Как огнезрачный серафим
«На нем встречались благоволение Божие и людское горе, воздыхающее о Божьей помощи, и милосердие Божие обильно изливалось чрез него на людей» – новомученики и исповедники Церкви Русской о святом праведном Иоанне Кронштадтском.
Священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий:
Как реки льются в моря, как стальные опилки тянутся к магниту, так тысячи душ людских тянулись к «дорогому батюшке». Чем же о. Иоанн притягивал их? Молитвой, мудростью и любовью.
Как же стяжал о. Иоанн сии добродетели? Это тайна его келии, бессонных ночей его, проведенных в молитве, только Богу одному ведомых подвигов, тайна его святой души.
*
Мы только малое знаем из того пути, который вознес батюшку на такую высоту. Он же указывает нам на следующее: на молитву. С начала своего пастырства, а вернее и еще ранее его, батюшка «нудил» себя к молитве, не давая себе поблажки, истово, усердно молился, а не читал только молитвы. Он старался быть умно-сердечным делателем молитвы. Богослужа, он представлял свое недостоинство, высоту и ответственность пастырского служения, милость и святость Божию, трепет ангелов у Престола Божия и свою греховность.
*
Ежедневно читая Священное Писание, он воспринимал его не одной лишь памятью, а всем своим существом, так что мысли Священного Писания делались его мыслями; Божественная мудрость делалась достоянием и содержанием его ума.
*
Любовь ко Господу рождала любовь к людям, братьям во Господе. Эта же любовь поддерживалась тем, что о. Иоанн никого не отталкивал от себя; всем служил, помогал, ходил в дома скорби, страданий, навещал павших и подымал их из омута грязи и страданий.
*
Дары Святого Духа в отце Иоанне.
Работая над своим духовным миром, трудясь на пользу и благо ближних, батюшка обогащался дарами Святого Духа. Молитвой… Он совершает литургию, как огнезрачный серафим, горит за св. Евхаристией, трепещет св. Таин, закрывает лице свое, как ангелы от лицезрения Божия… Молитва его чудотворна; она исцеляет болезни тела, врачует и души; он на расстоянии слышит и исполняет молитвы…
*
Его любовь к людям безгранична. Она собрала к нему весь христианский мир. Щедрость его не знает границ. Правая рука его дает то, что принимает левая. Но особенно видна его любовь к душе людской. Он плачет с грешником и этим врачует его – обращает на путь христианской жизни.
Фото: monastery.ru
*
А исповедь его есть один из знаков его великой любви. Здесь он, подобно Голгофскому Страдальцу, испытывает на себе тяжесть грехов исповедников, горько плачет с ними и за них, могуче устремляет их ввысь и властно разрешает кающихся. Вот где особенно видна была вера в Бога батюшки, его любовь к ближнему и его молитвенное, пастырское дерзновение. Да будет же сей дивный пастырь всем нам правилом веры, образом кротости, учителем молитвы, любви и воздержания.
Священномученик Философ Орнатский:
Какими началами руководится в своем пастырском служении о. Иоанн? Прежде всего, живой пламенной верой в Бога. Его вера не есть лишь дело ума, нет, она переполняет его сердце, объемлет все его существо, он живет ею, каждый миг, во всяком положении. Он зрит пред собою, в себе и в людях Бога Благого, Милосерднаго, Спасающаго. Не может Он, – думал и верил горячо о. Иоанн, – не отозваться на моление Своих нежно любимых детей.
*
Этою верою жил, дышал о. Иоанн, в особенности при совершении им «мироспасительной», как он выражался, литургии. Тут он преображался, делался светлым, радостным. Он сознавал и чувствовал, что совершает Жертву, спасительную для всего мира.
Когда пели – «Распныйся, Христе Боже, смертию смерть поправый», он стремительно брал с престола св. Крест и многократно лобызал его. Перед произнесением слов «приимите, ядите» и «пийте от нея вси», как бы слыша их из уст Самого Господа, он предварял их словами «о, любезнаго, о, сладчайшаго Твоего гласа».
*
Когда совершался момент пресуществления Святых Даров, он торжественно произносил вслух, падая на колени: «Велия благочестия тайна – Бог явися во плоти» и другое: «Слово плоть бысть и вселися в ны»… При этом одушевленном возгласе пастыря-молитвенника чувствовалось всеми, что, да, действительно, здесь на престоле возлежит истинное Тело Христово. И когда затем о. Иоанн обеими руками, с глазами полными слез, с величайшим умилением брал то святой дискос, то потир и как бы восторженно любовался содержимым в них, то думалось: да, он воистину причащается как бы из рук Самого Господа, пьет животворящую Кровь как бы из Его пречистых жил.
*
Живая вера в Бога толкала о. Иоанна в мир, в среду тех несчастных людей, которых Господь благоволил именовать Своими меньшими братьями.
*
Был ли о. Иоанн чудотворец? «Кто Бог велий, яко Бог наш, Ты еси Бог, творяй чудеса един». Чудо может творить только Бог. Но о. Иоанн, был то же, что чудотворная икона: ее прославил Господь, пред нею люди верующие горячо молятся и от нея получают исцеления. Так и о. Иоанн: сам – пламенеющий верою, он со всех сторон получает мольбы о предстательстве пред Богом. На нем встречались благоволение Божие и людское горе, воздыхающее о Божьей помощи, и милосердие Божие обильно изливалось чрез него на людей. Сам о. Иоанн был чудо, как кто-то хорошо сказал о нем.
Священномученик Серафим (Чичагов), митрополит Петроградский:
Позволю себе вкратце начертать то, что мне известно. Отец Иоанн достиг всего самым простым способом: исполнением заповедей возлюбленного Господа Иисуса Христа.
*
Приняв священный сан, он, прежде всего, поставил себе за правило исполнять свои обязанности пастыря, учителя и проповедника с величайшим усердием и строго наблюдать за своей внутренней жизнью, для чего не ложился спать без исповедания всех своих прегрешений за день, изучал Священное Писание, употреблял на это все досуги и свободные минуты, даже в поездках и путешествиях, и так до конца жизни.
*
Для наблюдения за своей внутреннею жизнью отец Иоанн ежедневно вел дневник, в который заносил все свои сокровенные мысли, чувства и молитвы к Богу и записывал внутреннюю борьбу с самим собою. Эти дневники, вошедшие в известную теперь книгу «Моя жизнь во Христе», есть величайшее достояние наше, оставленное пастырям и обществу в назидание.
*
В-третьих, будучи сам бедным человеком, сыном сельского причетника, он имел потребность заботиться о всех нуждающихся и страждущих.
*
Наконец, стремясь к тому, чтобы его душа не двоилась на добро и зло, он в обращении с людьми и в молитве к Богу достигал поразительной, младенческой простоты. Простота, истина и истинность – эти три качества любви составляли цель его духовного трудничества, и отец Иоанн молил Господа об этом со слезами, говоря: «Господи, даруй мне сердце простое, незлобивое, открытое, верующее, любящее, щедрое, достойное вместилище Тебя, Всеблагого!»
Фото: monastery.ru
*
Он веровал на молитве, что за словом, как тень за телом, следует и дело, так как у Господа слово и дело нераздельны, и, не допуская ни малейшего сомнения в исполнении Богом его прошений, просил совершенно просто, искренне, как дитя, с живой, ясновидящей верой в Господа.
*
Он считал сомнение за хулу на Бога, за дерзкую ложь сердца, и говорил: «Разве мало для нас видеть бессилие в человеках, что хотим еще видеть бессилие в Самом Боге и тайно помышляем, что Бог не исполнит нашего прошения?»
*
Особенность молитвенного подвига отца Иоанна заключалась еще в том, что он необыкновенно внимательно следил за сердечностью своей молитвы и тотчас прекращал ее на время, если сознавал, что молитва становится только внешней, механической, так сказать.
*
Отец Иоанн учил, что хорошо оказывать послушание во всем Матери-Церкви, читать длинные молитвы, положенные по уставу, акафисты, но следует это делать с благоразумием, и кто может вместить продолжительную молитву, да вместит, но если эта продолжительность несовместима с горячностью духа, то лучше сотворить краткую молитву, ибо, как святой апостол говорит: «Царствие Божие не в слове, а в силе» (1 Кор. 4: 20).
*
Дорогой батюшка отец Иоанн поражал и иногда потрясал всех глубиной своей молитвы. На основании моих бесед с ним я могу только изобразить его молитвенное состояние. Он становился пред Господом, как перед солнцем, и, чувствуя невыразимый блеск света Божественного, закрывал глаза и ясно ощущал свое нахождение в лучах этого света и от них теплоту, радость и близость к Христу Спасителю.
Священномученик Иоанн Восторгов:
Отец Иоанн обаятелен был тем, что он явился среди шума жизни и уныния сердец в наш век живым носителем и проповедником христианской радости.
*
Духом пасхальной радости постоянно веяло от его слова, от его молитвы, от его обращения с братьями во Христе, даже от его внешнего вида, от этих светлых и богатых одежд, орденов, что ему дарили, которые он принимал, возлагал на себя, не прилагая к суете сердца, за которые его осуждало мрачное злоречие…
*
Отец Иоанн очень любил преподобного Серафима и очень его почитал. Он был близок к нему и по своему настроению. Та же спокойная радость никогда его не оставляла. Та же улыбка привета и любви играла на его устах. To же слово привета: «друзья мои», «дорогие мои», «братцы мои», обращал он ко всем приходившим к нему.
Священномученик Александр Хотовицкий:
Батюшка о. Иоанн <…> смело шел к грешникам, ел с ними, не гнушался смрада духовного и нищеты телесной, какими иногда почти совершенно погашена бывала в этих людях искра Божия, и ласковым словом, общением, приветливостью, радостью, возжигал эту искру в пламень горячего раскаяния, огненной веры, и костер греховных страстей вдруг преображался в костер, пожиравший все худое в сердце человека и озарявший путь ему к добру, вечному Свету и Правде…
*
Надо было видеть, как энергично и настойчиво убеждал своих почитателей о. Иоанн, что он не пророк, знать многого не может, как досадливо отстранял он всякие заискивания! Но тут же я видел и то, как внимательно относился о. Иоанн к тем свидетельствам о силе его молитвы, какие ему приходилось выслушивать. Он ни разу не возражал против таких свидетельств, напротив, высказывал радость, что Господь так милостив к нему – немощному, и настаивал на необходимости сильно молиться.
Фото: monastery.ru
Епископ Арсений (Жадановский):
При каждом свидании с ним приходилось убеждаться, что настроение отца Иоанна всегда и везде оставалось ровным, возвышенным, духовным, производившим на присутствующих нравственно-отрезвляющее действие.
Там, где только появлялся он, атмосфера сейчас же становилась святой. Недопустимы были при нем веселые разговоры, шутки, курение табака и тому подобное. Низменные, мелкие интересы отходили на задний план, а душу наполняло одно только высокое, небесное; все объединялись в этом светлом настроении духа, и получалась могучая волна религиозного чувства.
*
Он по настроению и жизни был человек праведный, чего достиг путем глубокого внимания к себе, непрестанным очищением своего сердца от всякой скверны плоти и духа.
*
Записывая ежедневно все переживания души, как благодатные, так и греховные, он за все доброе благодарил Господа, а со злом усиленно боролся и заботился об изглаждении его через самоукорение, молитву и тайное покаяние. В последнем отец Иоанн приобрел необыкновенную удобоподвижность: всякое недоброе чувство, всякий дурной помысел непременно сопровождался у него сокрушением и взыванием ко Господу о прощении и помиловании. И за такое вольное и постоянное исповедание Спаситель обвеселял сердце великого пастыря, исполнял его миром, утешением, или, как выражался сам батюшка, «пространством», вследствие чего господствующим состоянием отца Иоанна была бодрость духа и постоянная свежесть физических сил.
*
Отец Иоанн восхвалял простоту, указывая на то, что Сам Господь есть Простое Существо.
*
Отец Иоанн во всем добивался совершенства. Так, признавал только сердечную глубокую молитву, а поспешную и рассеянную считал одним лишь воздухобиением.
Фото: monastery.ru
*
Приосененный благодатию Божией, отец Иоанн, прежде всего, обладал исключительной верой. Особенно можно было наблюдать силу любви к Богу батюшки при совершении им Божественной литургии.
После пресуществления Святых Даров, когда на престоле возлежит уже Сам Агнец Божий, вземлющий грехи мира, отец Иоанн не мог оторвать от Него своих глаз, исполненных благодатных слез благодарения. Один сослужитель батюшки по собору говорит, что отец Иоанн близко-близко и любовно склонялся над Агнцем, плакал и духовно ликовал, взирая на Него; он был в то время подобен ребенку, который ласкается к своей матери, поверяя ей детские радости и печали, зная, что родная мать выслушает его, не отгонит прочь от себя. Нельзя передать всей небесной красоты описанного момента, обаятельно действовавшего на сердце всякого верующего человека. Мы со своей стороны были счастливы видеть отца Иоанна именно в таком молитвенном состоянии, когда думалось невольно: «Как батюшка любит Господа, какой он святой, дорогой!..»
*
Чем привлек отец Иоанн к себе благодать, это самоотверженная любовь к Богу и ближним. Что было у отца Иоанна, это непоколебимая преданность Святой Церкви и ее уставам.
Подготовила Александра Калиновская
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: histrf.ru / monastery.ru
Просмотрено (86) раз