Выбрать страницу

Краткое объяснение Крещенского богослужения

Краткое объяснение Крещенского богослужения

Суть службы в день Крещания Господня.

За пять дней до Крещения начинается предпразднство. Церковь готовит, она воспитывает ожидание – чаяние праздника Крещения, Богоявления и очищения. Иоанн уже вышел на проповедь, и безгрешный Христос в назидание нам хочет принять крещение. На «Господи воззвах» мы слышим: «…се бо хо́щет, я́ко Челове́к,/ пло́тьию при́ти́ к Предте́чи Своему́/ и проси́ти Креще́ния спаси́тельнаго/ и назда́ние всех, ве́рою свяще́нно просвеща́емых/ и прича́стников Духа».

Христос в богослужении предпразднства называется красиво, философски-завораживающе, даже современно актуально «Река мира», т. е. Источник всего сущего. «Реку́ ми́ра Тя/ и пото́к, я́коже пи́шет, пи́щи су́ща, Всеси́льне,/ ка́ко Тя ре́чныя струи́ прии́мут, Го́споди,/ восходя́ща нага,/ не́бо облага́ющего о́блаки,/ и обна́жша вся́ку зло́бу вра́жию,/ и нетле́нием земноро́дныя одева́юща?»

Снова, как на Рождество, звучат мотивы кенозиса, т. е. смирения Бога ради спасения человека. В стихире на «Господи воззвах» предпразднства поём: «Голым входит в воду Тот, Кто одел всю вселенную красотой, и этим смирением обнажает всю злобу вражию», а в каноне: «Христос – источник бессмертия приходит от малой капли – Иоанна просить крещение». 

Как ни странно, Крещение в богослужении является не только раскрытием и продолжением праздника Рождества Христова, но и называется более светлым и радостным. Причем по нескольким причинам. Во-первых, тут уже всему миру говорит о явлении Мессии величайший пророк. Во-вторых, тут нет смерти Вифлеемских детей, а наоборот, привлечение ко Крещению, являющемуся дверью усыновления и приобретению новых детей. В третьих, уже не звезда и пастыри указывают на Таинство, а Сам Отец Небесный впервые в истории говорит над главою воплощенного Сына: «Све́тел у́бо мимоше́дший пра́здник,/ светле́йший же, Спа́се, приходя́щий:/ он А́нгела име́яше благове́стника,/ и сей Предте́чу обре́те предугото́вителя./ Он кро́вем излива́емым,/ я́ко безча́ден, рыда́ше Вифлее́м,/ и сей вода́м благослове́нным/ многоча́дна познава́ется купе́ль./ Тогда́ звезда́ волхво́м возвести́,/ ны́не же Оте́ц ми́ру Тя показа́./ Воплоти́выйся и паки гряды́й я́ве,/ Го́споди, сла́ва Тебе́».

Богослужение в действительности, кроме публичного элемента, содержит в себе и очень личные моменты. К примеру, стихира на стиховне того же дня говорит: «Па́ки Иису́с мой очища́ется во Иорда́не,/ па́че же очища́ет грехи́ на́ша:/ гряде́т бо вои́стинну на Креще́ние,/ омы́ти хотя́ Ада́мово рукописа́ние». А третья песнь канона на утрени просто переполнена патетикой: «Ища́ мя, безпу́тием заблу́ждшаго, Бо́же мой,/ нището́ю бога́тною оде́явся, предстои́ши крести́тися,/ всех Избавле́ние». Я, непутевый, Боже – заблудился, а Ты ищешь меня и дорогу показываешь к чистоте и святости. На трипеснце предпразднства слышим глас Христа к нам, избранным Его сосудам – нам, крещенным во Имя Святой Троицы: «…Христо́с сло́во рече́ в ле́ности уны́ния пребыва́ющим:/ в сем (т. е. в крещении) бо путь спасе́ния пода́м/ и свобожде́ния жизнь всем да́рую».

Предпразднство употребляет разные образы, готовящие нас к празднику: «Христос идет на Иордан нас обогатить»; «идет благий Христос и хочет нас обновить благодатью»; «Я (речь от лица Бога) обнажаюсь, чтобы одеть в нетленную одежду человеческое естество»; «пучина Правды идет потопить змия и иссушить Адамово преступление»; «Поток сладости в реке крещается, разлитую иссушая злобу».

В службе предпразднства звучит проповедь Предтечи, призывающего народ к покаянию: «Ве́дый Госпо́дне прише́ствие,/ из пусты́ни прихо́дит Боже́ственный Предте́ча, вопия́ све́тло:/ прибли́жися, яви́ся избавле́ние, пока́йтеся и водою́ очи́ститеся».

Богослужение дает нам увидеть живо историю, стать её участниками – Предтеча уже проповедует покаяние, Христос уже идет даровать нам избавление. Мы как будто переносимся туда, в пустыню Иорданскую, мы слышим «глас вопиющего», созерцаем подготовку народа к встрече благодати, слух улавливает: «Сотвори́те покая́ния плоды́, благода́тию спаса́емии». Нас не только готовит, нас самих Церковь зовет к плодам покаяния в благодати Нового Завета: «Встретить Христа постараемся чистыми мыслями просвещаеми».

В самый день праздника Церковь дышит радостью. Первый, кого мы встречаем, – сам пророк Иоанн Предтеча: «Просвети́теля на́шего,/ …ви́дев Предте́ча крести́тися прише́дша,/ра́дуется душе́ю и трепе́щет,/ руко́ю показу́ет Его́ и глаго́лет лю́дем./ Сей, избавля́яй Изра́иля,/ свобожда́яй нас от истле́ния/ О безгре́шный Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́».

Тропарь на паремиях раскрывает причины этой благодарности: Свет Божий пришел к тем, кто недостоин был, но более всего нуждался в спасении, в избавлении от тьмы: «Гре́шником и мытаре́м/ за мно́жество ми́лости Твоея́/ яви́лся еси́, Спа́се наш. Где бо име́л бы свет Твой возсия́ти,/ то́кмо на седя́щия во тьме?/ Сла́ва Тебе́».

Сами паремии все пропитаны темой воды как прообраза крещения, даровавшего нам спасение. Вода становится участником многих событий в библейской истории. Через нее спасает Бог избранный народ от преследования египтян, она поит в пустыне народ, спасшийся от злого фараона. Воды Иордана убегает от милоти Илии, расходятся для перехода избранного народа в землю обетованную, исцеляют Неемана-язычника. Небесная роса – та же вода, является на коже Гедеона как знак Господнего благоволения в победе над врагами. Звучат слова пророков, призывающие к очищению от грехов, показывающие величие Божие, силу Его. Все эти чтения из Писания призваны показать душе силу Божию. То, как Он использует вещество для помощи и защиты, исцеления и очищения. Вода отныне источник освящения. Сам Бог её очистил для человека. Богослужение неоднократно говорит об этом. К примеру, на каноне один из стихов рассказывает, что Бог входит в воду с многими сетями уловляет «змиев человеческих, род уязвивших».

Цель богослужения – призвать нас принять Христа как Спасителя, как Премудрость и Разум: «Глас Госпо́день на вода́х вопие́т, глаго́ля:/ прииди́те, приими́те вси/ Ду́ха прему́дрости,/ Ду́ха ра́зума,/ Ду́ха стра́ха Бо́жия,/ я́вльшагося Христа́».

Христос входит в воду, не нуждаясь в очищении, Он – Сам чистота и приносит эту чистоту в водное естество. Тексты службы задают резонный вопрос: кто видел, чтобы омывали солнце? нуждается ли оно в очищении? Отсюда цель крещения. Это осуществление правды, что Бог, Солнце Правды, пришел очистить нас! На четвертой песне каноне праздника читаем: «Очища́емо со́лнце кто ви́де, –/ пропове́дник вопие́т, – пресве́тлое естество́м?/ Да Тебе́ вода́ми, сия́ние Сла́вы, Отца́ о́браз Присносу́щнаго, омы́ю/ и, се́но сый, Огню́ прикосну́ся Твоего́ Божества́?/ Ты бо еси́ Христо́с, Бо́жия му́дрость и си́ла».

Стихиры на литии открывают благодать Иорданской воды – её освящение от входа в нее Единородного Сына и сошествия Святого Духа: «…Дух низхожда́ше в ви́де голуби́не освяти́ти во́ды,/ и глас с Небесе́:/ Сей eсть Сын Мой,/ прише́дый в мир спасти́ род челове́ческий…».

Важное место в стихирах, тропарях и стихах праздника занимает Троический догмат. Седален по кафизмах поэтически цитирует Евангелие: «Я́вльшуся Тебе́ во Иорда́не, Спа́се,/…возлюбленный Сын свиде́тельствован был еси́,/ те́мже и Собезнача́лен Отцу́ яви́лся еси́,/ Дух же Святы́й на Тя схожда́ше,/ И́мже и просвети́вшеся, вопие́м:/ сла́ву Бо́гу, Су́щему в Тро́ице».

Само богослужение толкует евангельский голос Отца над крещаемым Сыном: «Се есть Сын Мой возлюбленный в Котором Мое благоволение»: «…Сей соесте́ствен Сын,/ Сый светоза́рен,/ произни́че из челове́ча ро́да:/ Сло́во же Мое́ жи́во и Челове́к промышле́нием», – Бог предвечный по любви стал человеком.

Сегодня день веселия всей Церкви, она была неплодная, как пустыня, но родила через Крещение Богу детей. Через Крещение Господь приходит привлечь сынов Себе, Отцу и Духу. Благоуханное Солнце Правды пришло отогнать смрадное стремление к тьме.

Мысль сегодняшнего дня: Христос выходит из воды, из впадины и возводит с Собою мир, выравнивает всю глубину падения. Отныне бесплодие духовное сжигается, Бог ждет плодов от человека: «Де́латель и Зижди́тель… всех сердца́ испыту́ет,/ чисти́тельную же лопа́ту руко́ю прие́м,/ всеми́рное гумно́ всему́дре разлуча́ет, непло́дие паля́,/ благопло́дным ве́чный живо́т да́рует».

Сегодня мы видим разводящиеся небеса, которые затворил Адам. Сегодня хочется призвать нас выполнять слова св. Иоанна Предтечи, которые передает богослужение: «Плоды́ досто́йны Христу́ сотвори́те:/ Предстоя́й бо ны́не мир да́рует».

Протоиерей Андрей Гавриленко
Источник: Православная Жизнь

Фото на заставке: pravlife.org

Просмотрено (309) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

8 февраля - Прпп. Ксенофонта, супруги его Марии и сыновей их Аркадия и Иоанна

Святые преподобные Ксенофонт и Мария, по преданию, - родители прп. Иоанна Лествичника, автора знаменитой «Лествицы». Они служат образцами живой преданности воле Божией. Лишившись детей, они не возроптали на Промысл Божий, но печаль свою повергли пред Богом...Этим святым, а также великомученику Евстафию Плакиде, молятся при лишении и потере детей... далее

Давида  IV Строителя, царя Иверии и Абхазии

Давид Строитель, Давид IV Георгиевич, грузинский царь из династии Багратиони. Один из самых выдающихся государственных деятелей средневековой Грузии. Он способствовал объединению грузинских княжеств в единое сильное централизованное государство. Великая грузинская царица Тамара была его правнучной. Потомком грузинского царя Давида IV был известный полководец, герой Отечественной войны 1812 года Петр Иванович Багратион... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

6 февраля — Блж. Ксении Петербургской далее »

7 февраля — Свт. Григория Богослова, архиеп. Костантинопольского далее » Иконы Божией Матери "Утоли моя печали" далее »

8 февраля — Прпп. Ксенофонта и супруги его Марии (родители прп. Иоанна Лествичника) далее » Давида IV Строителя, царя Иверии и Абхазии далее »

9 февраляНеделя о мытаре и фарисее далее » Собор новомучеников и исповедников Российских далее » Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста далее »