Выбрать страницу

Чтобы правильно исповедоваться, нужно преодолеть в себе двойственность чувств

Чтобы правильно исповедоваться, нужно преодолеть в себе двойственность чувств

Есть повод поговорить о той двойственности, которую нужно иметь в виду при покаянии и во время исповеди перед священнослужителем.

С одной стороны, человека часто пытается одолеть дух уныния, который говорит ему: «Мол, зачем ты исповедуешься? Ты ведь всё равно падаешь в одни и те же грехи. Зачем же ты исповедуешься?! Какой в этом смысл? Ты же всё равно упадешь, всё равно совершишь этот грех?».

И человек, вступая в собеседование с падшим духом, может начать унывать: «Действительно, зачем исповедоваться? Всё равно согрешу. И грешу я одними и теми же грехами». Таким человеком может овладеть духовная апатия. Так называемый иудин грех: «мол, я великий грешник, Бог меня никогда не простит».

Но мы должны четко стоять на позициях-фундаменте святоотеческой литературы.

Очень часто святые отцы сравнивали человеческое сердце с полем. Это, кстати говоря, евангельское сравнение. Часто и Сам Спаситель имеет в виду под землей, полем именно сердце человеческое (вспомним притчу о сеятеле, о горчичном зерне и пр.). Святые отцы писали о том, что сердце человеческое – это поле. Сорняки – это грехи. И эти сорняки нужно полоть очень часто исповедью, трудом, взращиванием злаков-добродетелей, молитвой, добрыми делами, участием в церковных Таинствах.

Это сравнение очень точное. Если у кого-то был или есть огород, сад, то он знает, что борьба с сорняками – длительный и тяжелый труд. Ты его выкорчевал, а он опять вырос. Ты снова выкорчевал, а он опять растет. И ты снова пропалываешь свой огород. И здесь это нужно делать без уныния, апатии, удручения и отчаяния. Святые отцы боролись с диаволом да страстями до самой смерти, и ты борись. Выросло – прополол, выросло – прополол.

Есть такое утверждение, что если бы святые отцы вернулись на землю, то они бы всё равно грешили. Потому что здесь человеку невозможно не грешить. Потому не унывай и не опускай руки.

Царствие Небесное – это цель, а труд на своем сердечном огороде – дорога к нему. Упал – поднимайся, отряхивайся, кайся да иди. Снова упал – снова вставай. И всё вперед и вперед. И помни: с каждым шагом, с каждым днем ты ближе к заветной блаженной цели – к раю.

Вторая опасность – это то, что человек будет беспечным. Т. е. он приходит на исповедь, кается, потом идет снова грешит, потом кается и т. д. С одной стороны, так и нужно. С другой стороны, у тебя всё равно должна быть решимость борьбы с грехом. Т. е. зная, что ты все равно упадешь в какой-нибудь грех, стараться не упасть. Стараться и упорствовать в борьбе с грехом. Выйти с ним на брань, выйти с ним на беспощадную войну. И если ты будешь грешить, падать, потом вставать, потом снова будешь грешить, падать, вставать, а Бог увидит, что у тебя есть усилие бороться с грехом, то он пощадит тебя. Если у тебя будет ненависть, отвращение к греху, который ты, быть может, совершаешь, но всей душою ненавидишь и стараешься от него избавиться. И в очах Господних очень важно твое личное усилие, твое личное сораспятие Христу.

И еще один совет: не делай всё только через себя – своим собственным усилием. Делай всё через Бога. Все твои поступки, мысли и молитвы должны быть обращены к нему. Он твой первый Помощник и Покровитель, как поется в молитвословии.

Когда-то в книге «Добротолюбие» прочитал, что нашу жизнь можно изобразить в виде круга, а Бог – это центр круга. Так вот все наши действия, словно линия радиуса, должны проходить через центр круга – через Бога. И тогда тебе будет гораздо легче решать духовные вопросы, потому что явится такой Помощник и Покровитель, Который на крыльях херувимских и серафимских тебя понесет в рай.

Лишь бы ты понимал, что жизнь твоя – это вечное движение к Богу и собеседование с Ним.

Протоиерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь

Фото на заставке: pravlife.org

Просмотрено (139) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

26 ноября - Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, родился в Антиохии (современная Сирия) около 347 года, в семье военачальника. Иоанн Златоуст – вселенский учитель православной церкви, один из трех ее «великих святителей», озаривших мир светом истинного христианского учения... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »