Выбрать страницу

Пастырские встречи. Сохраняя мир в душе

Пастырские встречи. Сохраняя мир в душе

Наблюдайте за собой и в первую очередь за своими помыслами. Господь дает за это великую благодать, мир душевный и стяжание даров Духа Святаго.

Господь сказал: «У вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10: 29). Но как часто мы боимся, что что-то произойдет с нашими близкими или с нами самими. Мы волнуемся, переживаем, забывая полагаться на волю Спасителя. Как сохранять душевный мир, как в этом может помочь христианину духовник и как его найти, если пока не нашел? На одной из Пастырских встреч на эти вопросы отвечал иеромонах Лавр (Архипов).

– Что значит: «На Бога надейся, а сам не плошай»?

– Это наша замечательная поговорка, которая зиждется на Священном Писании. Дело спасения человеческой души – это не только дело Бога, но и дело самого человека. Понятно, что мы надеемся на милость Божию, но при этом и сами должны проявлять усердие для того, чтобы духовно возрастать и становиться все ближе и ближе к Богу. Я связываю эту пословицу именно с этим. Самому надо трудиться обязательно.

– Поясните, пожалуйста, фразу из Евангелия: «Кому много дано, с того много и спросится» (Лк. 12: 48).

– Чем выше пост занимает человек в том или ином учреждении, чем больше ответственность (а ведь с возможностями приходит и великая ответственность) и чем больше возможностей, тем больше ответственность и перед Богом, и перед народом Божиим.

Есть у священника власть, не за его заслуги данная, но по призванию и по благодати Божией, отпустить либо не отпустить грех человеку. За эту власть мы будем нести большой ответ, как мы ею пользовались.

Есть чиновник государственный, у него большие возможности и ответственность перед народом. Ведь не просто про чиновников говорят: «слуга народа». Это все из Священного Писания, ведь Господь был слугою всем и ноги омывал ученикам, и заботился о всех. Вот если бы мы брали языческий метод управления обществом, то такая пирамида: наверху император, потом чиновники, государственные деятели и в конце, в самом низу пирамиды, рабы империи, допустим Римской. А в христианстве эта пирамида переворачивается. Чем больше ответственность, чем больше возможности, чем больше власти, тем больше человек становится слугой для всех.

– Как бороться с гордостью?

– С гордостью мы боремся смирением. Нужно просить Господа, чтобы добродетель смирения в нас возрастала и развивалась. А возрастает и развивается она посредством практики. Так же, как и в любом другом деле.

Вот решили вы писать стихотворение, вам нужны определенные знания и практика. Через практику приходит что? Опыт. И вы стяжаете навык. Добрый навык, который уже можете передать другому через научение. Как, например, святые оставляют нам свои творения. А что такое творения святых отцов? Это их личный опыт жизни во Христе, которым мы все с вами можем воспользоваться, но посоветовавшись со своим духовником. Не всегда то, что было полезно одному, будет полезно другому.

– Может ли быть смирение, если произрастают другие страсти?

– Конечно, человек не сразу становится святым, и борется он на разных фронтах своей собственной жизни и воли. Человек постепенно, выбирая главенствующую добродетель, стяжает и другие добродетели в борьбе против тех страстей, которые одолевают его.

То же самое и с грехом. У каждого из нас есть главенствующая страсть, главенствующий грех, к которому цепляются уже другие более мелкие грешки и так далее. Допустим, у нас винопитие является главенствующей страстью, к ней цепляются и блуд, и воровство, и обжорство, и так далее и так далее.

То же самое и с добродетелью. Повторюсь: выбираете главенствующую добродетель и упражняетесь в ней. Как говорил Иоанн Богослов, апостол любви, любовь есть матерь всех добродетелей, и если ты исполнишь одну заповедь о любви, то все остальные заповеди ты автоматически исполнишь. Если ты искренне любишь Бога и человека, то ты никогда не нарушишь субботний день, никогда не будешь поклоняться другим богам, кроме Господа нашего Иисуса Христа. Ты ближнего не обворуешь, ты не будешь ему завидовать, ты будешь радоваться его процветанию. Ты никогда ему не навредишь и не лишишь его жизни, и так далее, и так далее.

Любовь есть матерь всех добродетелей

– Что делать если ожесточился памятозлобием?

– Молить Бога, чтобы Господь смягчил ваше сердце и вы забыли ту боль, которую вам причинили. Читайте молитву «Отче наш». Помните, там есть слова: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим». Как мы прощаем наших обидчиков, так и Господь простит, поэтому хотя бы ради этого прощайте.

