«Духом правым» и «душой смятенной»
Для православных верующих понятия души, духа и Святого Духа одни из важнейших. При этом грех является разделительной чертой между Духом Божиим и человеком. Ведь, по слову апостола Павла, наше тело является домом Духа Божия, а Он не может жить в теле, исполненном всякой страсти, греха и неправды. Вопросы, относящиеся к внематериальной сфере, всегда оставались в числе наиболее трудноразрешимых, в силу недостаточности соответствующего опыта. Различные аспекты этой темы мы затронули в беседе с протоиереем Владимиром Гофманом.
— Отец Владимир, о духовности, признавая ее важность, необходимость, говорят многие. А что это такое в православном понимании? Как отличить истинную духовность? Или «неправильной» духовности не бывает?
— Если кратко, то духовность в православном понимании — это сопричастность Богу, по словам преподобного Серафима Саровского, «стяжание Духа Святого». Чтобы стать духовным человеком, недостаточно быть крещеным — необходимо сознательное движение к Богу, искреннее желание быть с Ним. Христос сказал, что дерево познается по плодам: «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Мф 7:17). Так и христианин оценивается по плодам Духа: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал 5:22–23).
— Говорят еще и о дарах Святого Духа. В чем тогда их отличие от плодов?
— Дары ниспосылаются в таинстве Миропомазания (при крещении) каждому христианину. По сути, они характеризуют в людях действие Божественной благодати. Эти дары могут усиливаться или ослабевать, в зависимости от того, как человек живет, согласно или несогласно евангельским заповедям. Если дар усиливается, он и приносит плоды — христианские добродетели.
— Значит ли это, что человеческий дух — это частичка Святого Духа и сильный духом, духовно богатый человек обязательно должен быть христианином?
— В языке существуют определенные штампы. «Сильные духом» — один из них. В светском обиходе это означает мужественного человека. Но в духовной жизни другие критерии. Словосочетание «сильные духом» не встречается ни в Священном Писании, ни у святых отцов. О мужестве, твердости Библия говорит так: «будьте тверды и мужественны, не бойтесь, и не страшитесь их, ибо Господь Бог твой Сам пойдет с тобою [и] не отступит от тебя и не оставит тебя» (Вт 31:6), «будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» (Нав 1:9). К внутренней крепости, смелости, решительности призывал и апостол Павел, и многие святые отцы. Из истории христианства мы знаем, каким мужеством обладали первые мученики, шедшие на смерть за Христа. Но все же словосочетания «сильный духом», как синонима мужеству, в Библии мы не найдем.
— Так может ли быть сильным духом человек невоцерковленный или неверующий?
— Такой человек надеется на собственные силы, и в этом его слабость. Он, конечно, может быть мужественным, но это другое понятие, к которому допустимо применить синоним «сильный духом» в светском понимании этой метафоры. В православии есть понятие «нищий духом» — это сильный человек, сумевший признаться себе в том, что без Бога он — ничто, что силу, волю, мужество дает только Бог. Это нелегко сделать. В такой «нищете», то есть подлинном смирении, и заключается сила, которую заповедовал нам Христос: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5:3).
— Мы все время говорим о духе — а что же тогда душа?
— Это образ Божий в человеке: воля, чувства и разум — то, что дал Адаму Господь при творении. А вот устремленность души к Небу и есть дух. Поэтому мы и просим, повторяя за царем Давидом 50‑й псалом: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». «Дух прав», то есть дух, который устремлен к Богу, может ослабевать, и тогда нужна помощь от Господа. Святитель Афанасий Великий поясняет: «Это значит то же, как если бы сказать: приведи в безопасность ум мой, чтобы уже нелегко было ему впасть в грех».
— Как объяснить слова апостола Павла: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча: оно проникает до разделения души и духа» (Евр 4:12)? Как возможно это разделение, и для чего оно?
— Душа и дух не всегда согласны между собой. Дух влечет к Богу, а душа трепещет и поддается соблазнам. Слово Божие и приводит эти духовные механизмы в действие, выявляет противоречия.
Это место в Новом Завете действительно сложно для понимания. Вот как его объясняет блаженный Феофилакт Болгарский: Слово Божие, пишет он, «живо, чтобы ты, услышав слово, не почел его изречением пустым, он говорит: живо, то есть существенно и действенно, и на какую бы душу ни пало, — причиняет удары. Заметь его приспособление, как он вспомнил о мече и ударе, обычных и известных нам, — и это для того, чтобы из этого показать нам превосходство силы слова Божия. «Оно проникает до разделения души и духа», — говорит нечто страшное, или что слово Божие дух отделяет от души и оставляет ее лишенной происходящей от него святости, что Господь и назвал в Евангелии рассечением (Мф 24:51). Ибо, как царь с начальника, совершившего преступление, прежде снимает пояс и достоинство, и тогда уже наказывает, так и в этом случае человек лишается духовного достоинства, потом наказывается. Или что оно проникает и самые бестелесные существа. Некоторые поняли это слово, по моему мнению, несообразно с намерением самого апостола: что слово Божие, вошедши в душу, разделяет и расчленяет ее на части, делая ее способной к восприятию и содержанию тайны. Ибо, как стрела, рассекая тело, проникает таким образом в него, так и слово, если бы не разделило соединенные части души, то не могло бы войти в нее».
— Устроение души человеческой, его внутреннего мира, так или иначе, составляет некую тайну. Описать ее многие пытаются с помощью образных понятий. Например, святой Иоанн Дамаскин говорит: «Что глаз в теле, то ум в душе». Что это значит?
— Святой Иоанн Дамаскин говорит о душе человеческой следующее: «Душа — сущность свободная, одаренная способностью хотеть и действовать, изменяемая в воле, имеющая ум, не как что-либо отличное от нее, но как чистейшую часть самой себя. Ибо, что глаз в теле, то ум в душе». Думаю, последнее словосочетание объясняют в свою очередь слова святителя Андрея Критского, который определяет душу как «ум, зрящий Бога». Глаз в теле видит мир, а ум души созерцает Господа.
Протоиерей Владимир Гофман
Беседовала Елена Богомазова
Источник: Нижегородская митрополия
Фото на заставке: nne.ru
Просмотрено (92) раз