Выбрать страницу

Четвероевангелие. Евангелие от Луки: кто такой Феофил?

Четвероевангелие. Евангелие от Луки: кто такой Феофил?

Мы продолжаем наше введение в изучение Писания и сегодня поговорим об особенностях Евангелия, написанного евангелистом Лукой.

Древнее предание, восходящее, в частности, к святителю Епифанию Кипрскому, говорит, что евангелист Лука был апостолом из числа семидесяти. Во всяком случае, только Лука говорит об избрании этого сонма учеников Христа.

Блаженный Иероним Стридонский и Евсевий Кесарийский настаивают на том, что родиной апостола Луки была Антиохия – на то время главный город восточных земель Римской империи, прославившийся высоким уровнем наук и искусств, что не могло не повлиять на хорошее образование будущего евангелиста.

Интересно, что Ориген Луку считает родственником апостола Павла, упомянутого в послании к Римлянам под именем Люция или Лукия (Рим. 16, 21).

В шестнадцатой главе книги Деяний евангелист упоминает о себе, как о спутнике апостола Павла, далее неизменно следовавшим за ним из Троады до Иерусалима, и из Иерусалима в Рим на суд императора. Собственно после окончания событий, описанных в книге Деяний, говорить о подвигах апостола Луки крайне затруднительно в виду слишком различных свидетельств, представляемых древними авторами.

Точное время написания Лукой своего Евангелия не известно. Как автор он стоит третьим, потому что такие авторитеты как Ориген, священномученик Ириней Лионский, святитель Иоанн Златоуст и Евсевий сходятся во мнении, что данное Евангелие было составлено после соответствующего труда Матфея и Марка.

Древние кодексы указывают на две даты: либо 49-й, либо 55-й год. Если считать, что в словах: «С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование» (2 Кор. 8, 18), – апостол Павел подразумевает Луку, то Евангелие он написал не позже 57-го года, так как примерно в это же время было составлено процитированное послание. А вот допустить указанное предположение нам позволяет свидетельство Златоуста: «И в Послании к Коринфянам о нем же (т. е. св. Луке) говорит его же похвала во Евангелии по всем церквам», – а также блаженного Иеронима: «Третий Евангелист Лука – врач, сириянин из Антиохии, коего похвала во Евангелии, который составил книгу в странах ахайских и виотийских, сам будучи учеником Апостола Павла».

Теперь традиционно переходим к разговору о месте написания. Здесь сведения также несколько разнятся. Так, к примеру, один древний сирийский перевод, говорит, что свой труд Лука составил на греческом языке в Александрии. А вот блаженный Иероним указывает, что данное Евангелие было написано в провинции Ахайя (юг современной континентальной Греции), когда Лука находился там вместе с апостолом Павлом в 54 или 55 году. В общем-то, это свидетельство большинство исследователей полагают наиболее достоверным.

Обстоятельства, побудившие Луку написать Евангелие, очевидны и излагаются им самим в прологе: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то́ бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил» (Лк. 1, 1-3).

Из этих слов можно предположить, что среди «многих», составлявших повествование о жизни Христа были Матфей и Марка, т.е. об их трудах Лука уже знал, но Ориген и Климент Александрийский, говорят, что видимо здесь речь идет об авторах, ложно описывавших связанные со Спасителем события, а потому Лука поставил перед собой задачу исправить такое положение.

Кем же был этот упомянутый Феофил? Интересно, что святители Епифаний Кипрский и Амвросий Медиоланский считают, что под данным именем не скрывается какой-то конкретный человек, а это просто собирательный образ, всякого христианина, любящего Бога. Такое понимание имени Феофил, каждый из нас, в определенной мере, может отнести к себе. Однако же блаженный Августин, Златоуст и Феофилакт Болгарский считают, что Лука имеет в виду вполне конкретного человека, коим был благородный римлянин, поселившийся в Антиохии, так как римские обычаи ему были известны, а о сирийских Лука говорит как о новых для него.

Скорее всего, Феофилом являлся ученик апостола, ради наставления которого тот и написал Евангелие.

С самых ранних времен Евангелие от Луки и Деяния признаются Церковью как богодухновенные и канонические Писания. Очевидно, что свой труд Лука совершил под руководством апостола Павла, о чем, например, говорит священномученик Ириней: «Лука, спутник Павла, проповедуемое им Евангелие изложил в книге».

Вот так, когда-то личное наставление, предназначенное для одного человека, стало достоянием всей Церкви. Очевидно, что Евангелие от Луки, несмотря на свою первоначальную цель, по своей широте и значению значительно превзошло личное послание и с самых ранних веков, воспринималось христианами как достоверное, тем более что личные качества Луки этому хорошо способствовали. Изложенные свидетельства станут неплохим подспорьем как для нового/повторного обращения к Священному тексту, так и ясным доказательствам достоверности изложенных в нем событий, вопреки любым доводам скептиков.

Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Союз православных журналистов

Фото на заставке: Святой евангелист Лука. В.Л.Боровиковский. 1804–1809 гг.. wikipedia.org / spzh.news

Просмотрено (159) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

29 ноября - Апостола и евангелиста Матфея

Апостол Матфей - один из 12-ти апостолов, который первым написал повествование о жизни своего Учителя (Евангелие от Матфея). Матфей был сборщиком налогов (мытарь). Отказавшись от своей неправедной жизни, он оставил все и последовал за Спасителем...После того как апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь в разные страны, благовествовал в Сирии, Мидии (нынешний Иран), Персии, Парфии, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии. Местный правитель-язычник Фульвиан велел распять его на земле и сжечь на медленном огне, обложив хворостом, но в результате огонь перекинулся на статуи идолов, которые и сгорели. Апостол погиб, но сам мучитель обратился в христианство и затем был крещён, приняв имя Матфея. Казнённого апостола он отныне почитал как святого. Со временем, отрёкшись от светской власти, он сам стал епископом... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

29 ноября — Апостола и евангелиста Матфея далее »

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »