Выбрать страницу

Один драгоценный камень

Один драгоценный камень

Всегда и везде творите Иисусову молитву, и она преобразит ваше сердце и произведет в нем незримое чудо благодати Божией. Новомученики и исповедники Церкви Русской о молитве Иисусовой.

И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
(Иоил. 2: 28–32)

Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский:

Есть и воздух для души, без которого она жить не может, и с каждым дыханием он должен входить в нее. Это имя Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа, Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».

Есть люди, которые каждое дыхание соединили с сею молитвой. Значит, можно достигнуть, захотеть и понять, что без этого нет воздуха, нет жизни для души, и начать работать над собой. И по мере работы придет помощь Божия и благодать внедрит в сердце Сладчайшее имя Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.

Фото: monastery.ru

*

Есть 8 драгоценных камней, на которые можно купить дивную золотую цепочку с восемью золотыми звеньями. Эти камни следующие: 1. Господи, 2. Иисусе 3. Христе, 4. Сыне 5. Божий, 6. помилуй 7. мя 8. грешнаго.

Или, лучше сказать, это один драгоценный камень; а вот и золотая цепочка с 8-ю звеньями: хождение пред Богом, страх Божий, самоконтроль, покаяние, смирение, мир душевный, мир со всеми, рай в душе, правда, мир и радость о Духе Святе.

*

Слепец, сидя при дороге, услышал, что идет Господь Иисус Христос, – долго и упорно взывал: «Иисусе, Сыне Давидов (Божий), помилуй меня». [Окружающие запрещали ему.] Господь позвал его и спросил: «Чего ты хочешь от Меня?» Слепец же отвечал: «Господи, да прозрю!» Этот евангельский случай повествует нам о делании молитвы Иисусовой.

Всякий, взявшийся за молитву, на первых же шагах услышит внутри себя всякие помыслы, говорящие ему: «Молчи, перестань, не занимайся молитвой». Появится тяжесть озлобления, но, говорит Писание, ты не ослабевай, стой на своем и взывай все громче и усердней: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя». И Он, видя подвиг твой и труд, призрит на тебя с небесной высоты и спросит: «Что вопиешь ко Мне?» Изболевшая душа, полная любви и стремления к Сладчайшему Иисусу, откроет Ему все страдания, всю боль сердца своего: «Господи, чтобы мне прозреть», – и дастся душе сей прозрение, подобно как евангельскому слепцу-молитвеннику.

Священномученик Серафим (Чичагов) Источник: novostipmr.com / monastery.ru

Священномученик Серафим (Чичагов), митрополит Петроградский:

Чтобы заставить ум и сердце непрестанно памятовать о Боге, опытные духовные старцы избрали одну молитву и установили правила для ее произношения. Это установление весьма просто: надо стать своим умом в сердце, т. е. сосредоточить свои мысли и желания в собственном сердце, лишить ум рассеянности и заставить его предаться сердечным чувствам, и тогда, став пред Господом, произносить Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» Так молиться всюду, у себя дома, в пути, во время работы, в храме, всегда и везде, весь день.

Преподобный Никон (Беляев), исповедник:

Молитву Иисусову твори во смирении духа и сердца своего. Хорошо, что ты получаешь утешение от сего делания, но твердо помни, что искать утешений и наслаждений в молитве святыми отцами признается душевредным. Поэтому более приникай к чувствам смирения и покаяния. Тогда не заблудишься на молитвенном пути. Единственная благоприятная жертва Богу – дух сокрушен о своих грехах, о своем падении, о своей страстности. Сердца сокрушенна и смиренна Бог не уничижит (см.: Пс. 50: 19).

*

Единственное правильное настроение при молитве Иисусовой – это покаяние и сокрушение о грехах, чуждое всякого осуждения и внимания к жизни других людей. «Где мне думать о пороках или добродетелях других, когда я стражду от своих немощей и желаю от них избавиться. Я – грешник, требующий помилования от Господа». Вот настроение первоначальное и необходимое для всякого желающего приникать к молитве Иисусовой.

Епископ Арсений (Жадановский):

Молитва Иисусова поставляется святыми отцами-подвижниками в основу духовного делания. И это понятно почему. Разберите сию молитву по словам: в ней мы призываем Господа Иисуса Христа, нашего Спасителя, нашего Искупителя, исповедуем Его Сыном Божиим, выражаем далее свое греховное состояние и просим Господа нас, грешных, помиловать, – а во всем этом заключается тайна нашего спасения. Поэтому, читая молитву Иисусову, и не только читая ее, но и переживая, мы этим самым свое внутреннее существо держим в пределах самого высшего духовного созерцания. Святые подвижники опытом дознали необычайную силу молитвы Иисусовой, ее чудодейственность. Помни это.

*

Различают три вида или степени молитвы Иисусовой. На первой степени молитва Иисусова называется трудовой, делательной, устной, телесной, так как она здесь производится только телесными членами: устами и языком, а потому называется еще и словесною. В этой молитве ум и сердце почти не принимают участия; однако уже самое произношение молитвы Иисусовой, ввиду ее Божественной силы, имеет значение: такая молитва является как бы охраною против всего злого, совне к нам приходящего, охраною против козней князя мира сего.

Фото: monastery.ru

*

На второй степени молитва Иисусова называется умственною или «умною», и это потому, что она здесь производится с участием ума, рассудка. Ум во время этой молитвы, как выражаются святые подвижники, уже держится в словах молитвы, то есть, читая ее, человек разумеет, понимает, останавливает свое внимание на словах молитвы. И так как наш ум обыкновенно парит в представлениях и образах суетного мира сего, то на этой степени молитва Иисусова удерживает наш ум от этого парения.

*

На третьей степени молитва Иисусова называется умно-сердечною или внутреннею, – это когда она овладевает уже нашим сердцем и, таким образом, совершается с внутренним переживанием. В это время молитва Иисусова проникает своим содержанием все наше существо и делает человека духовным; тогда мы бываем в сердечном сочетании с Господом нашим Иисусом Христом и проникаемся Божественным светом. Для выражения существа молитвы на этой третьей степени святые отцы-подвижники употребляют выражения: «ум заключить в сердце», «соединить ум с сердцем», «творить молитву умом в сердце». Смысл всех этих выражений следующий: твори молитву Иисусову умом, то есть внимательно, так, чтобы твой ум всецело был ею занят, ничем не развлекался бы; а выражение «в сердце» означает: переживай, чувствуй сердцем то, что читаешь, а не будь только холодным, бездушным в это время мыслителем.

Фото: monastery.ru

*

Представим себе все сие подробнее. Читая молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», останови все мечтания и помыслы; ни о чем постороннем не думай, а только пусть ум твой держится на словах сей молитвы, то есть говори и понимай каждое слово молитвы: что такое «Господи», что – «Иисусе Христе», что – «Сыне Божий», что – «помилуй мя грешнаго».

Когда же ты ум соединишь с сердцем, то последует уже переживание читаемого, то есть ты не просто, холодно будешь говорить и понимать «Господи», а станешь исполняться чувств веры, любви, надежды, благоговения, страха Божия.

Говоря: «Иисусе Христе», будешь чувствовать Иисуса Христа как Сладчайшего нашего Искупителя, Милосердного и Всеблагого, и это возбудит в твоем сердце умиление и благодарение к Господу. «Сыне Божий» опять вызовет соответствующие переживания. Говоря: «Помилуй мя грешнаго», восчувствуешь всю свою духовную нищету, всю свою греховность и возымеешь единственную надежду на спасение в Господе Иисусе Христе…

*

Правда ли, что некоторые от молитвы Иисусовой расстраивали свой ум и впадали в духовную прелесть? По свидетельству святых отцов и как говорит жизненный опыт, возможно и сие. Всякое духовное делание может иметь неправильный ход и развитие. То же нужно сказать и относительно молитвы Иисусовой.

Так, когда ты займешься сею молитвою, можешь приобрести навык в ней и у тебя прекратятся дурные мысли и желания. И вот тут-то является опасность возомнить о себе как о делателе молитвы Иисусовой, как о чистом, безгрешном человеке. Чтобы этого не случилось, нужно всегда иметь в виду, что не приобретение только навыка молитвы Иисусовой и не прекращение внутреннего борения должно быть целию, а достижение от молитвы Иисусовой совершенных результатов, каковыми можно назвать тихое, благодатное соединение нашего сердца с Господом при глубоком, покаянном, смиренном о себе мнении. Без этого всегда может быть опасность духовного самообольщения. Иначе говоря, всегда надо бояться духовной гордости, ибо она приводит в ничто все наши подвиги, всю нашу внутреннюю работу.

Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский:

Что может быть короче и выразительнее сих пречудных молитв: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», «Боже, очисти мя грешного», «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем»?

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский:

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Вот эта молитва поистине творит чудеса, и потому считается она чрезвычайно важной, если не важнейшей из всех.

Этой молитве научитесь, с нее начинайте. Учитесь ей вот как: заприте дверь вашей комнаты, если хотите, стойте; если хотите, даже сидите на стуле, если хотите, станьте на колени.

*

Молясь молитвой Иисусовой, будете в уме держать все грехи и будете просить у Господа прощения не только в самом тяжком, но и во всех грехах своих. Вот эта молитва сотворит чудо в душах ваших. Вам станет стыдно; когда станете исповедовать пред Богом тягчайший грех свой, вы почувствуете настойчивое желание освободиться, непременно освободиться от этого мерзкого греха.

Изо дня в день молясь так, будете освобождаться все более и более от вашего основного греха и от всех прочих ваших грехов, и душа ваша будет преображаться. Вы сами станете замечать, как изменится отношение ваше к вашим ближним: сами заметите, что становитесь все более мягкими, терпеливыми, кроткими, смиренными.

Вы будете с великой осторожностью относиться к людям, будете следить за тем, чтобы никого и ничем не задеть и не оскорбить. И молитва Иисусова преобразит ваше сердце и произведет это чудо – незримое чудо благодати Божией в сердце вашем.

*

Молитесь, молитесь молитвой Иисусовой и, прежде всего, кайтесь и кайтесь…

Подготовила Александра Калиновская
Источник: Сретенский монастырь

Фото на заставке: solba.ru

Просмотрено (110) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

27 ноября - Апостола Филиппа

Апостол Филипп - один из 12-ти апостолов. Был третьим из апостолов, призванным Иисусом Христом (по Евангелию от Иоанна). За проповедническую деятельность апостол Филипп был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии... далее

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

Святитель Григорий Палама — архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма, часто именуется отцом (особенно в греческих церквах) и учителем Церкви... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »