Выбрать страницу

Можно ли христианам есть свинину?

Можно ли христианам есть свинину?

Удивлены вопросом? Признаться, я, когда впервые такой вопрос услышал, тоже изрядно удивился. В самом деле, отсутствие понятия о чистых-нечистых животных или разрешённых-запрещённых продуктах в христианстве очевидно и общеизвестно. И тем не менее время от времени находятся люди, вполне серьёзно интересующиеся: «Можно ли кушать свинину?», а то и вовсе: «Почему христианам нельзя есть свинину»? И если первым отвечать более-менее просто, то развеивать заблуждение вторых бывает куда сложнее.

Что говорит Библия?

Искать ответы на возникающие вопросы в Священном Писании для христианина нормально и естественно. Тем более если вопрос такого рода, что появляется как раз у тех, кто Библию читает и стремится правильно понимать прочитанное. Собственно, в Библии о чистых и нечистых животных сказано немало. Стремясь оградить евреев от лишних контактов с язычниками, Бог предельно уменьшает количество потенциальных точек их соприкосновения. Не обходит Он стороной и бытовую сторону. У еврея даже рацион таков, что сесть за стол с неевреем ему проблематично. Бог запрещает ему употреблять в пищу мясо животных, которые не сочетают в себе двух признаков: не имеют раздвоенного копыта и не жуют жвачку (свинья как раз из их разряда – при раздвоенном копыте жвачным животным она не является), рыбу, которая не имеет одновременно чешуи и плавников, любых моллюсков, практически всех насекомых, кроме определённой разновидности саранчи. Ограничения простираются также и на сочетание продуктов, так, еврею нельзя одновременно есть мясное и молочное (во всяком случае, именно так в еврейской традиции понимается повеление не варить козлёнка в молоке его матери).

На первый взгляд, достаточно один раз перечитать Пятикнижие, чтобы отказаться не только от свинины, но и от крольчатины, скумбрии, креветок и добавления сметаны в борщ с мясом. Однако ничего подобного в жизни православных, как известно, не происходит. Единственное, что нас, пожалуй, роднит с евреями – запрет на употребление в пищу крови.

Что же получается? Христиане едят свинину и не только её, нарушая тем самым повеления Бога, сформулированные в Писании? Ведь по Библии и животные должны делиться на чистых и нечистых и пища, стало быть, тоже не всякая разрешена. Свинину уж точно есть не положено. Так да не так. Чтобы делать выводы о том, каким, согласно Библии, должен быть рацион христианина, Библию, как минимум, следует прочитать полностью. Или хотя бы до 15-й главы Книги Деяний апостольских включительно. Там, напомню, идёт речь как раз о том, нужно ли уверовавшим из язычников прибегать к обрезанию, а также исполнять прочие предписания закона Моисеева. Результат обсуждения этого вопроса апостолами, которые собрались для этого в Иерусалиме, был следующим «угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложервенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15:28–29). Что ж, на мой взгляд, яснее ясного. Ни о какой свинине здесь и речи нет.

Поэтому на вопрос, почему православные едят свинину, ответ может быть только один: потому что это нормально. Есть ли смысл считать недопустимым то, чего само Писание не запрещает? Ну а если кто думает иначе – прочитайте Библию от начала до конца, да не бегло или по диагонали, а внимательно и вдумчиво. Тогда вопрос, можно ли христианам есть свинину, не то чтобы отпадёт сам собой, он просто не возникнет.

А если духовник благословил?

Как ни странно, но верующие, сознательно избегающие употребления в пищу свинины, да и не её одной, гораздо чаще ссылаются на благословения неких духовников и старцев, нежели на неправильное понимание Писания. Ни для кого ведь не секрет, что среди нас, православных, полным-полно таких, кто Библию толком ни разу не прочитал. Да и зачем её читать, когда есть духовники со старцами, которые и растолкуют, и научат, да ещё и благословят для полного счастья. Причём существует прямая закономерность: чем меньше у человека интереса к Писанию, тем, как правило, фанатичнее его вера.

Итак, что же делать, если ты сам свинье ничуть не враг, а духовник не благословляет есть ни сала, ни мяса? Как минимум, менять духовника.

