Есть ли ограничения для чтения духовной литературы?
Существуют ли какие-то ограничения в чтении книг о жизни старцев, пустынножителей и святых монахов?
Отвечает иеромонах Михаил (Чепель):
– Вопрос очень хороший. Дело в том, что читая древние Патерики, люди иногда получают некое романтическое представление о монашестве. За текстами они не видят тех трудностей, испытаний, искушений, которые сопровождают монаха на его пути. Некоторые, начитавшись таких книг и научившись подражать каким-то деталям жизни пустынников, зачастую далеко не самым значимым, впадают в серьезную прелесть, начинают очень много о себе думать. Люди не понимают, что монахи-пустынники были ведомы опытными старцами. И для монаха, в том числе пустынника, как и для любого другого христианина, главное – это причащение Святых Тайн.
Монахи-пустынники приходили в свой монастырь, чтобы исповедаться и причаститься, либо их посещал священник. Преподобная Мария Египетская, достигшая такой святости, что по воде ходила как по суше, поднималась над землей во время молитвы, просила встретившегося ей в пустыне старца Зосиму, чтобы он пришел ее причастить. В скитах, где живет несколько монахов, как правило, есть своя домовая церковь, например, в скиту святой Анны на Афоне. Там я видел совсем молодых людей, которые уже вступили на путь монашеской жизни. У человека, желающего стать монахом, должен быть духовный руководитель.
В книгах не так много говорится о трудностях и опасностях жизни в пустыне и в монастыре. Например, преподобный Силуан Афонский, оставивший замечательные духовные поучения, обработанные архимандритом Софронием (Сахаровым), так вот он пятнадцать лет боролся с внутренними страстями, внутренними искушениями. Поэтому к чтению духовной литературы нужно быть готовым.
Например, не всем мирянам надо читать святителя Игнатия (Брянчанинова); правильное понимание написанного им требует наличия определенной подготовки. Мирянам я бы посоветовал читать о тех святых и праведных священнослужителях и мирянах, которые жили в миру, спасались в условиях, близких к тем, в которых и они живут. Ведь Господь хочет спасения каждого человека, в каждой ситуации, в которую Он нас ставит, есть возможность спасения. И нам важны именно те примеры, которые нам наиболее понятны, именно тот опыт, который мы в своей жизни можем применить.
Когда человек с ложными представлениями встает на монашеский путь, не осознавая всей его трудности, то это может плачевно закончиться. В свое время внимание многих привлекла книга Марии Кикоть «Исповедь бывшей послушницы». Хорошая девушка, начитавшись книг о монашестве, составила свое представление о том, каким должен быть монастырь, а столкнувшись не с тем, что было в ее фантазиях, не просто ушла, но еще и потеряла веру. Конечно, мне ее искренне жаль. Это пример того, как печально может закончиться попытка человека взяться за то, к чему он не готов.
Путь монашества – очень сложный, наполненный разными скорбями. Намного лучше, если человек будет в миру ходить в церковь, исповедоваться, причащаться, очищать свою душу от грехов, помогать тем, кто рядом, чем пойдет в монастырь, будучи к этому не готов. Может быть, какой-то человек сейчас не готов, и если он встанет на монашеский путь, то это завершится его духовным крахом. А если бы он сначала, живя в миру, научился духовной жизни, то через пять или десять лет, был бы уже готов. Кому-то и не нужно становиться на этот путь; спасение и святость возможны как в монастыре, так и в миру. И точно так же и там и там возможна духовная гибель.
Сейчас время, когда доступна разная литература. Иногда попадаются книги, где под видом Православия дается оккультная информация. Сейчас эта ситуация преодолевается: согласно решению Священного Синода от 25 декабря 2009 года все издания, предназначенные для распространения через систему церковной (епархиальной, приходской, монастырской) книготорговли, подлежат обязательному рецензированию Издательским Советом, с последующим присвоением грифа. Аналогичное решение было принято и Архиерейским Собором, который отметил, что «распространение изданий в системе церковного книгораспространения возможно только после получения ими грифа соответствующего Синодального учреждения». На всем каноническом пространстве Московского Патриархата легитимны также грифы Издательского отдела Украинской Православной Церкви, Издательского совета Белорусской Православной Церкви, Издательского совета Православной Церкви Молдовы.
Но, повторюсь, что и одобренную Церковью литературу людям следует читать в зависимости от их подготовки. Например, мирянам лучше читать не полное издание «Лествицы», а выбранные из нее места – «Лествицу для мирян». Очень важно жить церковной жизнью, участвовать в богослужениях. Суточный, недельный и годичный круги православного богослужения помогают духовному становлению и росту православных христиан, вошедших в их ритм. Ну и, конечно же, главное – исповедь и причастие.
Источник: Николо-Сольбинский женский монастырь
Фото на заставке: agios-nicolos.ru
Просмотрено (59) раз