Выбрать страницу

Великий пост: дело не в молоке и котлетах

Великий пост: дело не в молоке и котлетах

Соблюдение православных постов — это большой духовный труд ради того, чтобы очистить душу и утеснить тело, эти свои небольшие подвиги посвятить Богу. Великий пост — это особое время духовного сеяния, время самоиспытания, время для того, чтобы подвести итог всему году, услышать свою совесть. Это для нас действительно уникальная возможность продвинуться, если захотим, по пути спасения на несколько шагов вперед. Можно сказать, что Великий пост — это фундамент, это благословение на весь год.

Когда мы строим какое-то здание, например, дачу, всегда выверяем фундамент, чтоб не пошло все строение вкривь и вкось, потому что потом переделывать уже будет очень сложно. Святые отцы называют Великий пост десятиной для Бога от всего года. Самое главное — не придавать много значения телесному посту, потому что гораздо важнее то, что будет происходить внутри нашего сердца. Пост больше всего нужен нашей душе, потому что у нее, как говорит преподобный Иоанн Кассиан, есть своя «вредная пища»: гордыня, гнев, ложь, тщеславие, злословие и другие страсти, которые опустошают человека. От этих страстей и нечистых мыслей надо, прежде всего, воздерживаться во время поста.

Благоприятнейшим временем Великого поста необходимо воспользоваться для того, чтобы немножко продвинуться в духовной жизни. А продвижение это возможно тогда, когда человек пребывает в молитве, потому что именно она помогает стяжать правильное устроение ума и правильное сердечное расположение. Молитва — величайшее дело, когда мы хоть несколько минут, но от души, от сердца посвящаем Богу. И, конечно же, неделю надо завершить богослужением — Всенощным бдением, Божественной литургией. Это будет духовное питание для нашей бессмертной души, для ума и даже для тела, потому что не молоко, мясо и масло укрепляют тело и душу человека, а благодать Божия. А если мы лишены благодати Божией, то какими бы мы продуктами не питались и чего бы мы не делали — нет у нас ни сил, ни радости, ни благословения, ни довольства своей собственной жизнью.

Однажды ко мне пришла женщина и рассказала, что она много лет страдала болезнью желудка, и когда наступал Великий пост, она просила благословение на облегчение поста. Святая Церковь для таких людей делает послабление, чтобы не повредить и без того больному организму. Все надо делать с благословения, умеренно и по силам. Прошло много лет. Женщина по-прежнему соблюдала Великий пост не по всей строгости, а со снисхождением к своему нездоровью. Но как-то раз подумала: «Какой же толк в том, что я пост нарушаю из-за своего здоровья, а его все равно не прибавляется. Дай-ка я попробую Великий пост соблюдать как все люди православные». Взяла благословение у священника и следующий Великий пост провела благочестиво, не нарушая его. Пришла Пасха, закончилась Светлая седмица, больная прошла обследование, и оно показало, что язва затянулась. Почему? Потому что здоровье — не от котлет, не от молока, не от лет, а здоровье от Бога! И нам тоже надо верить в то, что Господь всем поможет, сохранит нас в добром здравии и дарует Свою помощь.

Для каждого из нас пост — это его личный, особенный путь к Богу. У каждого — своя борьба и свои искушения, свои падения и свои маленькие победы. В Великий пост мы должны пройти мимо всего этого земного шума, мимо той пошлости, которая царит в мире. Если среди нас есть люди, которые не смогли расстаться с величайшим злом, сковывающим их железными узами, то для них самая главная цель поста будет заключаться в том, чтобы побороть главную их страсть. Необходимо расстаться на Великий пост с телевизором — сшить чехол и надеть на него. Если семья наполовину неверующая и телевизор все равно будет работать, то сами мы должны всячески от него отстраняться и сказать себе: «В Великий пост я к нему не подхожу». И это будет внутренним ростом, личным подвигом, и это будет великим деланием очищения ума от многочисленных потоков абсолютно ненужных впечатлений и информации, не просто ненужных, а душевредных.

