10 заповедей Божиих. Толкование. Шестая заповедь
«Не убий»
Убийство, как самовольное отнятие жизни у другого человека – один из самых тяжких грехов против Закона Божия. Убийство – это некий бунт против Бога, который один только является Творцом и подателем человеческой жизни, а, следовательно, человек не вправе отнимать то, что ему не принадлежит. И если данные слова относятся к убийству, то тем более они звучат и в адрес самоубийц. Мы не имеем права прекращать свою жизнь, когда нам это вздумается. Самоубийство – это величайший грех, грех хулы на Духа Святаго, потому что самоубийца своим поступком показывает абсолютное отсутствие веры и надежды на Бога. Совершая самоубийство, человек уже никогда не сможет искупить свой грех, раскаяться в нем, так как за гробом покаяния просто нет.
Кроме того, многие люди, теми или иными вредными привычками и пороками, сами постепенно сокращают свою жизнь, нанося вред собственному здоровью, что тоже является нарушением шестой заповеди.
Святитель Григорий Нисский замечает, что любое убийство, даже невольное, оскверняет человека. Любой вред, нанесенный ближнему – это уже нарушение Закона Божия. Говоря о грехе убийства, Господь наш Иисус Христос повелел нам искоренять в своем сердце любое проявление чувства злобы и мести, которые, по сути, и толкают человека на этот грех. Согласно Евангельскому учению, «Всякий, ненавидящий ближнего своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3:15). Поэтому грешит против шестой заповеди всякий, кто питает к другим чувства ненависти и злобы, желает ближним смерти, поносит их, заводит ссоры и драки, или каким-нибудь другим путем проявляет свою вражду к ближнему.
В качестве противодействия чувствам злобы и мести, Господь учил Своих последователей любить всех людей, в том числе и своих врагов: «Говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5:44).
Однако стоит отметить, что кроме физического убийства существует еще и убийство духовное, которое по своим последствиям не менее, а иногда даже и более опасно, чем убийство тела. Мы, возможно даже сами того не замечая, очень часто совершаем духовное убийство, когда соблазняем кого-то на грех, своим поведением провоцируя в человеке проявление злости.
Преподобный Никодим Святогорец говорит следующее: против шестой заповеди согрешают как те, кто совершает телесное убийство рукой, либо посредством другого предмета, так и те, кто убивает словом или побуждением. Посему к убийцам можно отнести и тех, кто совершает духовное убийство: еретиков, лжеучителей и всех тех христиан, которые соблазняют других плохим примером своей жизни.
Но, в то же время, святитель Филарет Московский уточняет, что не всякое отнятие жизни есть законопреступное убийство. К убийству, например, согласно мнению святителя, не относится так называемое, «отнятие жизни по должности», то есть смертная казнь для особых преступников, а также убийство, совершенное на войне за Отечество.
Ни Спаситель, ни Его апостолы не диктовали гражданским властям, как те должны решать свои государственные и общественные проблемы. Христианская вера ставит себе целью преобразить сердце человека. Но пока зло живет внутри людей, войны и преступления – неизбежны. Если же люди станут лучше, то и войны и преступления прекратятся.
Несомненно, война есть зло. Но войну оборонительную следует признать, как меньшее зло, в сравнении с допущением неприятеля на территорию своей страны и всех последствий агрессии.
Заповедь «Не убий» звучит как призыв к идеалу, но вместе с тем мы видим, как далеко отстоит от этого идеала наша реальная жизнь… Именно поэтому человечество всегда сталкивается с непростой нравственной дилеммой. Убийство есть зло. Это очевидно. Но порой оно становится вынужденной мерой, необходимостью, единственной возможностью остановить большее зло.
Митрополит Антоний (Паканич)
Источник: Православная Жизнь
Фото на заставке: pravlife.org
Просмотрено (76) раз