Как уже отмечалось, отрицательный ответ на вопрос, можно ли свинину православным христианам, свидетельствует о том, что человек за всю свою церковную жизнь ни разу не прочитал полностью Библию. Или же прочитал, не вдумываясь. С эдаким уровнем веры и христианского сознания нужно не в духовники метить и уж тем более не благословлять всякому встречному и поперечному «бремена неудобоносимые», а смиренно восполнять дефицит знаний, базовых, нужно заметить, как для христианина. Кроме того, навязчивое желание вторгаться в личную жизнь духовных чад, вплоть до контроля рациона, свидетельствует не столько о пастырской заботе, сколько о неумеренном властолюбии, которое, вкупе с невежеством, не располагает ни к чему другому, как только к бегству без оглядки от такого окормления.

А если просто не хочется?

Если уж говорить о том, когда отказ от свинины не является проявлением невежества, неумеренного неофитского задора или гнушения (что, безусловно, предосудительно), то достойными внимания окажутся только две причины.

Первая: не все любят свинину. О вкусах, как известно, не спорят. Кто не любит свинину, тот её не ест. И тот факт, что христианство не знает запрета на употребление свинины в пищу, вовсе не означает того, что её обязательно есть.

Вторая причина: воздержание. Сразу оговорюсь, я не имею в виду мирян, которые по какой-то причине решили отказаться от мяса и, в частности, от свинины. Для нас, имеющих в календаре более двухсот постных дней, подобного рода «подвиги» едва ли уместны. Опыт показывает, что они чаще надмевают незадачливого «подвижника», нежели приносят ему какую-либо пользу. В то же время для монахов отказ от употребления в пищу мяса является естественной составляющей «жития постнического». И в этом отказе нет ни тени гнушения, пренебрежения или брезгливости. Монах воздерживается от того, что разрешено ради подвига и подвиг этот достоин почтения как сам по себе, так и в контексте нашего времени, с его культом комфорта и зацикленностью на удобстве.

Итак, подытожим: ответ на вопрос, можно ли христианам есть свинину, может быть только положительным. Согласно Библии, согласно Типикону, согласно, в конце концов, сложившейся в наших краях традиции питания, православные христиане едят свинину, а также любое мясо, сало, рыбу, птицу, или овощи, ограничивая себя лишь рамками постов, потребностями собственного здоровья и естественным чувством меры.

Протоиерей Владимир Пучков
Источник: Православная Жизнь

Фото на заставке: pravlife.org

Просмотрено (228) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Димитриевскую родительскую субботу
1 ноября — Димитриевская родительская суббота. Поминовение усопших.  Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

26 октября - Иверской иконы Божией Матери

Иверская икона Пресвятой Богородицы, Вратарница или Привратница — православная икона Девы Марии с Младенцем, почитается как чудотворная. История этой иконы удивительна с самого начала ее создания. Еще при своей земной жизни дева Мария благословила святого апостола Луку написать ее изображение. Когда же великий евангелист представил Богородице созданную им икону, Пресвятая сказала, что отныне Благодать и сила Господа будут с этим образом... далее

Память святых отцов VII Вселенского Собора

В 787 году, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), в г.Никее был созван Седьмой Вселенский Собор, на котором состоялось осуждение иконоборчества как ереси и сформулирован Догмат об иконопочитании... далее

Димитриевская родительская суббота

1 НОЯБРЯ ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ. ПАНИХИДА

Димитриевская родительская суббота — день всеобщего поминовения усопших. Совершается ежегодно в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского, приходящимся на 8 ноября. По преданию, поминовение воинов — защитников земли Русской — установлено святым благоверным князем Димитрием Донским и по благословению преподобного Сергия Радонежского после тяжёлой и кровопролитной битвы на поле Куликовом, которая совершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы 8/21 сентября 1380 года...
Каждый православный христианин должен стремиться исполнить свой долг перед родителями и другими отошедшими родственниками и в эти дни подавать записки на Литургию и панихиду... далее » Подать записки на 1 ноября - Димитриевскую родительскую субботу о упокоении на Литургию (поминовение на Проскомидии), заупокойную панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

25 октября — Иконы Божией Матери «Иерусалимская» далее »

26 октября — Иверской иконы Божией Матери далее » Память святых отцов VII Вселенского Собора далее »

28 октября — Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» далее »

29 октября — Мч. Лонгина сотника, иже при Кресте Господни (Iв) далее »