Свет покаяния
Божественный дар покаяния – это дар, который есть у Бога для нас, когда Он прощает нам наши ошибки и недостатки и наши предательства Его любви.
Святитель Григорий Палама постоянно повторял молитву: «Господи, просвети тьму мою», – взыскуя милости Божией и освящения.
Человек не может увидеть своих грехов, если Господь не просветит его сердце. Условием покаяния является осознание греха не интеллектуально, а экзистенциально – как болезни, при которой человек повреждается изнутри. Такое осознание дает человеку внутреннюю способность по собственной воле сотрудничать с Божественной благодатью, сожалеть о грехе и желать освобождения от него, исцеления и изменения жизни.
Человек не может увидеть своих грехов, если Господь не просветит его сердце
Грех омрачает разум, «ибо упражнение в нечестии помрачает доброе» (Прем. 4: 12).
Некоторые могут лгать самим себе, оправдывая свои намерения, мысли и действия, прикрывая их маской послушания слову Божьему, хотя все это является результатом исключительно человеческой воли и гордыни. Поэтому они разрушают себя вместо того, чтобы созидать, и разрушают свою жизнь вместо того, чтобы исправить ее.
Когда наступает время поста и воздержания, человек особенно старается контролировать пожелания своей души, воздерживаясь от утучняющей, тяжелой пищи, претерпевая голод и жажду. Это необходимо для тренировки воли, чтобы укротить плотскую природу через послушание Богу путем следования рекомендациям Святой Церкви.
Фото: monastery.ru
Это помогает освободить человеческую природу от власти себялюбия, чтобы Бог мог встать в центр нашего существа через Свое слово, которое должно обитать в нас и претворяться в наши намерения, мысли, слова и дела.
Страсти, глубоко укоренившиеся в человеке, омрачают все его существо – его плоть и дух. Плоть становится вялой в борьбе за исполнение воли Божией, но откликается с энтузиазмом на свои похоти, а дух бежит от слушания Божественного слова (хотя бы и упражнялся в молитве). Если молитва поверхностна, она проходит через ум и не спускается в сердце и таким образом остается на этом уровне поверхностности.
«Аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет. Аще убо свет, иже в тебе, тма есть, то тма кольми?» (Мф. 6: 23) Как же такое может быть? Если человек возвращается к свету образа Божия, который есть в нем по природе, но приписывает все себе, обожествляя себя, обходясь без Бога, источника света.
Свет человеческой природы есть образ, который остается нереализованным, если только не реализуется через Божественную благодать, нисходящую на нас во Христе и через Христа.
Фото: monastery.ru
Человек имеет в себе сияние, которое не угаснет, пока оно соединяется с нетварным светом, который Господь дает каждому, кто кается и ищет Его милости всем своим сердцем, и всею душею, и всем разумением.
Божественный дар покаяния – это дар, который есть у Бога для нас, когда Он прощает нам наши ошибки и недостатки и наши предательства Его любви.
Он взял на себя грехи человечества, но нам остается покаяться перед Ним с верой, открывающейся в послушании Его воле, чтобы наше сердце могло действительно очиститься по-настоящему. И тогда сердце сможет просветиться нетварным светом.
Таким образом человек и соединяется с Богом, и тогда «да будет Бог всяческая во всех» (1 Кор. 15: 28), присутствующий и проявляющийся через Свою славу в жизни человека…
Митрополит Антоний (Эль-Сури)
Перевела с английского Александра Калиновская
Блог арабского православия
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (79) раз