– Как приходить в себя после тяжелых событий?

– Мне помогает молитва, разговор с Богом. Господь говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11: 28). Обремененные, труждающиеся, измученные, все мы приходим ко Христу, с Ним беседуем в молитве, и Господь нас утешает. Вы можете своими словами обратиться к Богу, сказать: «Господи, так тяжело, так больно. Утешь мое сердце и мои мысли», – и Господь обязательно, незамедлительно к вам придет, утешит и сердце, и мысли, и успокоит. Только к Нему обратитесь.

– Как научиться радоваться за ближнего? Иногда бывает сложно.

– Скажите: «Слава Богу, у человека все хорошо». Наверное, в первую очередь постарайтесь не завидовать. А там уже, наверное, какая-то радость и придет.

– Каких святых отцов посоветуете для новоначального, слишком привязанного к благам мира?

– Святитель Тихон Задонский – мой любимый духовный писатель, как и святитель Игнатий (Брянчанинов). Посоветую святых отцов, которые поближе к нам находятся. Почему? Потому что их творения написаны тем языком, который мы понимаем максимально. Подвижников XX века тоже почитайте: отец Иоанн (Крестьянкин) – тоже замечательный, отец Иоанн Кронштадтский.

Но, опять же, в основном мы имеем труды монашествующих. А монашествующие писали больше для монашествующих, поэтому и то, что вы прочитаете в их трудах, нужно обязательно обсудить со священником, прежде чем принять.

Как мы должны читать святоотеческую письменность? Мы читаем по чуть-чуть и потом стараемся, по благословению священника, определенные вещи применить в собственной жизни.

Монашествующие, по сути, являются неким примером жизни здесь, на земле, во Христе. Конечно, не все монашествующие. Не просто так прочитывайте духовную литературу и отставляйте в сторону книги. Нужно обязательно применять советы святых отцов.

– Отец Лавр, мы все воссоединимся с нашими близкими в вечной жизни. А если мы будем в разных местах и на разных ступенях, увидим ли мы своих близких?

– Один преподобный достиг высот святости и молился такими словами: «Господи, если там, в раю, не будет со мной моих любимых в моем сердце, то рай не будет мне раем». Оттого и молитву за близких мы обязательно должны совершать, и сами должны развиваться духовно. И Господь воссоединит. Никаких ступеней, никаких препятствий не будет. Всех мы увидим и вместе будем с ними. Надежду на Бога имейте и молитвы не оставляйте.

– Как сохранять мир в душе?

– Что способствует тому, что мы теряем мир душевный? Страсти и грехи. Как сохранить мир в душе? Не грешить.

Как сохранить мир в душе? Не грешить

Правда, еще раз призываю вас, почитайте дневники отца Иоанна Кронштадтского, как он борется. Он стоит на молитве, чувствует, что страсть осуждения в нем поднимается и он теряет мир душевный. Как он начинает поступать в этой ситуацией, чтобы все исправить? Он тут же приносит покаяние Христу: «Господи, прости! Осудил», – начинает себя так немножко журить и ругать: «Ты чего? Как ты мог осудить? Как ты смеешь осуждать других, если сам являешься грешником?», – и мир восстанавливался. Наблюдайте за собой и в первую очередь за своими помыслами. И тогда мир душевный в вас будет всегда. Это очень трудная, кропотливая работа над собой, но за это Господь дает великую благодать, мир душевный и быстрое развитие, и стяжание даров Духа Святаго.

– Ангел Хранитель только у крещеных людей или у всех?

– Есть молитва особая в Таинстве Крещения, когда священник молится ко Господу, чтобы Бог даровал человеку новоначальному Ангела Хранителя. До этого момента Господь тоже заботится о человеке, хотя пока Ангела Хранителя у него нет, но Бог заботится о каждом человеке, не оставляет никакую душу.

– Как найти духовника, если самый долгий разговор с батюшкой возможен только на исповеди, которая длится максимум пять минут, и за службу исповедуется по тридцать человек?

– Каждый христианин – помните, как в творении Иоанна Лествичника, – должен найти кормчего. Кто такой кормчий? Тот, кто ведет лодку. Желательно, чтобы такого кормчего каждый христианин нашел. Конечно, для всех нас Кормчий и Учитель – это в первую очередь Господь наш Иисус Христос, Дух Святой – наш учитель. Но желательно, чтобы мы с вами нашли еще и духовное лицо, священника, который, помимо совершения треб и Таинств, мог бы с вами побеседовать. Не надо смешивать Таинство исповеди и беседу.

