Пастырские встречи. О смирении
Как сохранить мир в семье, а значит, и в душе, как не отвечать злом на зло, не раздражаться и не гневаться? Эти вопросы актуальны для большинства из нас. Евангелие призывает нас к любви, ведь Бог есть Любовь. О том, как стяжать дух мирен, на одной из Пастырских встреч рассуждал иеромонах Ириней (Пиковский).
– Что подразумевает смирение?
– Лекцию на эту тему можно читать в течение трех часов. Я оставлю этот вопрос без подробного объяснения, это слишком обширная тема. Скажу лишь кратко. Царь Давид о чем пишет? На кого Господь призрит? Только на кроткого, смиренного сердцем. А что мы узнаем из песни Пресвятой Богородицы из Евангелия от Луки? То, что Господь призрел на смирение рабы Своея (см.: Лк. 1: 48). Это то качество, которое желательно все-таки человеку приобрести. Но смирение – это не состояние человека, который все терпит, даже когда совершается зло вокруг, и он терпит злодеев, попуская им дальше злодействовать. Это чувство более глубокое, граничащее с кротостью, граничащее с мудростью. И эту добродетель мы приобретаем не за один день, мы ее взращиваем. Мы, как с любым цветком, сначала сеем семя, поливаем и заботимся о том, чтобы наше дерево смирения не погибло.
– Как избежать спора? Как себя остановить?
– Отец Антоний (Гулиашвили) – грузинский старец, который часто приезжал к нам в обитель, – любил о семейных отношениях говорить притчами и образами. В частности, для того чтобы обуздать язык, он одной даме посоветовал набрать в рот воды, причем буквально. При назревающем конфликте с мужем просто набрать в рот воды и так стоять до тех пор, пока он не выговорится, жестами показывая ему, что говорить не может. И тогда конфликты исчезнут. Мне кажется, это хорошее решение даже в трудовых коллективах – иногда просто помолчать, набрать в рот воды.
– Как обуздать мысли?
– Всю жизнь мы стараемся обуздать наши мысли. Невидимая брань постоянно идет, но мы должны очень четко ответить на вопрос о ее происхождении. Выделяют, как правило, три источника: наши собственные воспоминания, чувства, переживания. Наш мозг – как компьютер: его включили, и он постоянно работает, на ночь включается спящий режим, и то во сне некоторые тоже продолжают думать, а потом утром компьютер просыпается и снова начинает работать. Он не может остановиться. Это как сканер, мышка, клавиатура: пока включены устройства ввода информации, мозг постоянно эту информацию обрабатывает.
Итак, первое – это наш собственный интеллект, связанный с органами чувств. Чтобы отключить мысли, соответственно, надо отключить органы чувств, но без пяти органов чувств будет ли человек в это время функционировать как личность? Второй источник помыслов – это ангельские силы. Третий источник помыслов, вернее, прилогов к этим помыслам – это бесовские силы. Чаще всего мы не столько генерируем свои собственные мысли, сколько обрабатываем поступающую информацию: или из области природы – явлений увиденных, услышанных, – или из того доброго или злого, что нам подсказывают иные силы, бесплотные духи. Так вот самое главное в отношении помыслов – это то, как мы их фильтруем. Мы прекрасно понимаем, что компьютер может работать и сам, если все программы работают без сбоев. Если там нет вирусов, можно запустить какой-то скрипт, и он будет часами делать за меня работу, если выстроить правильный алгоритм. И то, что мы можем сделать, как программисты своего собственного компьютера, – это настроить правильный алгоритм обработки информации, чтобы эта информация нас не цепляла. А вот это серьезная работа, которая связана с трезвением, бдением, целомудрием, чистотой сердца, рассудительностью и иными добродетелями, о которых написаны тонны святоотеческих книг, потому что святые отцы – лучшие психологи человеческой души из поколения в поколение.
Самое главное в отношении помыслов – это то, как мы их фильтруем
– Как праведно жить по Евангелию? Для нас это же недостижимо. Как стараться жить по воле Божией?
– Жить по Евангелию – это просто, это гениально и просто. Просто не надо ничего делать лишнего, не надо ничего делать плохого. Нас Евангелие не учит чему-либо недостижимому. Евангелие отрезвляет человека, показывая ему, что он должен оставаться человеком. Как говорил митрополит Антоний Сурожский: «Ты говоришь, что ты хочешь стать христианином, но ты сначала человеком стань». Будь сначала человеком. Евангелие говорит нам не о сверхчеловеке, а о нормальном человеке, говорит о любви между супругами. Говоря о Евангелии, я имею в виду весь Новый Завет. Мы Евангелие понимаем еще через призму интерпретации апостолов. И книга Деяний, и Послания апостола Павла нам важны, они составляют продолжение Евангелия.
Так вот апостол Павел учит не раздражать детей, он даже говорит о том, что какая-то вдовица может вступить в повторный брак. Христос учит нас, чтобы мы имели мир друг с другом, любовь. Это что, какие-то сверхсложные задачи? Вообще, удивительно, что мы сейчас об этих вещах говорим. Когда мы говорим о любви, мы начинаем себя останавливать и спрашивать: «А разве это возможно?» Но с точки зрения христианской совести мы хотели бы тоже себя спросить: «А как можно без этого жить? Как может человек на земле жить, если он не любит никого, если он никому не сострадает, если он никого не обнимает? Как он может жить, не любя детей, не заботясь о старших, не отвечая за свои слова, постоянно завидуя своим соседям? Разве это жизнь?» В Евангелии от Иоанна христианин – это человек, который живет, человек, который дарит эту жизнь другим людям. И вот трагедия современного человека, что он не хочет жить. По сути дела, что такое игромания, наркомания, алкоголизм? Это укорачивание своей жизни. Это попытка уйти в какое-то забытье, в виртуальную реальность, отказаться от того, что есть рядом с ним сейчас. Леность разная, круглосуточные просмотры сериалов, новостей – это все уход от того, что перед глазами. Да, с трудностями, болью, конфликтами, но жизнь интересна именно тем, что мы, пользуясь этими инструментами, учимся и становимся лучше. Мы из бесформенной материи приобретаем какие-то формы, а потом Господь на этих амфорах рисует какой-то замечательный и неповторимый рисунок. Так что жить по Евангелию просто. Просто не надо делать греха. Вот и все. По сути дела, чтобы жить по Евангелию, надо просто не грешить, хотя бы не испортить то, что есть.
– А животные в рай попадают?
– Давайте мы разграничим три понятия: Эдемский сад, Небесное Царство и рай. Хотя кто-то скажет, что это об одном, но не совсем так. Господь насадил на Востоке Эдемский сад, были ли там животные? Были, раз среди них был змий. И Адаму Бог поручил давать имена животным – значит, в саду Эдемском животные были. А вот если говорить о Небесном Иерусалиме? Он представлен в описании Откровения Иоанна Богослова как город, в котором Христос является Солнцем. В нем есть врата, есть престол, есть Агнец на престоле, в нем есть старцы и другие какие-то загадочные небесные силы, которые представлены в виде животных. Являются ли те существа аналогом, копией земных животных или абсолютно идентичными им, мы сказать не можем. Мы узнаем из Откровения, что эти небесные силы разнообразны и наделены интеллектом, они прославляют Бога. И мы видим там существ, которые напоминают орла, существ, которые напоминают серафимов, существ, которые напоминают нам многоочитых херувимов и многокрылатых серафимов. Есть еще и иные ангельские силы. Их принципиально отличает от земных животных то, что земные животные состоят из плоти и крови: хотя у них нет души, но есть чувствительность. У тех же небесных сил есть душа, интеллектуальные способности, но нет тела. Поэтому увидим ли мы, какие будут эти живые существа, – для нас загадка. А то, что мир Небесный разнообразен и там пребывают не только души человеческие, – это факт. Но я бы не стал сейчас отвечать на примерно такой вопрос: «Попадет ли в рай моя собственная кошка?» Это загадка, не знаю. Хотя, помню, кто-то из современных отцов сказал с долей шутки одной бабушке: «Попадешь ли ты в рай, я не знаю, но твоя кошка, которая от тебя столько претерпела, – она точно в рай попадет».
Жить по Евангелию просто. Просто не надо делать греха
– Некоторые люди в храме, приходя на исповедь, кладут на Евангелие два пальца и потом произносят исповедь. Что это?
– Я не знаю, откуда традиция пришла, может быть, вычитали в интернете или кто-то подсказал. А теперь вопрос: «Как к этому относиться?» Между прочим, за границей до сих пор некоторые государи дают клятву, полагая руку на Священное Писание, – это достаточно старая традиция. В русской традиции слово, закрепляемое клятвой, сопровождалось целованием креста, то есть, когда человек произносил какие-то торжественные обещания, присягу, например, он после этого целовал крест. И мы видим, что крест и Евангелие идут рядом: рука на Евангелии и уста на кресте, целующие распятие Спасителя. Это означает, что в этот момент совершаются символические действия и человек, предстоя пред Богом, говорит что-то очень серьезно, он несет ответственность за свои слова, что он говорит искренне или, по крайней мере, должен говорить искренне пред Господом Богом. Лично я не вижу ничего зазорного, когда люди это делают. Другое дело, что если вдруг священник наблюдает, что данные действия сопровождаются какими-то суевериями, то он должен сделать соответствующую корректировку, объяснить, направить в нужное русло, чтобы это благочестие не осталось только внешней формой, а было наполнено внутренним содержанием. Такие формы благочестия, как четки на запястье, не только крестик на шее, но и образочек Божией Матери, ладанка, могут превратиться в фетишизм, когда форма потеряла содержание. Но они же могут стать и хорошим поводом для того, чтобы человек чаще памятовал о Боге. Я не вижу в этом ничего зазорного. Но если человек, который пришел на исповедь и руку положил на Евангелие, делает это как-то экспрессивно или что-то в этот момент происходит не так, священник этого человека должен скорректировать.
– Уточнение: батюшка сам требует положить два пальца на Евангелие.
– Значит, у батюшки в традиции этот символ имеет какое-то значение, и он наверняка объясняет это. Значит, его так воспитывали те учителя, которые за этим видели какой-то особый смысл.
Иеромонах Ириней (Пиковский)
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (64) раз