Раскрываем смысл Рождественского богослужения
Толкование главных песнопений службы Рождества.
Церковь готовит душу к встрече Рождества Христова. Пост как добровольное ограничение животного начала в себе призван показать, что человек не «хлебом единым будет жить» (Мф. 4:4). Молитва раскрывает душу Небу. Дела милосердия уподобляют нас Богу, Который милосерд. Всё это установила Церковь для того, чтобы встретить свое спасение. Христос приходит как Спаситель, как избавитель, как Тот, Кто хочет нас ввести в рай, наградить Своими свойствами: сделать Божественными, что богословие называет словом «обожение».
Церковь готовит к Рождеству и через богослужение. Если мы всмотримся в богослужебный календарь поста, то заметим, как часто в этот период мы чтим память пророков. Какое внимание им уделяет Церковь как тем, кто готовили мир к принятию Бога, напоминали о вечном народам, плакали о грехах – в покаянии возвращали избранный народ к Богу.
За две недели до Христова Рождества начинается еще более интенсивная богослужебная подготовка. Сначала мы чтим праотцев, тех, кто приближал своей праведной жизнью Рождество Христово в Ветхом завете, кто верил в грядущего Мессию, чаял избавления. Далее мы чтим отцев – тех, кто входит в родословную Спасителя, кто стал отцами по плоти Христу.
Церковь как будто разогревает душу. Чем ближе к празднику, тем больше появляется рождественских смыслов в богослужении. За 5 дней начинается предпразднство с уникальными стихирами, канонами и тропарем.
Хорошо было бы дома открыть Минею за декабрь и ознакомиться с этими благодатными текстами. Напомним, что Церковь празднует Рождество по строму стилю – 25 декабря (по гражданскому календарю эта дата выступает в новом стиле равной 7 января), поэтому Минея декабрьская. Давайте вдумаемся в эти строки:
«Незаходимое Солнце из Девственных ложесн возсияти идет, просветитти всю подсоленчную, чистыми очесы и чистыми деяньми срести Сего потщимся (т. е. чистыми очами и чистыми делами встретить Бога постараемся)».
Туго запеленали моего Бога в день Его рождения, так скована моя душа узами греха. Богослужение этим восхищает нас: «В бессловесных яслях Тя полагает Дева, Божие Слово Безначальное… мое разрешити бессловесие грядеши… пеленами же повитися, яко да расторгнеши рубище (одежду) и пленицы прегрешений моих».
Богослужение предпразднства зовет к веселию всю вселенную встречать Рождество: «Горы сладость да каплют, се бо приходит Бог от юга, язы́цы, покаряйтеся, радуйтеся, пророцы, патриарси, взыграйте, человецы, восплещите руками: Крепкий и Великий Князь Христос раждается, Царь Небес на землю приходит».
Бог приходит нас поднять от земли. Тропарь предпразднства говорит: «Готовися, Вифлееме, отверзися всем Эдеме, красуйся, Евфрафо, яко Древо Живота в вертепе процвете от Девы: рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный Сад, от Негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем: Христос раждается, прежде падший возставити образ».
Приготовься, Вифлеем! Красуйся, Евфрафо, – укрась себя как на праздник, закончились рутина и обыденность. Нет места суете. Евфрафа – это древнее название всей области Вифлеема. Всем силам нашей души необходимо приготовиться. А почему? К чему такая подготовка? Готовимся мы в основном к празднику к встрече дорогих людей. Здесь встреча Бога!
Закрыт был рай – эдемский сад. Но приготовься вся тварь! Райское древо жизни, от которого не вкусил Адам по причине отпадения от Бога, теперь сходит с небес. Утроба Девы стала раем, из которого нам рождается не просто древо, а целый сад спасения. Христос рождается!
Богослужение приближает нас к тайне боговоплощения. Это попытка человеческими словами выразить Божественную тайну. Мы помним, как наши богословы – догматисты, к примеру, свт. Иннокентий Одесский, говорили о человеческом уме, который трудится над постижением Божественного Откровения: «Что открыто, то постигай. А что тайна – перед этим смиряйся».
Богослужение раскрывает, «разжевывает», как младенцам, нам то, что открыто для нашего спасения. Смыслы, которые раскрывает богослужение, восхищают сердце до трепета: «Владыка вписывается в перепись, чтобы нас вписать в книгу жизни».
Вот стихиры на литии авторства прп. Иоанна Дамаскина, одного из основных отцов Церкви – догматистов. Именно он автор православного богословского шедевра «Точное изложение Православной веры». И вот мы слышим призыв от отца-аскета нас к веселию! Произошло то, что вытрет всякую слезу с глаз человека: «Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся, Ангели и человецы духовно да торжествуют, яко Бог во плоти явися сущим во тьме и сени седящим, рождейся от Девы; …прииде бо Чаяние языков, пришед, спасе нас от работы вражия».
Вторая стихира углубляет смыслы, обращает наше внимание на величие любви Бога к человеку, силу жертвенности Бога: «Небо и земля в сей день соединились при рождении Христа. В сей день Бог на землю пришел, а человек на небеса взошел. Сегодня ради человека во плоти видим Невидимый по естеству. Потому и мы, славословя, воскликнем Ему: “Слава в вышних Богу, и на земле мир: его нам даровало пришествие Твое; Спаситель наш, слава Тебе!”».
Третья стихира каждого молящегося переносит в Сам Вифлеем, и уже от нашего лица льется песня хвалы: «“Слава в вышних Богу”, – в Вифлееме я слышу от бесплотных в сей день, – “благоволившему, чтобы на земле установился мир!”».
Следующая стихира еще более трогательна и психологична. Бог здесь созерцает несчастья людей, приклоняет небеса, чтобы всё исправить, обновить, дать смысл и вечность: «По образу и по подобию, истлевша преступлением видев, Иисус, приклонив Небеса, сниде и вселися во утробу девственную неизменно, да в ней истлевшаго Адама обновит, зовуща: слава явлению Твоему, Избавителю мой и Боже». В переводе смысл стихиры звучит новыми красками: «По образу Своему созданного и по подобию, увидев погибшим из-за преступления, Иисус сошел, преклонив небеса, и вселился, изменения не претерпев, во чрево девственное, дабы в нем обновить истлевшего Адама, взывающего: “Слава явлению Твоему, Избавитель мой и Боже!”».
На «Слава» мы слышим историю волхвов, которые «падше, поклонишася: видеша бо в вертепе Младенца лежаща безлетнаго». Само по себе сочетание смыслов «Вечный, т. е. безлетный» и «лежащий Младенец» выражает догматический смысл реального Воплощения Бога.
Далее идут стихиры на стиховне. И тут Церковь нас зовет к удивлению, восторгу и радости. Уясняет нам еще ближе Тайну боговоплощения: «Великое и дивное чудо совершилось в сей день: Дева рождает и чрево Её не повреждается. Слово воплощается и с Отцом не разлучается. Ангелы с пастухами славят, и мы с ними воззовем: “Слава в вышних Богу и на земле мир!”».
В следующей стихире мы улавливаем еще один смысл – богочеловеческое толкование даров Богомладенцу от волхвов: «…чистое золото – как Царю веков и ладан – как Богу всего мира; смирну же – как мертвому в течение трех дней Бессмертному… и павши, поклонились: ибо Вечного увидели в пещере лежащим, как Младенца».
Невозможно обойти внимание стихиру «На Слава» преподобного Иоанна Дамаскина, где он рассуждает о Новой Еве – Богородице, которая вернула достоинство женскому естеству, павшему от беседы со змием. Ева принесла смерть, а Дева – Жизнь родила. Дадим пассаж в переводе: «…Торжествуйте… В сей день узы давние осуждения Адамова развязаны, рай для нас открыт. Змий сделался бессилен: ибо ту, которую он первой обольстил, увидел ныне ставшей Матерью Создателя. О глубина богатства, и премудрости, и ведения Божия! Смерть, принесшая всякой плоти орудие греха, стала начатком спасения всего мира через Богородицу. Ведь Младенец рождается от Нее, Всесовершенный Бог, и рождением Своим запечатывает девство, путы грехов развязывая пеленами, и Своим младенчеством исцеляет Еву от скорбных мук рождения. Потому да ликует все творение и да играет, ибо восстановить его явился Христос и спасти души наши!».
Что можно добавить после этих великих слов преподобного?
Протоиерей Андрей Гавриленко
Источник: Православная Жизнь
Фото на заставке: pravlife.org
Просмотрено (101) раз