Любите враги ваша
Самая высокая молитва – это благодарность Богу за обидчиков и за возможность, которую они нам дали, чтобы мы могли возрастать в Божией любви.
Мы должны констатировать, что любовь к врагам – это характерный признак человека, действительно являющегося христианином. Как сказал Христос, легко любить тех, кто любит нас. Он напоминает нам, что поскольку Бог Отец любит всех, включая жестоких и неблагодарных, мы можем делать не меньшее, если хотим быть Его детьми.
Но, конечно же, на словах любить врагов легче, чем на деле. Большинству из нас это кажется довольно трудным, а в отношении некоторых людей, которые действительно задевают нас, почти невозможным. Вот почему всем нам без исключения нужно исправляться, ежедневно каяться. Только кающееся сердце может быть по-настоящему милосердным к неправедным, к тем, кто обижает нас, к тем, кто причиняет нам боль.
Те, кто больше всего уверен в том, что они в целом порядочные люди с грехами не слишком серьезными, чтобы исповедоваться в них, склонны осуждать и развивать в себе надменное и высокомерное отношение к другим. Не может быть любви к ближнему без смирения. И не может быть смирения без признания того, что Бог праведен, справедлив, милосерден и любит всех бесконечно, и это выше наших ничтожных и непостоянных альтруистических чувств к ближнему.
Мы приходим к Богу и говорим: «Мы не знали и не понимали. Ты – поистине Человеколюбец, с Которым никто не может сравниться. Сделай нас, недостойных, в нашей человеческой любви более достойными Твоей любви!»
«Сделай нас, недостойных, в нашей человеческой любви более достойными Твоей любви!»
Любовь к врагам – это вопрос не только послушания Христу, хотя, безусловно, это так. Но это есть прежде всего общее состояние нашего сердца и того, что в нем. Есть ли в нем отблески Божественной любви или больше элементов себялюбия? Покаяние означает очищение наших сердец от всего этого себялюбия, своеволия, личного интереса, этого чувства нравственного негодования по поводу того, что с нами поступили несправедливо, что мы должны быть отомщены.
Давайте проясним несколько вещей. Конечно, мы встретим несправедливость в этой жизни, в этом нет никаких сомнений. Также несомненно, что мы и сами будем несправедливыми с другими. Поэтому давайте начнем с реального принятия этого факта и помолимся об изменении – изменении нашего сердца, которое может соделать только Бог, но в соответствии с нашим сердечным желанием.
Если мы припадем к Нему с искренностью и верой, Он возьмет наше каменное сердце и претворит его в другое сердце – сердце теплое и любящее всех, как друзей, так и врагов. Тогда нам не будет стыдно называться христианами, потому что другие скажут так о нас, а не мы сами о себе.
Как Бог совершает в нас это претворение сердца? Он дает нам новое сердце каждый день, когда мы каемся в своих грехах и в смирении посвящаем себя служению Ему, когда мы освобождаем место для Него и для других, умерщвляя все неподобающее, всю нелюбовь внутри нас. Следовательно, это такое изменение, которое мы должны взращивать, поступая как христиане, а также веруя как христиане. Мы должны практиковать милосердие, чтобы самим получить милость.
Бог дает нам новое сердце, когда мы каемся в грехах и освобождаем место для Него и для других
Давайте задумаемся о том, как часто мы сами просим Бога о помиловании. Учтите это. Возможно, нам следует уделять больше внимания тому, что мы на самом деле делаем по отношению к ближним. Задумаемся, проявляем ли мы милосердие, прощаем ли обиды, как выражаем нашу веру на деле. Потому что вера без дел мертва и не спасает. Нам нужно быть очень трезвенными в этом.
Один из способов решения этой проблемы – подумать, скажем, о трех людях (в идеале – о трех, но будет достаточно и одного), кто совсем недавно обидел нас или расстроил. И здесь нужно прибегнуть к духовному и практическому упражнению, чтобы справиться с этим. Прежде всего нужно раскаяться, отвергнуть всякую озлобленность, гнев, обиду, самооправдание, которые могут и будут отравлять наши души и мешать установлению мира и примирению. Во-вторых, мысленным взором мы должны взглянуть на этого человека так, как Христос смотрит на него или на нее, то есть с состраданием. Если для нас это трудно, а может быть, даже невозможно – любить этого человека, тогда нам нужно снова и снова возвращаться к покаянию, если необходимо, чтобы наше сердце могло смягчиться. Излишне говорить, что Таинство исповеди в присутствии священника часто является жизненно важной частью этого целительного процесса, если сердце ожесточилось.
Мы легко можем обмануть себя, что простили кого-то, хотя на самом деле этого не сделали. Если в нашем сердце есть хотя бы капля любви к тому человеку, мы должны продолжать искать в молитве его наивысшего блага, не диктуя Богу, что обидчик должен сделать, чтобы покаяться в своих злых делах, ибо таким образом к нам возвращается непрощающий дух.
Самая высокая молитва – это благодарность Богу за обидчиков и за все хорошее, что в них действительно есть, и особенно за возможность, которую они дали нам, чтобы мы могли возрастать в Божией любви. Таким образом из раны принесенной нам обиды или оскорбления будет удален всякий след зла. И то, что было проклятием, станет благословением как для нас, так и для того, кто нас обидел.
Посмотрите, вот те, кого мы называем врагами. Давайте возлюбим их по-настоящему, потому что, быть может, Бог поместил их в нашу жизнь для нашего спасения! Если среди людей мы не будем почитать никого врагами, но будем принимать всех как братьев и сестер, мы будем являться настоящими христианами.
Священник Григорий Халлам
Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Ancient Faith
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (57) раз