Для всех нас Кормчий и Учитель – это Господь наш Иисус Христос

Вы справедливо сказали, что таинство исповеди происходит очень быстро, потому что оно длится в течение богослужения, людей достаточно много. И когда кто-то из мирян, не обращая никакого внимания на ту огромную очередь, которая стоит позади него, задерживает священника на 30–40 минут, решая свои личные проблемы, это называется эгоизмом.

Покаяние заключается не только в констатации факта согрешения, но и в решимости оставить этот грех. Плюс, конечно же, работа над собой, становление нашей личности и развитие ее к лучшему. Мы становимся лучше изо дня в день. Мы не говорим на исповеди, сколько раз мы согрешили, мы не начинаем без просьбы священника расшифровывать, как мы согрешили гордостью. Не надо расшифровывать, мы все прекрасно знаем и понимаем, что такое гордость. Вы лаконично приносите покаяние во время исповеди и возвращаетесь, чтобы продолжить молиться во время богослужения, а не болтать со священником во время исповеди и нервировать ту очередь, которая за вами стоит.

А вот если нужно побеседовать и такая беседа очень важна, вы должны избрать себе духовника среди священнослужителей или хотя бы того священника, которому доверяете по трем факторам. Первое: близость нахождения. Духовник должен находиться в зоне доступа. Если вы живете в Москве, он должен быть в Москве или хотя бы в ближайшем Подмосковье именно для того, чтобы встретиться с ним. Встретиться и за чашкой чая 30–40 минут, может быть, часик поговорить о наболевшем и посоветоваться с ним.

Второе: ненарушение вашей собственной воли. Воля нам дана от Бога свободной. Бог не нарушает нашу волю, а уж тем более священник не должен подчинять вас своей воле. Он может вам посоветовать, а вы уже решаете, принять совет либо не принять. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Руководствуйтесь Священным Писанием и святоотеческой письменностью, с духовником, со священником живите по совету». Все его советы воспринимайте через увеличительное стекло, которое называется Евангельским учением. Если совет сообразен Евангельскому учению либо святоотеческой письменности, то такой совет можно принять. Если не сообразен Евангельскому учению, то этот совет ложный и его не нужно принимать. Поэтому всегда включайте голову и думайте, что вам священнослужитель советует.

И третье условие – испытание временем. Вы же не можете сказать, что первый попавшийся человек для вас друг. Замечательный человек, вроде показался хорошим своими человеческими качествами. А вдруг он преступник, который, выдавая себя за хорошего, хочет на вас нажиться? Прежде чем заключать духовнические узы, вы хотя бы полтора года должны пообщаться с этим священнослужителем, и только после этого вы можете сказать: «Батюшка, вы меня знаете, я вас уже знаю, могли ли вы быть моим духовником?» И здесь уже на усмотрение священника. Он тоже волен вам либо отказать, либо принять ваше предложение. Если откажет – ищите заново.

Если вы с кем-то из священников хотите поговорить и у вас нет духовника, подойдите и скажите: «Батюшка, а можно с вами после богослужения либо на неделе встретиться?» Мы все в доступе находимся.

Иеромонах Лавр (Архипов)
Источник: Сретенский монастырь

Фото на заставке: monastery.ru

Просмотрено (43) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Событие это не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания. Однажды святой праведной Анне явился Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Нареки Ее Мария»... Праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место в истории России – ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы, на этот день назначались решающие для судьбы нашего Отечества сражения. Так, именно в праздник Рождества Божией Матери в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом... далее 22 сентября - Праведных Богоотец Иоакима и Анны

Святые Иоаким и Анна - родители Пресвятой Богородицы, ставшей матерью Иисуса Христа. Святая Анна родила дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака. Православная церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти... далее Прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) (1439–1515) — игумен основанного им монастыря Успения Богородицы (Иосифо-Волоколамский монастырь), крупный церковный деятель, публицист, основатель "иосифлянства", обличитель ереси жидовствующих, автор «душеполезного сочинения», называющегося «Просветитель» и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником — Нилом Сорским, доказывал полезность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

22 сентября — Праведных Богоотец Иоакима и Анны далее » прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца далее »

24 сентября — Прп. Силуана Афонского далее » перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев далее »

25 сентября — Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского далее »

26 сентябряПамять обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) далее »

27 сентябряВоздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (Строгий пост) далее » Преставление Иоанна Златоуста далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы