Кто же я в этой притче?
Перед тем как рассказать притчу о блудном сыне, Господь Иисус Христос долго общался с народом. Это были разные люди по своей нравственности: мытари и грешники, фарисеи и книжники. Считавшие себя праведными возмущались тем, что Спаситель, вопреки законным предписаниям, ест и разговаривает с грешными. На вопросы фарисеев Господь отвечал притчами: о девяноста девяти овцах и одной заблудшей, о девяти целых драхмах и одной потерянной. И в обеих радость об обретении утраченного превосходила всё. Так радость Небес, Ангелов Божиих бывает больше всего от покаяния одного грешника.
И в завершении целого ряда притч Спаситель повествует об отце, имеющем двух сыновей, младший из которых выпросил свою часть наследства и отправился в далекую страну жить как ему пожелается.
Как любая притча, эта имеет скрытый смысл, о котором нам следует поговорить.
Бог, несомненно, изображается здесь как отец. Мы все – дети Небесного Отца, поэтому и сыновья в притче – это все мы, люди, только разделенные нравственной чертой. Старший сын – конечно, представляет собой праведную часть человечества, не покидавшую отца и всегда ему верно служившую, а вот младший сын – грешников, ту самую заблудшую овцу и потерянную драхму из двух предыдущих притч.
И вот этот младший берет отеческое имение и начинает им пользоваться беззаконно, расточая на плотские утехи, пьянство и блуд. Что это означает на языке притчи? Это значит, что Бог попускает людям поступать по их злой, но свободной воле. Создатель никого не принуждает, если Его не хотят слушаться. Так воплощается зло в этом мире.
Бог попускает людям поступать по их злой, но свободной воле
Кто же граждане и правители той страны, далекой от Бога? Это бесы, под власть которых попал несчастный блудный сын Небесного Отца. Как погремушкой младенца, они заманивают в свои сети сомнительными удовольствиями. А когда силы души иссякают, растрачиваются, как отцовское наследство, демоны обрекают ее на голод и духовную смерть.
Так стал страдать душой в этой свинской жизни и наш герой. И в этом мраке безысходности блеснула в разуме его последняя светлая мысль о возвращении к отцу в качестве наемного рабочего, которые были в сытости и в добре. Этот образ наемников тоже примечателен. По толкованию святителя Григория Паламы, это те, которые за слезы покаяния и за смирение получают, как бы некую плату, спасение.
Фото: monastery.ru
С повинной головой отправился младший сын домой. А отец все время его отсутствия ждал, надеялся и верил, что его чадо не погибло до конца. Увидев издалека возвращающегося сына, он побежал ему навстречу, обнял и расцеловал его. «Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк. 15: 21).
Но отец приказал слугам дать сыну лучшую одежду и обувь, и надеть ему перстень на руку, и заколоть упитанного тельца, и устроить пир. «»Перстень» и «обувь» – знаки свободного человека (рабы ходили босыми). Это означало, что вернувшийся сын снова становится членом отцовского дома». Это значит, что за покаяние, только за решимость отвратиться от греховной жизни Бог принимает нас как возлюбленных детей Своих и не только восстанавливает в прежнем достоинстве, но и дает нечто большее.
За покаяние Бог принимает нас как возлюбленных детей Своих
Под видом закланного упитанного тельца в притче изображается Сам Иисус Христос, Сын Божий, претерпевший смерть и приносящий Себя в пищу причащающимся. Как говорит блаженный Феофилакт Болгарский: «Телец Сей не испытал ярма закона греховного, но есть Телец «откормленный», поскольку определен на сие Таинство прежде создания мира (1 Пет. 1: 20)»
Старший же сын, возвращаясь с работы в поле, услышал звуки радостного пира в доме отца и спросил у слуг о причине этого ликования. Когда узнал он о возвращении младшего брата и о том, что праздник в его честь, оскорбился и поставил в укор отцу то, что он, будучи верен и предан, не был удостоен даже меньшей чести. На что отец старшему сыну ответил: «Сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15: 31–32).
Эти слова обращены к слушавшим притчу фарисеям и книжникам, считавшим себя праведными, исполняющими закон, знающими Священное Писание и соблюдающими все обряды. Единственное, чего им не доставало, – это любви, а с ней и радости об обращении грешника, какая бывает даже на Небе у Ангелов Божиих.
Фото: monastery.ru
И если два брата в этой притче представляют собой всё человечество, то следует нам задать себе непростой вопрос: кто же я в этой притче? Оставим этот вопрос без ответа, но задумаемся, достойно ли мы используем наследство нашего Небесного Отца: нашу жизнь, разум, здоровье, таланты, мирное время? Или мы, как блудный сын, растрачиваем нашу душу на мелкие страсти, сомнительные удовольствия, лень, самолюбие? А может, кичимся своей мнимой праведностью, как старший сын, воспитывая в себе гордость и превозношение?
Но хочется верить, что и добрые черты обоих братьев мы можем разглядеть в себе. Это – и праведность, и преданность отцу, и трудолюбие старшего брата. Это – и твердая вера в милосердие отца, и надежда, озарившая жизнь в самый темный час, и решимость покаяться младшего брата.
Пусть каждый решит для себя, кто из сыновей ему ближе. Но, думается, что оба брата живут в нас. И если это так, то надеемся, что Отец наш Небесный сохранит нас, как старшего сына, от горьких падений и примет нас в покаянии, если придется упасть, как блудного сына Своего в отеческие объятия с любовью и радостью. Аминь.
Иеромонах Зосима (Мельник)
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (87) раз