«Личной встречи с Богом мы можем ожидать многие годы»
Праздник Сретения Господня является одним из двенадцати самых значимых в жизни Православной Церкви. Но о чем он? Мы просто вспоминаем событие встречи Христа Симеоном Богоприимцем? И почему этот ветхозаветный старец так важен в контексте библейской истории? О глубоких смыслах праздника Сретения разговариваем с протоиереем Георгием Завершинским.
– Отче, каждый год мы празднуем Сретение Господне. Современные авторы-теологи положили много сил, чтобы показать важность и символизм праздника, объяснить его значение новоначальным, сомневающимся и внешним. Тем не менее осторожно предположу, что смысл и значение Сретения не всегда так понятны и очевидны, как, скажем, Рождества Христова, Пасхи, Троицы. Как можно проще объяснить значение и смысл праздника Сретения Господня для православного христианина и для человека вообще?
– «Встреча Нового и Ветхого Завета» – так иногда толкуют смысл Сретения. Иногда говорят, что не очень понятны смысл и величие Сретения, а этот праздник относится к двунадесятым праздникам церковного года. В Рождество мы празднуем явление в мир Богомладенца, это мы понимаем, а Сретение? Это встреча Того, Кто в Самом Себе открывает Божественное и Человеческое, и принятие как драгоценности явленного живущему в мире человеку Бога – наверное, это можно поставить во главу угла. На английском языке этот праздник так и называется – Meeting of the Lord. Сретение – по-церковнославянски «встреча», а Meeting of the Lord – «встреча Бога».
Почему это столь значимый праздник? В действительности в жизни церковной, общественной и личной происходит много такого, что мы принимаем по традиции, исполняем, потому что понимаем, что так нужно, так делали до нас и так будут делать после нас. Но, на мой взгляд (может, не каждый со мной согласится), праздник Сретения – это празднование осмысления той традиции, которую мы получили от предков, от нашей Церкви. Какой традиции? Богооткровения, Богоявления, Богопознания, если хотите, осмысленное восприятие этого.
Смотрите: Симеон Богоприимец прожил 360 лет, согласно Преданию. Он человек опытный, мудрый, и вряд ли кто-то мог ему сказать что-то новое, чего Симеон не знал, не слышал или не мог себе представить. Единственное, чего он не мог представить, и этого не ожидал, – чтобы принять на руки свои Богомладенца, Христа, Мессию, Помазанника, Бога и Человека. И вот к этому осознанию он шел целую жизнь. Пусть для нас размышления о празднике Сретения Господня будет именно с этим связаны. Кто-то из нас долгие годы, может быть, десятилетия жизни идет к тому, чтобы в конце концов ощутить эту встречу как личную. Личную, непосредственную, субъективную встречу. Мы встречаем не предмет, который можно изучать, о котором можно говорить, проповедовать, спорить. Мы лично соприкасаемся с Тем, Кто пришел в этот мир, чтобы вывести нас из тьмы греха, из пучины моря житейского, остановить падение и возвести на высочайшую возможную для человека ступень. Вот этой встречи мы можем ожидать многие годы. И немногие, как я думаю, могут сказать про себя: у меня такая встреча уже была. Если была – удалась жизнь! Предание говорит, что Симеон Богоприимец ушел умирать. Цель жизни достигнута. Конечно, случается такое, что люди могут сказать, что такая встреча была и они знают, Кого они встретили в своей жизни. После этого наступает пора осторожного и внимательного самооткровения или свидетельства о том, что произошло на стыке с миром иным, с миром Божиего присутствия, Божиего Царства, Божиего прощения и спасения.
– Меня всегда в описании событий Сретения занимала таинственная фигура Симеона Богоприимца. Правда ли, что ему на момент встречи с Богомладенцем было 360 лет? Он действительно получил откровение от ангела, что не увидит смерти, пока не убедится, что его попытка редактуры пророческого текста хотя по смыслу человеческой логики была верна, но по логике Божественной ошибочна? Интересно было бы узнать о Симеоне и обстоятельствах его жизни как можно больше фактов, возможно, находящихся за пределами общеизвестной информации.
– Все, что так или иначе связано с Богооткровением, с рождением Иисуса Христа, само утверждение, что Христос Истинный Бог и Истинный Человек, – вызов всему тому, к чему привыкло человечество за тысячелетия своего существования. Переступить через это человеку практически невозможно. Одним из примеров для нас является то, что связано с Симеоном Богоприимцем. Он, согласно Протоевангелию Иакова, был тем самым священником, который служил вместо убитого между алтарем и жертвенником Захарии. Апокрифы говорят нам, что Симеон был одним из семидесяти двух переводчиков, которых нанял Птолемей для перевода Ветхого Завета на древнегреческий язык. Это было в III веке до нашей эры, и Симеон, чтобы дожить до встречи с Младенцем Христом в Иерусалимском храме, должен был быть возрастом порядка 360 лет.
Фото: monastery.ru
Возможно или невозможно такое, обсуждать не будем, так говорит Предание. Оно также говорит, что при переводе седьмой главы книги пророка Исаии Симеон встретился с текстом: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7: 14) и предположил, что это ошибка и слово «Дева» нужно исправить на «Жена», то есть женщина. Девственница не может иметь во чреве. Но ангел Господень остановил руку Симеона, когда он пытался исправить текст.
