«На словеса Твоя уповах»
Вспоминая жизнь ветхозаветных праведников, каждый найдет для себя примеры для утешения в своей жизни, наставления и уроки, как ходить путем Божиим и чем подкрепить себя в верности Божиим повелениям.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с воскресным днем и с Неделей святых отцов, в которую вспоминаются все святые сродники по плоти Господа нашего Иисуса Христа, о которых мы слышим в чтении Евангелия с родословием Спасителя!
Святые призывают нас из каждого богослужебного текста, из каждого чтения Священного Писания извлекать уроки, которые мы можем приложить, применить и исполнить в своей жизни.
Сегодня в Апостольском чтении мы слышали слова апостола Павла:
И все сии [ветхозаветные праведники: Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, Моисей, Давид], свидетельствованные в вере (то есть те, о которых было засвидетельствовано, что они угодили Богу верой), не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства (Евр. 11: 39–40).
Ветхозаветным праведникам Аврааму, Исааку, Иакову Господь обещал наследие земли обетованной. Но никто из них ничего не получил. Авраам оставил отечество и дом и вышел, не зная, куда идет. Он сам так поступил, и потомство его жило так же. Видя, что обещание не исполняется, Авраам не унывал, потому что Господь сказал ему: «Всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки» (Быт. 13: 15). Он видел, как сын его жил там же, и внук видел себя живущим в чужой земле и нисколько не смущался. Таково свойство души, искренне расположенной к Богу и не считающей ничего достовернее слов Божиих.
Ни сам Авраам, ни Исаак, ни Иаков не получили обещанного (наследия в земле обетованной), но, несмотря на это, до самой своей смерти они сохранили твердую веру в истинность обетований Божиих. Они верили, что Бог даст им то, что обещано, что они «только издали видели и радовались», то есть уповали на исполнение того, что исполнилось через четыре поколения – через столько поколений израильский народ вышел из Египта (см.: Евр. 11: 13).
Ветхозаветные праведники предчувствовали все, сказанное о будущем спасении во Христе, о Воскресении, о Царствии Небесном: они считали себя странниками для целой вселенной и искали Отечества небесного – они ожидали города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог (Евр. 11: 10).
Пророк Давид находил для себя утешение, вспоминая этих ветхозаветных праведников: «Господи, [я] вспоминал суды Твои (пути Промысла Твоего) от века, и утешался» (см.: Пс. 118: 52); «Помянул <…> праведный Промысл Твой, явленный Тобой от начала мира, как Ты трудящимся в совершении добрых дел, угодных Тебе, подаешь силу и крепость, и воспоминанием этим утешался, извлекал урок, находил опору в моих скорбях и тяготах пред лицом гордых, отвергающих заповеди Твои».
«Содержа в памяти то, чем от века и до века воздается каждому, чем утешается праведник и пребывает беспечален; вспомнив Промысл Твой, по которому все совершалось и в древности над притеснителями израильтян, утешался, зная, что и сам не буду оставлен в гонениях, и что с людьми все бывает по определению Промысла Божия». «Привел себе на мысль, что было с Авелем, Авраамом, Исааком, Иаковом, Иосифом, Иовом, Моисеем, как попущено было впадать им в различные искушения и скорби и как попечением Своим Ты впоследствии сделал их славными и знаменитыми, и в этом я почерпнул для себя достаточное утешение», – говорит пророк Давид.
Фото: monastery.ru
Вера ветхозаветных праведников, которых мы сегодня вспоминаем, тех, которых весь мир не был достоин (Евр. 11: 38), показывала свою силу при самой смерти. Такая вера совершает великие дела, терпит великие бедствия и не думает о страданиях.
Вспоминая жизнь ветхозаветных праведников, каждый найдет для себя примеры для утешения в своей жизни, наставления и уроки, как ходить путем Божиим и чем подкрепить себя в верности Божиим повелениям.
«На словеса Твоя (Божии) уповах», то есть «на слово Твое (заповеди Твои) уповаю» (Пс. 118: 114). «Опираясь на Твою руку и питаясь надеждой на Тебя, <…> я не возлагал упования ни на богатство, ни на честь и славу мирскую, ни на человеческую помощь, но на Твои слова (заповеди Твои)», – говорит пророк Давид.
Из опыта, замеченного в житиях святых, видно, что Господь по-разному ведет к совершенству тех, которые прилепляются к Нему теплою любовию и Ему посвящают жизнь свою. Попускает Он и врагу действовать неприязненно, не отдаляя, однако ж, при этом и Своей помогающей десницы. Всё – Бог. Но пути Его дивны и, главное, сокровенны. Даже сам руководимый узревает их уже после, озираясь назад. Как уместна потому всегдашняя молитва: имиже веси судьбами, спаси мя! А с молитвою и предание себя в руки Божии – всецелое, безвозвратное.
Упование на помощь Божию есть самая живительная сила на добром пути.
Вот такой урок упования на Божию помощь извлечем из сегодняшнего Апостольского чтения.
Игумен Иоанн (Лудищев)
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (30) раз