Как правильно и спасительно вести себя во время болезни?
Часто к священнику бросаются люди в каком-то надрыве и даже отчаянии с призывами: «Помогите, приключилась тяжкая болезнь. Сделайте что-нибудь, чтобы я исцелился».
Человек пытается установить некие торгово-экономические отношения как с Самим Богом, так и с Его служителем – священником. Мол, чего ты хочешь, Господи и батюшка: молитвы, денег, еще чего-то? Я дам, только исцелите меня.
И в этом отношении к священнослужителю также есть какой-то языческий оттенок. К священнику относятся почти как к шаману или колдуну. Типа «Вы что-то там почитайте, чтобы я стал здоровым». При этом, конечно, часто отчаяние, истерики, слезы. И это понятно. Потому что обращаются в тяжкой болезни. И это очень сложное испытание. Хотелось бы на основании заповедей Христовых и святоотеческой литературы разъяснить, как правильно нужно относиться к болезни и как правильно себя в ней вести. Разъяснить, так сказать, по пунктам.
1. Памятосмертие
Мы умрем. И умирание наше начинается со дня рождения. В первое мгновение рождения мы уже начинаем свой путь к смерти.
Память о смерти – это мерило и фундамент нашей жизни. Вспомним стих из ветхозаветной Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир. 7:39). Святитель Игнатий (Брянчанинов), обобщив опыт святых отцов, написал на эту тему целую книгу под названием «Слово о смерти». Он говорит, что памятосмертие необходимо в себе воспитывать, чтобы правильно устроять свою духовную жизнь. И ничто так не старается восхитить диавол у человека, как память о смерти.
Потому, конечно, мы должны помнить о смерти. И о встречи с Господом, которая последует за ней. И что мы Ему скажем на Суде, как мы будем оправдываться. И именно с этого осознания строить свою жизнь, воспитывая в себе добродетели и отсекая грехи.
2. Старение
Как уже говорилось выше, мы неизбежно стареем. И это тоже надо осознать и принять. А что такое старение? Это как раз постепенное разрушение нашего тела.
Часто человек не осознает этого. Вернее, осознает, потому что природа говорит ему об этом. Утром, глядя в зеркало, к примеру. Но он не хочет этого факта принять. Ему всё кажется, что кожа у него – как у восемнадцатилетнего юноши. Но это не так! И данный факт нужно принять! С одной стороны, это происходит потому, что душа человеческая действительно вечно молода. Она бессмертна и в каком-то смысле находится вне времени. С другой, мы, осознавая этот факт, должны осознавать и то, что наша «матчасть» – наше тело подлежит тлению, как и всё материальное в земном мире. Оно стареет, а значит, разрушается.
Об этом красиво и очень поэтично сказал когда-то преподобный Паисий Святогорец: смерть наступает тогда, когда наша хижина (наше тело) разрушится до состояния, в котором душа уже не захочет находиться в нем. И она вылетает из него.
Кстати, одними из последних слов этого святого, сказанными им перед самой смертью (а умирал авва Паисий тяжело – от онкозаболевания), были: «Мученичество, настоящее мученичество».
Вот и мы должны принять старение и свойственные ему болезни спокойно, как закон бытия, усвоенный природой человеческой после грехопадения святых праотцев Адама и Евы. Конечно, мы должны заботиться о теле и обращаться к медикам. Как сказано в Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими» (Сир. 38:4).
Но и не паникуй и не унывай в болезни или во время старения. Чему надлежит быть, то будет.
3. Болезнь как воля Божия
Не будем голословны. Поговорим языком святых отцов.
Святитель Тихон Задонский: «Скорби суть сокровенная милость Божия».
Преподобный Исаак Сирин: «Недуги посылаются Богом для здравия души».
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Одр болезни бывает часто местом богопознания и самопознания. Страдания тела бывают часто причиной духовных наслаждений, и одр болезни орошается слезами покаяния и слезами радости».
Святитель Феофан Затворник: «Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы, если бы они были здоровы».
Вот какие прекрасные руководства к жизни!
Бог никому не хочет погибели! Всем Он хочет спасения! Прими болезнь, прими скорбь. Потерпи её! Молись, конечно, об исцелении. Как сказано в вышеуказанной Книге Ветхого Завета: «Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце» (Сир. 38: 9, 10).
Но и потерпи. И в этом терпении потерпи именно Господа (см. Пс. 39:2). Прислушайся внутри сердца своего, что Бог хочет сказать тебе этой болезнью, к чему Он тебя ведет. И однозначно Всевышний ведет тебя к исправлению. Поэтому анализируй и исправляйся! Не унывай, как безбожник-атеист. И не веди себя как язычник, пытающийся торговаться с «богами» за материальные преференции. Но в первую очередь погрузись в молитву. Призови священника для Таинств Покаяния, Причащения, Елеосвящения. Закажи молебен о болящих, сорокоусты, другие поминовения. Щедро раздавай милостыню, сам молись.
И в первую очередь «Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце». И будешь помилован Богом!
Протоиерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь
Фото на заставке: pravlife.org
Просмотрено (148) раз