Выбрать страницу

Ради Христа, родившегося в яслях

Ради Христа, родившегося в яслях

Пост – добрая стража душ, надежный сожитель телу, матерь здравия, воспитатель юности, украшение старцев, добрый спутник путешествующих, училище подвижников. Подвижники благочестия XX века о посте.

Архимандрит Кирилл (Павлов):

Самое пребывание в раю есть образ поста, потому что, довольствуясь малым, жившие в раю не употребляли ни вина, ни мяса животных, что делает мутным человеческий ум. Уже после потопа узнали люди вино и мясо, а до потопа сего не было. Когда не стало надежды на совершенство, тогда было дозволено наслаждение.

*

Постившийся Илия заключил небо на три года и на шесть месяцев. Поскольку он видел, что от пресыщения рождается в народе много наглости и зла, то по необходимости, чтобы исцелить его от порока роскоши и распутной жизни, наложил на него невольный пост – голод, который остановил без меры уже разлившийся грех.

*

Пост соделал святого пророка Илию зрителем великого видения, ибо, сорокадневным постом очистив душу, он удостоился на Хориве видеть Господа. Через пост святой пророк Илия возвратил вдовице умершего ее сына.

*

Пост – добрая стража душ, надежный сожитель телу, училище подвижников. Он отражает искушения, он – сожитель трезвости и целомудрия. Пост предпосылает молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями при восхождении горе. Пост – матерь здравия, воспитатель юности, украшение старцев, добрый спутник путешествующих.

*

Польза поста открыта всякому роду жизни, всякому состоянию тела: пост везде приличен и во всякое время. Пост охраняет младенцев, уцеломудривает юного, делает почтенным старца, ибо седина, украшенная постом, достойнее уважения. Пост – самое приличное убранство женщин, узда в цвете лет, охранение супружества, воспитатель девства. Постом изгоняются нескромные речи, и песни, и насмешки.

Фото: monastery.ru

*

Если бы пост владычествовал во вселенной, то был бы во всей вселенной глубокий мир <…>, потому что пост, научая людей воздержанию от излишества в яствах, научал бы и совершенному удалению от пороков: сребролюбия, любостяжательности, тщеславия и других злых страстей, и жизнь протекала бы в глубоком мире и душевном безмятежии. Теперь же люди, гоняющиеся за роскошью как за блаженством жизни, ввели этот великий рой зол. Роскошная жизнь богача ввергла его в геенну огненную, а Лазарь чрез пост взошел на небо, упокоился на лоне Авраамовом.

*

У постящегося и цвет лица почтенный (он не переходит в бесстыдную багровость), взор у него кроткий, походка степенная, лицо осмысленное, в сердце – чистота. Все святые, от века прославленные, любили пост и соблюдали его. Жизнь святого Иоанна Предтечи была сплошным постом. Святой апостол Павел постился, и пост возвел его на третье небо. Но для нас важнее всего, что пост этот освящен Самим Господом, постившимся сорок дней.

Митрополит Вениамин (Федченков):

Пред всякими великими праздниками вообще всегда нужно поститься. Вот почему: ко всякой благодати нужно готовиться; в праздники же подается благодать. Известно же несомненно, что сытое тело, отягощенная плоть, не воспринимает духовных предметов: дух воюет против плоти, а плоть воюет против духа.

Наоборот, постническое тело весьма содействует духовному восприятию. Это опытно знали и осуществляли все подвижники, ставившие такое простое дело, как пост, первым (хотя по существу и не самым главным) делом пустынного жития и аскетических подвигов. Это – известная, азбучная истина! Но вот когда приходит праздник, мы об этом или забываем, или не желаем исполнять полезного опыта. А от этого многого лишаемся.

Протоиерей Валентин Амфитеатров:

Каков же должен быть наш пост, чтобы он был угоден Богу и спасителен для нашей души? Первое условие нашего говения и христианского поста – незлобие души.

Второе условие христианского поста изображено в следующих словах Самого Иисуса Христа: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Мф. 6: 16). Истинный пост должен быть предпринимаем для Бога, то есть для того, чтобы возможными – душевными и телесными – подвигами очистить душу от грехов, расположить ее к добру.

Третье условие христианского поста, по учению Евангелия, это постоянное мысленное обращение человека к небесному счастию, приобретенному для нас Иисусом Христом. По наставлению Святой Церкви мы должны постоянно молиться и думать о том, как бы получить Небесное Царство.

Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Иоанн (Шаховской):

Пост есть нахождение мудрости, закономерности и чистоты отношений ко всему через возвращение к чистому источнику жизни – Богу и через послушание Его слову. Пост есть воздержание: осмысленное и последовательное воздержание от всего неистинного и невечного. Но пост не есть лишь одно отрицательное воздержание; он есть и положительный приход к истине, вкушение истинной жизни.

*

Воздержание не есть центр поста. Центр поста есть именно вкушение истины воли Божьей, богоустановленной жизненной гармонии вещей. Пост есть всецелое послушание Богу, целомудрие мира.

*

Пост есть сеяние в Дух, причащение Духа Божия, и потому пост всегда заканчивается и исполняется в Святом Причастии Тела и Крови Христовых, что делает явным пост не как отрицательное действие, но положительное устремление к Причастию Христа, жизни наиболее полной в Нем.

*

Пост есть явление глубоко положительное, светло-активное. Оттого Господь повелевает постящимся не помрачать лица своего, но помазать главу и умыть лицо свое (см.: Мф. 6: 17–18). Пост есть веселие, радость духа, торжество вечности над временностью, победа правды над ложью, любви над ненавистью, света над тьмою. Пост есть цвет жизни, лучшая песнь человека в мире.

*

Пост нам облегчает смягченное и просветленное отношение к недостаткам окружающих нас людей. Все святые прикасались к познанию своей греховности и слепоты своей природы через это постническое познание, и через это восходили к все большей жажде совершенной жизни Христовой. И обнимали сострадающей, сочувствующей любовью все грешное стенающее творение, себя почитая самым несовершенным его выражением.

Фото: monastery.ru

*

Пост есть утверждение вечной жизни. Пост не есть убегание от тленного мира, пост есть устремление к нетленному миру.

*

Самолюбие есть чревоугодие, отвержение Бога. Чем меньше я услаждаюсь собою, тем больше я держу пост, тем скорее усладит меня Господь жизни.

*

Пост – основание Домостроительства нашего спасения. Он есть сжигающая любовь Бога к человеку и огненная любовь человека к Богу.

*

Пост вольного и святого повиновения Церкви – пост церковный – есть духовное строительство на камне, камень же – Христос.

*

Пост есть очищение любви, праздник веры, вещество надежды. Любящий Бога не любит сласть мира, алчущий Христа не насыщается пеплом, верующий в Сына Божья, Единородного, закалывает Ему себя в жертву, ибо знает, что всякая жертва в Духе Святом есть милость, а не жертва. Пост – цвет молитвы, погашение земного ума, обилие Божьего воздуха.

Епископ Афанасий (Евтич):

Христианин, который идет каяться, также употребляет и пост. Надо ради этого поститься, а не для того, чтобы просто исполнить долг или даже, как некоторые думают, заслужить от Бога награду, венец.

*

Пост помогает нам исправить испорченную человеческую природу, внести нужный порядок, который Бог дал. Это, прежде всего, питаться словом Божиим, а потом – хлебом.

Пост – не борьба против плоти как создания Божия. Но борьба должна идти с извращенностью плоти. Каждый из нас может осознать и почувствовать, что если человек не владеет собой, своим телом, то он становится уже рабом пищи, или пития, или других удовольствий. Начинает вещь владеть человеком, а не человек вещью.

*

Падение Адама в том и было, что он не захотел сдержать себя: когда он съел плод, он ничего не получил нового. Заповедь была не в том, чтоб запретить ему есть этот плод, будто в нем что-то было опасное, а чтобы научить дисциплинировать себя, чтобы поставить на путь подвига. В этом подвиг свободы и подвиг любви. Никто, кроме человека, не может это сделать, и поэтому он призван это сделать. Чтобы участвовать в свободе и любви Божией, человек должен быть подвижником.

Фото: monastery.ru

*

Дело не в том, чтобы умертвить себя, а надо в себе умертвить свое служение злу, греху и сделать себя работающими Богу. Жизнь – это причащение, Богу слава, поднятие, возрастание. Надо так расположить себя, чтобы иметь эту свежесть христианской жизни и стремиться к ней. И, как говорили древние отцы, надо каждый день начинать все снова.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов):

Пост – средство к благодатному озарению. Пост истинный есть воздержание от зла.

*

Надо избегать крайностей в посте и идти средним путем, с одной стороны, не слишком послабляя себе в посте, а с другой – не налагая на себя излишнего воздержания.

Хотя пост и не является основной добродетелью, все же он служит вернейшим условием к отрезвлению ума и сердца человека, очищает от скверны плотской и греховной. Даже покаяние без поста напрасно есть. «Никтоже да не мнит без болезни очистить грехи, – говорит митрополит Киевский Никифор, – и без поста омыти скверны». «Оружие чистоты» – пост одухотворяет человека, возвышает его молитву, является самой удобной ее основой.

*

Пост есть воздержание для живущего в миру. Сущность поста не определяется внешними нормирующими узаконениями Церкви. Церковь лишь намечает пост и определяет, когда о нем особенно надо помнить. Каждый должен сам для себя определить размеры поста, чтобы тело получало свое и дух возрастал, находясь в равновесии, в мире. Пост поднимает нравственность и укрепляет людей в вере.

Фото: monastery.ru

Схиархимандрит Пантелеймон (Агриков):

Пост безрассудный расстраивает организм до болезни, вызывая потом вредную реакцию, во время которой человек начинает жалеть о потерянном здоровье, прибегает к лечению и уже полному нарушению поста.

*

Если вы решили говеть, немедленно явится множество препятствий и внутренних, и внешних. Но они исчезнут, если проявить решимость непременно покаяться.

*

Вот ты, детка Божия, привыкла очень много и много говорить. И подчас говоришь то, что и не помнишь, или потом уж опомнишься. А ты вот этим Рождественским постом постарайся говорить меньше и даже очень мало. Ради Христа, родившегося в яслях убогих, прошу тебя, говори меньше, а то временами и совсем молчи. Этим ты принесешь дар молчания Христу.

*

Даже малая твоя молитва, пост, поклоны и все твое добро пропитаны гордостью, точно мед дегтем. Спрашиваю тебя: как можно приблизиться к смиренным яслям Христовым с такой бесовской и богомерзкой гордыней?!

*

А вот тебя, горькая пташка, уж очень борют нечистые помыслы, и ты им так уступаешь, что оскверняешь ими и свои чувства, и сердце. А ведь сердце твое – живой алтарь или духовный вертеп, где должен возродиться Христос.

И как с такой нечистотой приблизиться к яслям Пречистого Христа? Ну как?! Ведь огонь стыда опалит тебя. Ангел смерти поразит тебя за дерзость такую.

Вот ты плачешь, кусаешь свои губы, готова рвать волосы на себе. Умоляю тебя, мое бедное дитя, не отчаивайся, еще есть время. Вифлеем еще далеко. Пока идешь, собирай свой ум, закрой окна своих чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния. Обуздай свое чрево. Усиль молитву к Деве Пречистой и Иосифу Обручнику, отверзи источники слез. И демон блуда и всякой мерзости убежит от тебя. И ты принесешь милому Богомладенцу Христу дар целомудрия и чистоты.

Фото: monastery.ru

*

Да, мои дорогие и милые, скоро светлый и тихий праздник Рождества Христова. Но перед нами лежит пустыня – поприще святого поста и молитвы. Лежат труды и борения подвига во имя очищения грешной нашей души. Какой нелегкий путь для наших слабых и немощных сил!

Кто нам поможет, кто осветит путь, куда идти? Вместо светлой цели – духовного Вифлеема – не попасть бы нам в руки коварных и злых разбойников-демонов. А кто же нам, мои дорогие, осветит этот темный и далекий путь?! Тем более что мы так часто бываем в жизни совсем одиноки и беспомощны.

Все мы, дорогие мои отцы, братья, сестры, чада мои милые, – путники. Все мы нуждаемся в путеводной звезде, которая бы довела, показала нам путь к святому Вифлеему, которая бы осветила дорогу, буйную и знойную. И этой путеводной звездой является для нас святая любовь. О святая любовь! Ты – наша путеводная звезда. Веди же нас через пустыни, горы и стремнины. Веди к яслям Христовым.

Подготовила Александра Калиновская
Источник: Сретенский монастырь

Фото на заставке: monastery.ru

Просмотрено (169) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

26 ноября - Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, родился в Антиохии (современная Сирия) около 347 года, в семье военачальника. Иоанн Златоуст – вселенский учитель православной церкви, один из трех ее «великих святителей», озаривших мир светом истинного христианского учения... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »