, чародеи или как тот мытарь, что стоит и плачет. Я пощусь, десятую часть отдаю, жертвую. Благодарю тебя, что я праведник». Вот такой молитвой не надо молиться. А что вы читали акафист, каноны, Псалтирь, молились за усопшего – слава Богу, что вы трудитесь на этом молитвенном поприще, и дай Бог вам здоровья и духовных сил. Случилась какая-то ошибка – не переживайте и не унывайте никогда. Если начали сильно смущаться, значит, пришел враг. Если враг начал смущать, то это не Божие, а вражие. В этом случае надо прийти на исповедь к духовнику и сказать, что у меня пошло страшное смущение. Откройтесь, покайтесь. Поймите, что в капле греха человека – море милосердия Божия. В нашей жизни мы много грешим, и всё это пред Богом. Но никогда не забывайте, что какой бы вы грех ни совершили, Господь всегда вас простит. Почему такой страшный грех, как самоубийство, не прощается? Потому что человек после такого греха не может больше покаяться. Самое страшное – жить вне покаяния.

В капле греха человека – море милосердия Божия

– Заказал поминовения об усопшем, а оказалось, что этот человек не крещен. Что делать в таком случае?

– Не смущайтесь, ни в коем случае не унывайте. Вы хотели сделать хорошее, доброе дело, по любви, по христианской душе. Предоставьте всё на волю Божию и знайте – Господь всё управит, если мы сами не можем. Главное – уповайте на Него, но на будущее, пусть это будет для вас уроком. Прежде, чем заказывать поминовение в Церкви о человеке, узнайте, крещен ли он.

Есть еще второй момент. Допустим, человек, будучи крещеным, перешел в какую-то другую конфессию, скажем, в Свидетели Иеговы. И как за такого молиться? Казалось бы, с одной стороны, никто не лишен поминовения, ведь человек крещен. А с другой стороны, он отступник от веры Христовой, он отошел от Христа. Свидетели Иеговы говорят, что Иисус Христос – великий человек, но он не Бог. Это хула на Духа Святого. Иисус – Богочеловек, одновременно человек и Бог. Как можно отвергнуть в нем Спасителя, Бога, Который берет на себя грехи всего мира? И как они будут спасаться, если отвергают Спасителя, Который ради людей и ради всего мира пришел на землю, воплотился, совершил дело искупления рода человеческого?

Фото: monastery.ru

Судит сам Господь, а мы не судьи, и мы не можем сказать, кто спасется. Это дело Бога. Святителя Феофана Затворника в свое время спросили: «Как Вы думаете, католики спасутся или нет?» И святитель Феофан, всю свою жизнь посвятивший Богу, стяжавший великую Божию благодать, ставший чудотворцем, сказал: «Я не знаю, спасутся католики или не спасутся. Я знаю, что, если я не буду в православии, я не спасусь». Нам открыл Бог, что если мы не будем в Него верить, не будем пред Ним каяться, не будем исполнять Его святых заповедей, не будем причащаться, то мы точно не спасемся. Это нам всегда нужно носить в своем сердце.

– Как лучше всего вспоминать грехи на исповеди?

– Вся наша жизнь – это, по сути, исповедь, покаяние, и потому мы исповедь и покаяние не должны оставлять ни на одну секунду. Непрестанно молитесь, за всё благодарите (1 Фес 5: 16). Что означает «непрестанно»? Постоянно ум должен быть занят молитвой. Первостепенная задача молитвы – это покаяние. Иисусова молитва, которую проходили в жизни все подвижники, призывает нас, прежде всего, к тому, что мы исповедуем Иисуса Христа своим Спасителем и Богом в жизни. Это маленькая молитва, но она есть всё содержание Евангелия, поэтому мы с вами постоянно должны заботиться о том, чтобы в наших сердцах был покаянный дух. Это покаяние избавляет нас от всего.

Первостепенная задача молитвы – это покаяние

Во-первых, при правильном понимании покаяния мы с Вами совершенно уходим в сторону от осуждения наших ближних. Когда человек плачет в доме о своем покойнике, ему дела нет до того, где и какой покойник лежит рядом. Как говорят святые отцы, в наших душах покойник, которого мы оплакиваем. Нам нет дела до души другого человека: согрешил или не согрешил. Мы плачем о своих грехах, поэтому если мы с вами хотим покаяться, то, конечно, мы должны с вами пребывать в постоянном духе молитвы. Когда в нас присутствует этот дух, постоянная память о Боге и о молитве, то мы с вами малейшие грехи и прегрешения носим в своем сердце как тот груз, который мы хотим освободить от себя. Исповедь у подвижника постоянно в сердце. У нас бывают разные ситуации, когда мы согрешили в чем-то, но не имеем возможности прийти на исповедь и покаяться, находимся в дороге или еще где-то. Никогда не переживайте, свято и крепко уповайте на Бога и предоставьте всё в Его волю. Если вы хотите покаяться, то Он даст вам эту возможность. Вы приедете в храм, найдете священника, и Он разрешит вас от этого греха. И никогда не унывайте, не отчаивайтесь, что больше нет спасения от греха. Если вы имеете твердое упование на Бога, что Он примет ваше покаяние, то Он уже вас простил за одно намерение и за то, что вы не хотите, чтобы этот грех был на вас, и свято хотите избавиться от него. Этого уже достаточно, чтобы Господь принял ваше покаяние. Вам остается только формально найти священника и засвидетельствовать это при нем, чтобы он властью, ему данной по благодати, отпустил вам этот грех.

– Другие религии – это лжеучения? Как их воспринимать?

– У нас одна религия – наша православная вера, христианская религия. Воспринимать другие религии стоит как неспасительные и как лжеучения. Как воспринимать, например, тот же самый буддизм или кришнаитов, когда у них нет самого главного – Бога? Есть какие-то свои боги, в которых они верят, какие-то странные и удивительные надуманные учения.

Вся моя духовная жизнь началась с того, что в 1990-е годы на полках книжных магазинов продавалось всё что угодно, кроме трудов святых отцов и Евангелия. Множество всяких индийских учений, оккультных наук – столько бреда! Я помню, что когда увлекся этим, искал истину, то прочитал практически всё, мне было интересно. Один раз я пришел домой и так разочаровался в этом всем. Я тогда работал дежурным инженером по вычислительным системам и по ночам во время дежурств читал. А утром книгу клал в сумку и ехал помолиться в храм, было у меня такое правило. Приезжал в храм, ставил свечи, молился, а в сумке лежала еретическая книга. Раньше я этого всего даже не понимал. Я интересовался этим всем года три. Когда сложил все книги, которые прочел, получилась стопка выше моего роста.

Фото: monastery.ru

И тогда я подумал, что столько прочитал, а в этом во всем не было Бога. Я пришел в храм Божий, посмотрел, как там бабушка молилась Богу, и подумал, что она и десятой части не прочитала того, что прочитал я, а у нее такая сильная вера и стремление познания Бога! И тогда я махнул на всё это рукой и сказал: «Нет здесь Бога». Мое первое искушение, первая «война» с нечистым началась тогда. И сказал он мне тогда всего несколько слов, от которых я потом был в шоке несколько лет. Он сказал: «А куда денешь эти знания, которые в тебя вложили?» Когда я услышал это, то побежал в храм. Сразу понял, что есть исповедь, причастие и для чего это нужно. Все эти прочитанные книги я сразу сжег и больше не прикасался к этим религиям, особенно к тому, что касается оккультизма, потому что это чистый сатанизм и убийство души.

Иеромонах Лука (Ауле)
Источник: Сретенский монастырь

Фото на заставке: monastery.ru

Просмотрено (86) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

2 декабря - Пророка Авдия

Пророк Авдий - один из 12-ти малых пророков. Жил приблизительно в IX веке до Р.Х.. Написал самую маленькую по объему среди книг Ветхого Завета книгу пророчеств, в которой провозвестил суд над всеми народами и обетование о спасении Израиля... далее

Свт. Филарета, митр. Московского

Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) — митрополит Московский и Коломенский, действительный член Императорской Российской академии; почётный член Императорской Академии наук и впоследствии академик по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века. Митрополит Филарет заслуженно считался одним из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви. Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избраны Самим Богом к миссии высшего духовного водительства. Помимо блестящих способностей, он обладал дивным даром красноречия - потом его называли Русским Златоустом и сравнивали с ним только слог Карамзина... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »