Выбрать страницу

Пастырская деятельность праведного Иоанна Кронштадтского

Пастырская деятельность праведного Иоанна Кронштадтского

«Я немощь, нищета. Бог – сила моя. Это убеждение есть высокая мудрость моя, делающая меня блаженным», – так писал о себе праведный Иоанн Кронштадтский.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился в Архангельской губернии в семье бедного дьячка и с рождения был воспитан в традициях русского православия. Его родители были благочестивы и с детства приучали детей к усердной молитве как дома, так и в церкви. По окончании Архангельской духовной семинарии будущий великий пастырь был направлен для продолжения обучения в Петербургскую духовную академию. Окончив ее со степенью кандидата богословия, отец Иоанн был направлен в город Кронштадт, в Андреевский собор, ставший местом его многолетнего служения. Но необходимо учесть, в какую среду попал батюшка при поступлении на должность священника.

Источник: andreevsky-sobor.ru

Город Кронштадт располагается на острове Котлин. В XIX веке этот город был не только важной военно-морской крепостью, но и местом ссылки из Петербурга людей низшего общества: бродяг, бездомных, порочных людей, провинившихся, пьяниц[1]. Жили они в основном в лачугах, а некоторые – в землянках. Занимались либо попрошайничеством, либо воровством. Мало кто из них зарабатывал на пропитание честным трудом. Местное население претерпевало от них скорби, особенно в ночное время, когда жители опасались ходить по улицам из-за страха нападения и грабежей.

Праведный Иоанн имел необыкновенное рвение к служению: он навещал бездомных, малоимущих и брошенных матерей и нянчился с их детьми, оказывал материальную помощь деньгами или иными средствами[2]. Почитать отца Иоанна Сергиева стали и за дела милосердия, и из-за чудес и исцелений, которые происходили по молитвам пастыря. Слава кронштадтского священника вышла даже за пределы Российской империи. Есть указания на просьбы о молитве из Швеции, материальную помощь из Франции[3]. «Люди потянулись к нему не за помощью себе, не по слабости своей, не среди своего страдания, – они потянулись к нему, как к живому свидетельству небесных сил, как к живому знаку того, что Небеса живы, божественны и благодатны»[4].

Отец Иоанн всю жизнь был ревностен в служении и исполнении заповедей о любви к Богу и ближнему. Никогда не отказывал людям, которые к нему обращались. «Отец Иоанн вышел на служение Церкви святой и людям православным не с иным чем, как с пламенной верой в Бога, с горячей любовью к своему народу, верный Богоданному царю не «на лук свой уповая», а надеясь только на правду и на силу Божию»[5].

«Отец Иоанн… всю свою жизнь, всего самого себя отдал делу любви и веры»[6]. При этом он старался не быть лицеприятным и одинаково относился и к богатым, и к бедным. «Он смотрел на пастырское служение, как на высочайшее служение на земле, высшее всех других служений. Его высокие думы о пастырстве остались думами, не развеянными никакими невзгодами до конца земной жизни. Его душа пламенела такою же ревностью, какою была наполнена в великие минуты рукоположения его во священника. Он сумел сохранить в себе этот великий дар до могилы»[7]. Для отца Иоанна священство являлось чем-то большим, чем просто исполнением треб и богослужений. Он видел в нем определенный образ жизни, который налагал на человека, принявшего сан, большую ответственность за вверенные ему души.

«Отец Иоанн всю свою жизнь, всего самого себя отдал делу любви и веры»

«Вот… три источника, под влиянием которых с раннего детства складывался духовный и религиозный облик отца Иоанна: горячая молитва, домашняя и церковная; святой храм и богослужебные книги; постоянное чтение Евангелия»[8]. Также из дневника отца Иоанна мы знаем, что он постоянно смирял свою плоть малым сном, постом, редким посещением бани и ограничением иных роскошеств, которые могли бы ослабить душу и тело[9].

Знаменателен тот факт, что при большой славе, которая его окружала, он никогда не возносился, но со смирением исповедовал свое место пред Богом. В труде «Моя жизнь во Христе» находим строки: «Но когда я посмотрю внутрь себя – в сердце свое, Боже мой, что я вижу! Бездну согрешений вольных и невольных, бездну немощей, искушений, скорбей, теснот, страхов, козней вражьих, тьму непроглядную, тысячи падений, тысячи погибелей и смертей, вижу в себе иногда настоящий ад кромешный»[10].

Благодаря ведению дневников, в которых отец Иоанн записывал мысли и переживания, он отслеживал свое духовное состояние. Это позволяло быть внимательным к внутренней жизни, несмотря на то что он, как приходской священник, жил в суетном мире. В слове к пастырям батюшка отмечал: «Чрез… познание самого себя я познаю свою беспомощность во всех отношениях, а это меня заставляет смиряться… Все что я делаю доброго, то делаю по милости Божией, по Его благодати; а все дурное лично от меня идет»[11].

Источник: andreevsky-sobor.ru

Осознание своей немощи и греховности привлекало в помощь отцу Иоанну Божию благодать, которая действовала в нем на протяжении всей жизни, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5: 5). «Я немощь, нищета. Бог – сила моя. Это убеждение есть высокая мудрость моя, делающая меня блаженным»[12], – писал отец Иоанн.

Кронштадтский пастырь всю жизнь держался правила тщательного наблюдения за своим внутренним миром, за помыслами и движениями души, отслеживая вражьи ухищрения. «Внимай себе непрестанно, чтобы не иссякла в тебе духовная жизнь»[13].

Отец Иоанн придерживался о себе такого мнения: «Слава Спасителю нашему Богу!.. Только Им и о Имени Его я славен, а без Него бесчестен; только Им силен, а без Него немощен; с Ним свят, без Него исполнен грехов и немощи»[14]. Именно смирение и ощущение своей духовной нищеты, слабости, греховности, осознание своей беспомощности вне Божией поддержки помогали отцу Иоанну оставаться на высоте своей духовности. Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14: 11).

Именно смирение помогало отцу Иоанну оставаться на высоте своей духовности

«Я поставил себе за правило сколь возможно искреннее относиться к своему делу и строго следить за собою, за своею внутреннею жизнью»[15]. Горение духа и любовь помогали батюшке всю жизнь непрестанно помогать людям и являть им отеческую заботу. Такое настроение и отношение к людям способствовали приобретению всероссийской славы.

Мария Красникова
Источник: Сретенский монастырь

Фото на заставке: monastery.ru


[1] См.: Мефодий (Жерев), архим. Отец Иоанн Кронштадтский. 1829–1908: Жизнеописание, воспоминания современников, чудеса, выписки из дневников, почитание. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2019. – С. 26.

[2] См. подробнее: Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадтский. – М.: Отчий дом, 2011. – Т 1. – С. 22.

[3] Александр (Семенов-Тян-Шанский), еп. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. – М., СПб.: Отчий дом, 2011. – С. 357.

[4] РГИА Ф. 1082. Оп.1. Д. 37. Л.5.

[5] Пастырский венок дорогому батюшке о. Иоанну Кронштадтскому. – СПб.: Печать Графического института, 1911. – С. 29.

[6] Событие в селе Кончанском, с приложением очерка жизни отца Иоанна Ильича Сергеева, протоиерея Андреевского собора в Кронштадте. – СПб.: Типо-литография Корпуснова, 1901. – С. 28.

[7] Тернии на пути отца Иоанна Кронштадтского. – СПб.: Печатня «Усердие», 1913. – С. 3.

[8] Четвериков С., прот. Духовный облик о. Иоанна Кронштадтского и его пастырские заветы. – СПб.: Издательство «За Церковь», 1939. – С. 6.

[9] Ср.: Практические наставления пастырям, заимствованные с опыта. Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадтского. Выдержки из дневниковых тетрадей за 1860–1865 годы. – СПб.: М.: Иоанновский женский монастырь; изд. «Отчий дом», 2013. – С. 27.

[10] Иоанн Кронштадтский, св. праведный Моя жизнь во Христе. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. – С. 605.

[11] Андрей (Ухтомский), архим. Беседа отца Иоанна Кронштадтского с пастырями. – Казань: Типо-литография Императорского университета, 1904. – С. 3.

[12] Иоанн Кронштадтский. Сост. Десятников В.А. – М.: Патриот, 1992. – С. 214.

[13] Макушев В. Всем православным христианам. Духовное наследство отца Иоанна Кронштадтского. – СПб.: Синодальная типография, 1911. – С. 10.

[14] Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский, протоиер. Как пастырь по завету Христа. – СПб.: Типография И.В. Леонтьева, 1908. – С. 34.

[15] Животов Н. Пастырство отца Иоанна Ильича Сергеева Кронштадтского, протоиерея Андреевского собора. – М.: Типография И.Д. Сытина и Ко, 1892. – С. 3.

Просмотрено (76) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

26 ноября - Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, родился в Антиохии (современная Сирия) около 347 года, в семье военачальника. Иоанн Златоуст – вселенский учитель православной церкви, один из трех ее «великих святителей», озаривших мир светом истинного христианского учения... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »