Выбрать страницу

Пять мифов о святой воде

Пять мифов о святой воде

19 января (6 января по старому стилю) православные празднуют Крещение Господне. В этот день во всех храмах совершается чин великого освящения воды. И набрать ее приходят многие, даже почти неверующие. Святая вода, Великая агиасма, обрастает суевериями и мифами. Увы, в народном мышлении есть такой закон: «Где не знаем – там придумаем». И мифов таких, увы, немало.

Миф 1. Богоявленская или Крещенская?

Первый миф, с которым чаще всего приходится сталкиваться, – это разделение воды на Крещенскую и Богоявленскую. И народная молва даже различает свойства этой воды. Мол, Крещенскую разбавлять можно, а Богоявленскую – нельзя. Крещенская «святее» и используется для более важных целей и все такое прочее.

В этом мифе Крещенская вода – это та, что освящается в ночь на праздничной службе Крещения, а Богоявленская – накануне, в сочельник. А что, если я вам скажу, что в церковном уставе праздника Крещения не существует? Да, само событие мы празднуем, но в уставе этот день называется Богоявление. Отдельной службы Крещению вы там не найдете. Почему так? Потому что в момент Крещения Бог (Святая Троица) явил Себя сразу во всех трех ипостасях. Сын крестился в реке, Отец Голосом прославил Его, а Святой Дух снизошел в виде голубя, о чем свидетельствовал Иоанн Креститель (см: Мф. 3: 13–17).

В тропаре праздника читаем: «Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, заверял истинность слова Отца; Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!»

Крещение Господне – это неофициальное, народное название. Вопрос: «А почему тогда освящение воды совершается не только в праздник, но и утром накануне?» Эта традиция восходит еще к IV веку, когда крестить людей было принято не в любой день, а лишь в определенные, в том числе и в Крещенский сочельник, чтобы в сам праздник новокрещеные уже могли причаститься. Вода освящалась как раз для того, чтобы их покрестить, а не на раздачу. Освящение воды для всех верующих было только в сам праздник.

Кстати, позже для того, чтобы крестить людей, было принято использовать не Крещенскую воду, а освященную особым отдельным чином, который существует и до сих пор. Прошли века, крестят теперь практически в любой день в году, а традиция дважды освящать воду осталась.

Так что развенчаем этот миф о «разной» воде. Как утром, так и в ночь одни и те же священники служат Одному и Тому же Богу в одних и тех же храмах один и тот же чин великого освящения с одними и теми же молитвами. Так что это одна и та же вода.

Прошли века, крестят теперь в любой день в году, а традиция дважды освящать воду осталась

Современное объяснение этой традиции такое: вода освящается заранее, чтобы те, кто не сможет быть на ночной службе, набрали эту святыню заранее и дома встретили праздник Крещения принятием святой воды.

Фото: monastery.ru

Миф 2. Святая вода как магический артефакт

По-гречески эта вода называется Агиасма, что значит «Великая святыня». И отношение к ней должно быть соответственное: почтительное и благочестивое. Эту воду с молитвой и благодарностью Богу мы пьем во исцеление души и тела. Конечно, во время окропления водой храмов и жилищ капли попадают везде: и на пол, и в углы, за мебель. Но этим мы освящаем то место, где живем сами, а капли воды потом высыхают. В древности, когда большинство людей жили на своей земле, многие благочестиво омывали ей лицо во дворе: вода стекала и впитывалась в землю.

Однажды я услышал от церковных работников про человека, который пришел набрать себе много пятилитровых бутылей. На вопрос «Зачем вам так много?» он ответил, что каждое утро омывает ей голову. Живет он в обычной квартире. Тут нужно разобрать два момента. Во-первых, это эгоистично. Пришло множество людей, все ждут очереди, а этот человек занял немалое время и всех церковных работников. Мол, мне больше всех надо. А остальные пусть ждут, пока я себе сотню литров не наберу. Как-то не по-христиански.

Кстати, всегда можно принести в храм не пустые бутылки, а воду – вам ее освятят в любом объеме. Это быстро и удобно. Я уж не говорю о том, что храмы и монастыри, как и все, платят за воду по счетчику.

Всегда можно принести в храм не пустые бутылки, а воду – вам ее освятят в любом объеме

Во-вторых, когда человек омывает ей голову, агиасма стекает в сливное отверстие в ванне, а там по трубам – в коллекторы к нечистотам. Такое отношение к святыне недопустимо!

Некоторые используют святую воду во всяческих гаданиях и магических ритуалах. Любая магия (хоть белой ее назовут, хоть какой) – это либо шарлатанство, либо сатанизм.

Колдун (можете назвать его любым другим словом, сути не изменит) совершает некие магические действия, чтобы заставить некие силы исполнить те или иные пожелания, как приворот-отворот, узнавание судьбы, наведение порчи, отведение болезни и так далее.

Бога нельзя «заставить» что-либо сделать с помощью заклинаний. Он – Всемогущий Творец, Он создал весь мир, его законы и нас с вами. Мы Его можем только попросить, а значит, колдуны взаимодействуют не с Богом. Они договариваются с иными силами. Механизм прост: использование святыни (воды, икон или освященных свечей) в магии – это осквернение святыни. Осквернение – прекрасная оплата для демонов. А демоны, ухватившись за душу «клиента», потом сами собой не отстанут. Оно вам надо?

В общем, эту святыню можно использовать только для освящения жилищ, предметов и себя самих. Это не магический артефакт. Никакого использования в магии, кулинарии, косметологии и так далее. Только молитвенное благочестивое отношение.

Если нарушали – обязательно скажите об этом на исповеди.

Фото: monastery.ru

Миф 3. Святой… водопровод?

Я думаю, вы слышали, что можно в Крещенскую ночь набрать воды из-под крана, и она будет святой. Быть может, вы или ваши знакомые делали так из года в год. Так вот, это неправильно. Чин освящения воды совершается в Церкви. Многие приносят свою воду, чтобы ее освятили в храме, многие приходят набрать церковной воды. Но про «святой водопровод» слышали все. Так в чем же дело?

Когда в нашей стране был безбожный советский период, людей всеми способами пытались отвадить от веры и Церкви. В ход шла и пропаганда в школе, и различные способы притеснения «для профилактики». Многим специально ставили ночные смены в праздники Пасхи, Рождества и Крещения, когда в храмах совершается ночная служба. Тогда многие люди, верившие в Бога, обращались к своим священникам с вопросом: «Как быть?» На службу не попасть, а в следующие несколько дней соседи будут пристально следить друг за другом: не пошел ли сосед в храм? Тогда это было распространенной практикой. И выход был взят из практики древних христиан, которые тоже часто подвергались гонениям.

Если не было возможности прийти в храм на праздничное богослужение, то верующие люди набирали воду в полночь в любом доступном источнике. И дома (или на работе) тайно молились, чтобы Бог, для Которого нет препятствий ни во времени, ни в расстоянии, ниспослал на эту воду благодать освящения, как и в Церкви. Молились, зная, что сейчас в храме идет служба. Есть множество свидетельств, что эта вода долго не портится. Как мы знаем, это одно из отличительных свойств агиасмы: неосвященная вода, взятая в том же источнике в обычное время, портится гораздо быстрее.

Господь действительно может освятить верующему человеку воду, набранную вне храма в Крещенскую ночь, но важно правильно понимать: если человек хочет попасть в храм на освящение, но не может в силу обстоятельств, то, набрав простую воду с молитвой и надеждой на милость Божию, он получит святую воду. По вере вашей да будет вам (Мф. 9: 29). Заметьте: освящена будет не вся вода в водопроводе, а только благочестиво набранная для этой цели.

Но если человек может пойти в храм, но просто не хочет из-за лени, полагая, что в эту ночь вода «автоматически» святая, то разочарую: Бог не действует автоматически. И при таком отношении Он воду не освятит. Это будет просто обычная вода и самообман.

Нет сил или времени именно в ночь прийти в храм? Сходите с утра или попросите знакомых, вода раздается или освящается в храме еще полдня.

Теперь немного логики о «святом водопроводе» в Крещенскую ночь. Святая вода навсегда остается святой, поэтому мы к ней благочестиво относимся: храним в отдельной бутылке, пьем только натощак с молитвой и так далее.

Фото: monastery.ru

Если бы вся вода в водопроводе в ночь Крещения автоматически становилась святой, то она осталась бы святой навсегда. А водопровод, как в начале, так и в конце системы, соединен с водоочистными сооружениями, а через них, по сути, – со всем Мировым океаном. Будь святость воды автоматической, у нас в водопроводе круглосуточно была бы святая вода: горячая и холодная. Навсегда.

Казалось бы, здорово, но… В таком случае нам было бы нельзя пользоваться туалетом, мыться, стирать и мыть посуду. Вообще никогда. Ведь в таком случае святая вода из крана и унитаза сливалась бы в канализацию, к фекалиям и прочим нечистотам. А такое отношение к святыне, как мы знаем, недопустимо. Да и готовить на святой воде, как мы помним, тоже нельзя.

Миф 4. Разбавлять или нет?

Когда я еще был семинаристом, со мной спорил один человек. Он утверждал, что Великую агиасму разбавлять нельзя. Мол, она цельная, как молоко. И если разбавлять водой молоко, то оно станет хуже, а значит, и со святой водой этого делать нельзя. Стоит сказать, что ее, собственно, и не разбавляют. Для освящения простой воды ее не разбавляют, а святую воду вливают сверху в простую с молитвой, в частности читая тропарь Крещения. И простая вода освящается, становясь той же самой Великой агиасмой, что и влитая в нее. И после этого новой, освященной водой можно также освятить новую воду. И так можно освящать сколько угодно.

В чем же ошибка моего собеседника, спорящего о том, что святая вода, как молоко, в разбавленном виде теряет свои свойства? Попробую привести небольшую аналогию.

Божья благодать – это особая благодатная сила, наполняющая и эту воду, и все святыни, и людей, которые эту святыню принимают. В какой-то мере можно сказать, что благодать имеет свойства энергии, разве что ее нельзя измерить и изучить, так как она превыше привычных нам законов физики. Но для примера возьмем более привычную нам земную энергию. Допустим, электрическую.

Если набрать ведро обычной проточной воды, опустить в него оголенные провода под напряжением 220В и погрузить туда же свою руку (только призываю не делать так в реальности), какой будет разряд? Правильно, 220.

Если то же самое проделать с лужей воды – тоже 220. Так же и с бассейном, и любой другой емкостью. Если не отключать источник энергии, то количество воды роли не играет. Энергия водой не разбавляется.

У святой воды источник благодати – Сам Бог. А Он неиссякаем, поэтому и простая вода, освященная агиасмой, становится такой же полноценной агиасмой.

Энергия водой не разбавляется. У святой воды источник благодати – Сам Бог

К слову, у меня дома хранится неиссякаемый источник святой воды – удобная бутылочка 0,25 литра. Я беру ее на освящение квартир и машин, освящаю себе и семье воду для питья, а когда она заканчивается, я остатками освящаю немного свежей воды и наполняю ее вновь. А в праздник Богоявления просто доливаю немного новой воды к прошлогодней. И да, она не портится.

И когда я в храме раздаю святую воду (остаюсь с ночной службы до утра), мне, если честно, больно смотреть на немощных бабушек, которые набирают много воды впрок, для себя и близких, а потом несут ее, бедненькие, сгибаясь под этой тяжестью…

Миф 5. Крещенские купания

И на сладкое. Многие мирские люди уверены, что окунание в освященную прорубь смывает с человека грехи. Это не более, чем суеверие, возникшее из-за неверного понимания таинства Крещения.

Фото: monastery.ru

Таинство, в котором крестят человека в православную веру, действительно омывает все грехи с человека. Но это Таинство совершается над человеком один раз в жизни. А купание в проруби в праздник Крещения Господня – это просто народная традиция. Это совершенно не одно и то же, что настоящее Крещение в храме. Это просто купание.

Купание в проруби в праздник Крещения – просто народная традиция, просто купание

Кстати, некоторые как раз уверены, что троекратное окунание в прорубь – аналог Крещения. Если человек окунулся трижды, то он покрестился. Нет.

Полноценное Крещение – особое Таинство, которое, как и исповедь, может совершить только священник. В некоторых случаях, «страха ради смертнаго», крестить может и мирянин, но потом нужно идти в храм, чтобы Таинство восполнить недостающими молитвами и таинством Миропомазания.

Традиция окунаться в иордань Церковью не осуждается. Но большая духовная беда состоит в том, что многие люди искренне считают, что это нужно делать обязательно в Крещенскую ночь. И они вместо того, чтобы идти на богослужение в храм, идут к проруби. А это уже плохо. Можно сходить к проруби, но не в то время, пока в храме идет служба. Не вместо службы! Ведь вся суть праздника открывается именно в Церкви. Церковный устав, равно как и христианская совесть, подразумевает молитву на службе в этот день, исповедь, причащение и общую молитву на Великом освящении воды.

А традиция идти вместо этого на прорубь и окунаться (зачастую, кстати, в нетрезвом виде) не очистит от грехов. И еще, если уж вы хотите окунуться в проруби, то идите в специально оборудованные места, где дежурят спасатели и все предусмотрено.

Иерей Алексий Таах
Источник: Сретенский монастырь

Фото на заставке: monastery.ru

Просмотрено (278) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

8 февраля - Прпп. Ксенофонта, супруги его Марии и сыновей их Аркадия и Иоанна

Святые преподобные Ксенофонт и Мария, по преданию, - родители прп. Иоанна Лествичника, автора знаменитой «Лествицы». Они служат образцами живой преданности воле Божией. Лишившись детей, они не возроптали на Промысл Божий, но печаль свою повергли пред Богом...Этим святым, а также великомученику Евстафию Плакиде, молятся при лишении и потере детей... далее

Давида  IV Строителя, царя Иверии и Абхазии

Давид Строитель, Давид IV Георгиевич, грузинский царь из династии Багратиони. Один из самых выдающихся государственных деятелей средневековой Грузии. Он способствовал объединению грузинских княжеств в единое сильное централизованное государство. Великая грузинская царица Тамара была его правнучной. Потомком грузинского царя Давида IV был известный полководец, герой Отечественной войны 1812 года Петр Иванович Багратион... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

6 февраля — Блж. Ксении Петербургской далее »

7 февраля — Свт. Григория Богослова, архиеп. Костантинопольского далее » Иконы Божией Матери "Утоли моя печали" далее »

8 февраля — Прпп. Ксенофонта и супруги его Марии (родители прп. Иоанна Лествичника) далее » Давида IV Строителя, царя Иверии и Абхазии далее »

9 февраляНеделя о мытаре и фарисее далее » Собор новомучеников и исповедников Российских далее » Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста далее »