Это отчасти похоже на то, что евангелисты говорят о встрече Христа Иоанном: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3: 14). Когда Петр пытается препятствовать Иисусу, идущему на страдания в Иерусалим, то получает ответ: «Отойди от Меня, сатана» (Мф. 4: 10). А Иоанн слышит: «Оставь теперь, ибо так нам надлежит исполнить всякую правду» (Мф. 3: 15).
Итак, Симеон был остановлен ангелом, когда пытался исправить слово «Дева» на «Жена». Вот, наверное, один из тех случаев, когда невозможное становится возможным. Можно ли рассуждать о возрасте человека, в жизни которого проявилось действие ангела, то есть Божие действие! Ангел был послан Богом для того, чтобы сохранить текст таким, каков он есть. Невозможное стало возможным: Дева родила, Бог стал Человеком. Бог, ставший Человеком, принял крещение от рук человеческих для того, чтобы исполнить волю Отца и совершить задуманное Им для спасения человека. На этом пути движение Бога невозможно остановить, как невозможно остановить ветер, восходящее солнце или надвигающиеся тучи…
– Продолжим о Симеоне. Всем нам известны слова святого, сказанные Богоматери и воплотившиеся впоследствии в иконографическом сюжете: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2: 34–35). О каких падениях и восстаниях идет речь? О каком оружии говорит Симеон? И о каких помышлениях сердец?
– Попытка исправить текст осталась тщетной, но что касается Симеона, главное в его жизни исполнилось. Ему было заповедано, что он встретит и примет на руки Того, Кого родит Дева. И тогда в его жизни исполнится все, чего он мог желать. С момента явления ангела Симеон ожидал явления Мессии и дождался, когда на сороковой день Младенца Иисуса принесли в храм для посвящения Богу. Симеон принял Его со словами: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром» (Лк. 2: 29).
После этого известны слова, с которыми Симеон обратился к Богородице: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2: 34–35). Это пророчество стало основой для иконографии Богородицы «Умягчение злых сердец». А встреча Симеона с Младенцем, Богом и Человеком Христом, стала тем самым событием, которого дождался старец. Было ему 360 лет, больше или меньше, – мне кажется, это не стоит обсуждать, потому что это из категории невозможного, ставшего возможным. Нет смысла опровергать или доказывать это, потому что Бог стал Человеком и тем самым невозможное стало возможным.
Итак, что означают слова «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле»? Мы понимаем, что уже земная жизнь Христа и последующие события: создание Церкви, гонения на Церковь, начавшиеся в Иерусалиме, показывают, что Израиль, который по своему предназначению ожидал и должен был встретить Мессию, не принял Христа. Часть приняла, а большинство – нет. Более того, от совершившего множество чудес, исцелений и воскрешений отреклись со словами «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27: 25) и послали на смерть.
Образ Богородицы «Умягчение злых сердец» Фото: monastery.ru
И смотрим фразу дальше: «на падение и на восстание многих» (Лк. 2: 34). Многие «восстали», уверовав во Христа, открыв себя тому Новому Завету, который Бог заключил во Христе уже не только с народом Израилевым, но со всем человечеством. Потому Завет и Новый, что открыт для всех. Нет никакого препятствия, нет необходимости совершать обрезание – как мы знаем, об этом были споры, необходимо ли перед тем, как крестить во Христа, обрезать по закону Моисея. И первый же Апостольский собор решил этого не делать. Мы знаем о явлении Петру «нечистых» животных, о которых было сказано «заколи и ешь» (Деян. 10: 13). Что Бог освятил, того человек да не почитает нечистым. Нет необходимости совершать обрезание, и необходимо поэтапное восхождение ко Крещению. Если человек имеет веру во Христа, он может креститься немедленно, как сделал апостол Филипп с эфиоплянином. «В предмет пререканий». Пререкания происходят доныне. Мы прекрасно знаем, что образ и имя Христово вызывают и сегодня во многих (может быть, даже в большинстве) недоумение, непонимание, отвержение, отрицание или откровенную вражду.
«Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2: 35). Какое «оружие»? Что значит «пройдет душу»? Оружие, конечно, это как стрелы лукавого, которые исходят от врага рода человеческого, чтобы уязвить сердце человека и отвратить от веры в Бога и посланного Им Христа. В общем-то, это оружие коснулось и Богородицы. Была ситуация, когда Божия Матерь и Иосиф Обручник искали Христа два дня (когда Он остался в храме и учил), вернулись в храм и с упреком обратились к Нему, мол, где Ты был, мы искали Тебя. И получили ответ: «Разве вы не знали, что Мне должно быть в доме Отца Моего?» (Лк. 2: 49). Может быть, были и другие ситуации, о которых мы не знаем. «Оружие» в данном случае – это оружие сомнения, вот о чем речь, безусловно. Оно может «пройти» душу любого человека, если речь идет даже о Матери Божией.
«Да откроются помышления многих сердец». В сердце человеческом немало того, от чего ему следует отказаться, чтобы войти в новое бытие, в Новый Завет, в новые отношения с Богом и встретить младенца, чтобы принять его на руки, подобно Симеону, чтобы этот младенец вырос во мне, вместе со мной в человека зрелого, «мужа совершенного», который бы исповедовал Христа и был способен донести проповедь о Царстве Небесном до других людей, с которыми нас сводит жизнь.
Протоиерей Георгий Завершинский
Беседовал Владимир Басенков
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (56) раз