Молитва своими словами
Если верующий пришел к тому, что молитва своими словами у него вызывает больше покаяния, и она у него более искренняя, чем правило, — не стоит ли ему заменить часть правила на молитву своими словами?
Святитель Феофан Затворник писал одному архимандриту: «Какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом. Еще: читать молитвы и псалмы до разшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего».
Вопрос касается не только ежедневной молитвы, но и правила перед совершением Божественной Литургии.
Протоиерей Константин Островский:
Многие великие преподобные отцы, делатели и учителя внутренней молитвы во всю жизнь не оставляли и внешних молитвенных правил по Молитвословам и иным богослужебным книгам. А другие, как например, святитель Феофан Затворник, рекомендовали переходить — сразу или со временем — от чтения молитвенных правил по книгам к молитве Иисусовой или другим коротким молитвам. Но этот важный и мудрый совет не даёт оснований свысока относиться к текстам из Молитвослова и считать, что они составлены для христиан, так сказать, второго духовного сорта.
В действительности молитвы из Молитвослова очень высоки, и наше внутреннее устроение пока им далеко не соответствует, ведь они вылились из сердец великих святых. Бог дал им записать эти молитвы для того, чтобы мы учились по ним молиться, чтобы внимательное чтение их помогало нашему сердцу приходить в то смиренное покаянное состояние, которое имели святые отцы.
Если же молимся своими словами, не надо заботиться о красоте формулировок. Чем проще — тем лучше.
Когда опасно болен ребёнок, мать ничего не сочиняет. Она просто просит Бога: «Господи, помоги, спаси мою деточку!» Сочинительство — дело, к молитве не относящееся. Молитвы не придумываются — они даруются Духом Святым.
Поскольку слова молитвы — написанный кем-то текст, этот текст может вызывать у читателей и слушателей разные эстетические переживания и, соответственно, больше или меньше им нравиться. Поскольку молитвы в церкви часто поют, то сказанное можно отнести и к мелодиям, на которые мы распеваем молитвы. Например, мне очень нравится «Покаяние» Веделя — и слова содержательные, и музыка захватывающая.
Но если вспомнить, что молитва это не просто читаемый или распеваемый текст, а обращение реально погибающего грешника к Всемогущему Спасителю, но и Всеведущему Судии, то описанное выше отношение к молитве можно проиллюстрировать следующим примером.
Человек напился пьяным, устроил в доме пожар и так глубоко уснул, что очнулся, когда уже вся квартира оказалась охваченной пламенем и выйти из неё через дверь стало невозможным. Человек распахивает окно. Будет ли он при этом рассуждать: «Как бы мне обратиться к подъехавшим пожарным? Дорогие товарищи, окажите мне посильную помощь? Или, уважаемые господа, я рад всех вас видеть»? Если этот человек действительно очнулся, он не будет искать красивые слова, а просто закричит: «Помогите!»
Если же человек подбирает «любимые молитвы», значит, он ещё не осознал своего действительно ужасного положения.
И ещё. Есть мудрая притча, донесённая до нас Львом Толстым в рассказе «Три старца». Жили на острове три человека, которые молились: «Трое вас, трое нас, помилуй нас». Бог послал к ним на остров архиерея, который научил их молитве Господней «Отче наш» и уехал на своём корабле. Вдруг архиерей видит, как эти трое догоняют корабль, бегут по воде и кричат, что забыли слова молитвы Господней и просят вновь научить их. «Доходна до Бога и ваша молитва, старцы Божии, — сказал им архиерей. — Не мне вас учить. Молитесь за нас, грешных!»
То есть важно внутреннее состояние человека, а не внешняя форма молитвы. Но представим, что этот архиерей, вернувшись в свою епархию, стал учить в церкви, что не нужно читать молитву Господню, а нужно твердить: «Трое вас, трое нас…» Получилось бы нелепо. Поэтому с почтением относясь к облагодатствованным простецам — аони встречаются не только в книгах — с их порой странными обрядами и молитвословиями, для общецерковного употребления сохраним избранные Церковью и внесённые ею в богослужебные книги молитвенные слова.
Протоиерей Валериан Кречетов:
Для меня — это выше моих возможностей. Я пытаюсь молиться так, как заповедано, а уж до своих слов ещё не дорос.
Как говорил в своё время отец Сергий Мечёв: «Нужно сначала долги отдавать, а потом дары приносить». Я долгов ещё не могу отдать, а дары — это пока не мой уровень.
Молитвы составлены святыми. И, как говорят святые отцы, когда мы читаем их молитвы, они молятся вместе с нами.
Тогда я надеюсь на них, что за их молитвы Господь меня милует. Но уж не за мои, это точно.
Молиться своими словами вместо правила — это не мой уровень. Мне хотя бы проникнуть хоть в то, что написано.
Протоиерей Владимир Воробьев:
Мне кажется, очень полезно сравнить такое положение, например, с обучением игре на фортепиано. Когда начинают учить играть на фортепиано, то не говорят: «Садись и сочиняй, наигрывай сам», — а учат пьесы, которые подобраны в определенном порядке, которые постепенно развивают и руки, и музыкальность, и делаются все сложнее и сложнее, и так, переходя из класса в класс в музыкальной школе, человек понемножку развивается, осваивает технику и научается играть. Но даже когда он стал пианистом и может теперь сам сочинять, импровизировать — я думаю, он все равно продолжит играть классические сочинения Баха, Бетховена, Шуберта, Шопена, Рахманинова. Потому что эта музыка является образцом, критерием, мерилом, она продолжает учить. Если перестать ее играть, то понемножку сползешь, забудешь, начнешь вариться в собственном соку, потеряешь все критерии, и всё уйдет.
Так же и в молитве. Молитва своими словами обязательно нужна — для того, чтобы вычитывание правила не выродилось в формализм, в начетничество. Нужно, чтобы человек молился своими словами, чтобы он научился вкладывать слова молитвы в свое сердце, и сознательно говорил Господу о том, что важно дня него в данный момент. Но если мы перестанем читать молитвы, которые есть в правилах, мы откажемся от школы молитвы. Когда мы читаем молитвы великих святых — Василия Великого, Иоанна Златоуста, преподобных — мы учимся тому, как нужно молиться. Если мы откажемся от этой школы, то, скорее всего, очень скоро наша «молитва своими словами» выродится во что-то примитивное, слабое, мы начнем бормотать неизвестно что, и это будет потеря молитвы.
Так что, я думаю, молиться своими словами нужно обязательно — но в сочетании с чтением молитв великих святых. Здесь важно и то, и другое.
Источник: Пастырь
Фото на заставке: elohov.ru
Просмотрено (144) раз