Другому человеку, который уже отстал от пристрастия к телевизору, постом надо обратить внимание не столько на воздержание в пище, сколько на усиление молитвенной жизни. То есть чаще посещать храм Божий, больше читать Священное Писание и к своему маленькому домашнему правилу, которое состояло из утренних и вечерних молитв и ежедневного чтения Евангелия (я надеюсь, это правило у всех, потому что это — минимум для христианина), то Великим постом каждый должен приложить именно молитвенный труд. Епископ Игнатий (Брянчанинов) сравнил пост со вспахиванием земли: если человек распахал землю или вскопал огород на даче и ничем не засеял, то это будет пустая работа. Так и с постом — если ограничиться только внешними трудами, одним телесным воздержанием или переменой пищи, в этом толку мало. У человека лишь возникнет мнение о себе, что он совершает нечто великое, и через это впадает в гордость, в осуждение других, в самомнение, в превозношение, и бывает для него последнее горше первого. Каждый должен во время поста задуматься — что доброго он посеял в своей душе за это время?

Тем христианам, которые будут ревновать о духовной жизни, в течение Великого поста можно прибавить к ежедневному молитвенному правилу чтение канона и акафиста. Например, в первый день недели — канон Спасителю, во второй — канон Божией Матери, далее канон Ангелу Хранителю, акафист Иисусу Христу, акафист Богородице, акафист Святителю Николаю и закончить неделю опять покаянным каноном Спасителю. Кто-то может заменить каноны чтением одной кафизмы из Псалтири. Всякий может найти молитвословия по расположению его души и сердца. Но понуждать себя к этому нужно, тогда и будет у нас рост духовный, тогда пост будет не только внешним, но еще и внутренним.

Мы не знаем многих духовных вещей, которые в это время будут совершаться в нашей душе, но польза для нее, безусловно, будет. Благодаря посту, молитве, борьбе со своими страстями и недостатками будет происходить самое главное — приобретение сердечных навыков и добродетелей, то есть долготерпения, молчаливости, скромности, сострадания, милосердия, благопопечительности. Больше всего надо радеть о приобретении сердечности, потому что многие люди, вставшие на путь духовной жизни, очень часто путают бесстрастие и безразличие.

Нам кажется, что мы бесстрастные, нас ничто не волнует, заботимся мы только о своем внутреннем мире, о молитвенном правиле, совершенно забывая о тех людях, которые нас окружают. Мы молимся о приобретении сердечности, а когда на самом деле возникает житейская ситуация, в которой эту сердечность надо проявить, то человек отнекивается, прикрываясь тем, что это, мол, низкие вещи, недостойные внимания духовного человека, и прочее, и прочее. Всегда надо помнить, что вера без дел мертва. А потому к делам сердечности, милосердия, сострадания, взаимной помощи надо всегда и всецело стремиться и об этом радеть, чтобы у нас не получилось так, что мы братья и сестры только на словах.

Надо учиться этому на самом деле. Пост — это время, когда мы должны заглянуть в свою совесть и подумать искренно и чистосердечно о том, оказали мы кому-нибудь помощь, поделились ли с кем-нибудь своим вниманием, любовью и заботой. Или мы думали только о себе и не замечали, что рядом находятся люди, нуждающиеся в нашей поддержке?

Все мы живем и трудимся посреди мира, и часто жизненные обстоятельства испытывают наши немощные силы, подвигают к тому, что мы должны чем-то поступиться. Дни рождения, всякие праздники по поводу и без повода — вот именно здесь человек и должен стоять на своем, взирая на Крест Спасителя и помня, что претерпевый же до конца, той спасен будет (Мк.13:13).

Господь говорит: неверный в малом неверен и во многом (Лк.16:10). Мы пост не можем потерпеть несколько недель, при том, что у нас есть все для питания и подкрепления сил, а ведь когда будут ставить печати, то выбор будет совсем другой: или голод, или еда. Так вот, если многие сейчас не могут потерпеть малого, кто тогда решится на голод, на верную смерть? Напомню слова учителя покаяния преподобного Ефрема Сирина, который сказал, что люди, принявшие печать, будут есть в семь раз больше и не наедаться, а верные маленький кусочек хлеба перекрестят — и это будет поддерживать их силы. Никто не знает, когда наступят эти страшные времена, но надо об этом задумываться, потому что основа этого испытания закладывается и готовится сейчас. Кто привык к посту и молитве, тот будет с Богом, а участь того, кто сейчас хромает на оба колена, будет под большим вопросом.

Бывает, люди жалуются, что во время поста на них находит уныние, появляется даже некоторое помрачение ума. Тут могут быть многие причины, и одна из них — неумеренный пост. У преподобного Исаака Сирина есть такие слова: «Когда тело немощно и будешь принуждать его к делам, превышающим силы его, тогда душе твоей прилагаешь омрачение к омрачению и вносишь в нее большее смущение». То есть когда человек без меры понуждает свое немощное тело, то душе причиняет вред. Нужно знать свою меру и разумно оценивать свои силы.

В древнем Патерике описывается такой случай. Один послушник увидел, что ученики аввы Пимена ведут шутливый разговор и смеются. Это было не принято у древних монахов и смутило послушника, чем он и поделился с аввой Пименом. В ответ старец сказал ему: «Возьми лук и натяни тетиву». Он натянул. «Еще сильней натяни», — говорит авва. Послушник натянул тетиву еще сильней. А старец настаивает: «И еще натяни». Тут ученик говорит: «Я не могу больше натягивать, иначе лук сломается». Тогда авва Пимен объясняет: «Так и тому, кто подвизается и трудится, должно быть, некое послабление, чтобы он не сломался и, как говорит пословица, чтобы не перегнуть палку. Мы не телоубийцы, а страстоубийцы».

Многие прихожане говорят, что не могли дождаться, когда наступит пост. Почему? А потому, что это граница, барьер, это — начало новой жизни. До поста была какая-то рассеянность, расслабленность, суета, вот и ждешь пост, чтобы прийти в себя, собраться и по-новому строить свою жизнь. Человек чувствует, что за этой упорядоченностью, за принципиальным выбором между духом и телом стоит нечто большее — духовная реальность, которая не бывает без плода, без внимания, без благодати, без награды. И этот труд, эту молитву, это усердие, конечно же, человек не оставит.

Во время Великого поста на всех богослужениях, да и надеюсь, в ежедневном правиле каждого христианина, обязательно читается удивительная молитва преподобного Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, И не осуждати брата моего, Яко благословен еси во веки веков. Аминь.

То, что мы посеем и что заработаем в дни Великого поста, то мы пожнем в течение всего года. Мы делаем закладку своего духовного «овощехранилища», когда надо и сеять, и окучивать, и поливать свою собственную душу, чтобы она в конце поста принесла плод. Конечно же, этот плод будет реальным и ощутимым: доброта, сердечность, простота, внимательность в молитве, забота о духовной жизни — о чтении Евангелия, о памятовании Бога. Даже у светских людей есть такое понятие, такое выражение: «Все мы под Богом ходим». Если действительно всегда помнить о том, что Бог нас видит и слышит, и мы ходим под Ним, тогда совсем по-другому мы станем относиться к своим мыслям, словам и делам. Они будут оцениваться нами в свете Божией правды: правильно я говорю или нет? Правильно ли я поступаю или нет? Правильно я думаю или нет? И самое главное — думать!

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Источник: Николо-Сольбинский женский монастырь

Фото на заставке: solba.ru

Просмотрено (615) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

27 ноября - Апостола Филиппа

Апостол Филипп - один из 12-ти апостолов. Был третьим из апостолов, призванным Иисусом Христом (по Евангелию от Иоанна). За проповедническую деятельность апостол Филипп был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии... далее

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

Святитель Григорий Палама — архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма, часто именуется отцом (особенно в греческих церквах) и учителем Церкви... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »