Пастырские встречи. Пища духовная
Мы ознакомлены со Священным Писанием, осталось только познать его в библейском смысле, стать не слушателями Закона, а исполнителями.
Отличаются ли богослужения нынешних дней от тех, что совершались, несколько столетий назад? Существует ли способ убедиться в том, что в Чаше Тело и Кровь Христовы? Как изжить в себе раздражительность, обидчивость, человекоугодие? На вопросы на этой Пастырской встрече отвечал иеромонах Никон (Париманчук).
– Мы знаем, что чтение Библии просвещает ум. Как ум просвещался у крестьян, дворян до перевода Библии на русский язык, на церковнославянский? Что читали тогда? Что было духовной пищей?
– Во-первых, Священное Писание существовало на Руси, весь Новый Завет был переведен. Евангелия читались в храме, весь Апостол и Деяния тоже читались в храме. Откровение Иоанна Богослова было переведено позже в полном кодексе. Так что весь Новый Завет на Руси был известен, потому что люди ходили на службы, внимательно слушали, и служба была школой благочестия. Почему дважды повторяются стихиры? Для того, чтобы лучше усвоить пропетое или прочитанное. Многие книги знали наизусть, в том числе и псалмы.
Что касается Священного Писания Ветхого Завета, то во время Великого поста, как вы знаете, читается книга Бытия, книга пророка Исаии, книга Притчей Соломоновых – они тоже были известны на Руси в виде паремий.
В основном слушание слова Божия происходило в храме. Книги были очень большой редкостью и стоили очень дорого, даже при том, что был большой цех переписчиков, в больших монастырях существовали целые палаты, в малых монастырях – избы переписчиков. Но все равно переписывание стоило дорого и только очень состоятельные люди могли заказать себе полный комплект Миней богослужебных или житийных для личного пользования. Конечно, книгопечатание увеличило количество книг. На Руси Священное Писание было известно с первых же дней Крещения, потому что основной комплекс книг был переведен Кириллом и Мефодием и в Охридской школе, где были последователи Кирилла. Так что мы ознакомлены со Священным Писанием, осталось только познать его в библейском смысле, то есть исполнять его, чтобы быть не слушателями Закона Божия, а исполнителями.
– Отличаются ли богослужения нынешних дней от тех, что совершались, например, несколько столетий назад?
– Мы ходим в храм, кто-то 20 лет, кто-то – 30 лет, и не чувствуем этой перемены в образе церковной жизни. Службы совершаются каждый день те же самые, песнопения звучат те же самые. Конечно, были какие-то особенности богослужения. Вообще, все богослужение церковное сформировалось в монастырях, и его отличительной особенностью была продолжительность, богослужения были очень длинными. На Руси из-за этого практиковали «многогласие», то есть в храме одновременно могли читать Шестопсалмие и канон, а чтобы ускорить богослужение, могли петь стихиры, славословие. Но постепенно сложился такой городской устав, как у нас в монастыре, когда соблюдается золотая середина – примерно три часа идет служба. На Церковь оказали влияние внешние события, очень значимые, потому что мы до XV века не имели своих митрополитов, их всех присылали из Константинополя, или в Константинополе утверждались русские кандидаты. После монголо-татарского нашествия Киев потерял значение центрального города Киевской Руси, потому что, помимо Киевской Руси, существовала и Новгородская Русь, Залесская Русь, Владимиро-Суздальское княжество. Митрополиты чередовались: греческий – русский. Был Феогност, его сменил митрополит Алексий, его сменил митрополит Киприан, утвержденный в Константинополе. А уже после падения Константинополя в Москве в 1448 году был избран свой первый митрополит Иона Рязанский. Дмитрий Донской, великий князь Московский, много сделал для того, чтобы Русская Церковь приобрела своего независимого митрополита, но он опередил свое время почти на 70 лет.
Фото: monastery.ru
И через какое-то время следующим важнейшим этапом стало приобретение Русской Церковью полной независимости – сначала автокефалии от Константинопольского Патриарха, а через несколько лет ее подтвердили остальные патриархи. Русская Церковь стала пятой в порядке диптихов. Внутренне же Церковь Русская сама выстрадала автономию своей многочисленностью, своим огромным количеством подвижников и просто благочестием рядовых христиан, молитвами которых создавались храмы.
– Существует ли способ убедиться в том, что в Чаше Тело и Кровь Христовы? Или остается в это лишь верить?
– Этот вопрос совсем не праздный. Есть в патериках несколько случаев, когда святые видели в Чаше Тело и Кровь Христовы. В жизнеописании папы Римского Льва, составленном его архидиаконом, есть такой случай: одна знатная римлянка, прожившая тяжелую жизнь, не всему верившая на слово, тоже как-то сомневалась. И однажды во время очередного Причастия она увидела действительно Тело и Кровь Христовы. Она испугалась и ужаснулась. И впоследствии этот сюжет был очень распространен в западноевропейской живописи. В наших служебниках в чине Литургии в конце находится так называемое «Учительное известие», в котором говорится о том, как священник должен совершать Литургию, как готовиться, какого качества должен быть хлеб, какого качества должно быть вино, из чего должны быть сосуды сделаны, чтобы они не окислялись. И в том числе говорится, что во время службы, если вдруг священнику паче чаяния, по вере его или для вразумления увидится Тело и Кровь Христовы, то он должен на время отступить от престола и помолиться. Если мы верим Богу, если у нас есть страх Божий, если мы верим словам Христовым, что сие есть Тело Мое и сия есть Кровь Моя (Мф. 26: 26), то мы будем верить, что в Чаше пребывают Тело и Кровь Христовы. Как не существует границ веры, так нет и границы безверия, и постепенно, не веря сначала словам Евангелия, мы потом перестанем верить и в таблицу умножения, до такого мы можем дойти уже болезненного состояния души.
Если мы верим словам Христа, то будем верить, что в Чаше пребывают Его Тело и Кровь
Многие чувствовали благодать умиления, которая приходила после принятия Святых Таин. Одна монахиня спрашивала у оптинских старцев: «Почему так бывает, что иногда причащусь – на душе мир и радость, а иногда причащусь – и нет никакого примирения?» Ей старец отвечал, что это не от наших заслуг зависит мнимых, а от милости Божией и благодати, которая дается по Промыслу Божию для поддержания и утешения человека.
Фото: monastery.ru
– Если часто причащаешься и соблюдаешь пост в среду и пятницу, то поститься перед Причастием можно только в субботу?
– Да, соблюдается однодневный пост, согласно правилу Вселенского Собора. Я всем советую прочитать документ «Об участии верных в Евхаристии». Наберите в интернете и вы сразу получите ответы на очень многие вопросы: как поститься? как часто причащаться? что является препятствием? что не является препятствием? Вы многое узнаете из истории, как причащались в древности христиане, как несколько веков назад и как сейчас Русская Церковь рекомендует нам, христианам, приступать к этому Таинству. И многие вопросы у вас отпадут, или появятся совсем другие, уточняющие.
– Как сохранить благодать после Причастия?
– Стараться делать то, что не противоречит нашей совести. Хранить мир с ближним, не заниматься суетными делами, память о Боге иметь. И не только в день Причастия, но и всегда насколько возможно. Как невозможно не пылиться предметам, так невозможно и нашей душе не обрастать какими-то мелкими искушениями, житейскими пристрастиями, скорбями пустыми, отдаляясь от Господа. Потому нам дается и повседневное исповедание грехов, Таинство Исповеди и Таинство Святого Причащения.
От нас требуется только одно – иметь одежды покаяния и стремление быть рядом с Господом
– Мы ходим на Литургию и не всегда причащаемся. Если я крещенской воды натощак выпила и съела дома просфору после молитвы, это не грех?
– Нет, конечно, в этом никакого греха нет. В этом осуждения нет, но мы всегда должны помнить слова Господни, которые сказаны в Евангелии и произносятся на службе: «Сие есть Тело Мое, за вас ломимое» (1 Кор. 11: 24). Господь всегда готов пригласить нас, Он и приглашает нас всегда. Когда вы по Москве идете, сколько кафе, ресторанов, баров – пир горой и никто не зовет вас, случайного прохожего: «Разделите с нами радость, у нас счастье» или наоборот: «Сядьте со мной, мне станет веселее». Никто случайного человека не зовет. А двери чертога пиршественного, брачного, как он еще называется в Евангелии и в песнопениях церковных, всегда открыты, и от нас требуется только одно – иметь брачные одежды души, то есть иметь одежды покаяния и стремление быть рядом с Господом. Конечно, физически мы ограничены, и силы у нас, бывает, истощаются, и усталость накапливается, и болезни. Конечно, не всегда мы можем быть на пиру, но по возможности не стоит пренебрегать этим и отказываться от этого. А то, что мы дома принимаем крещенскую воду, просфору или артос – так это специально и дается нам для поддержки, утешения и напоминания. А иногда это бывает даже и заменой Причастия. Иван Грозный после четвертого брака был отлучен от Причастия. И раз в год, на Пасху, ему было разрешено, так сказать, причащаться крещенской водой и артосом.
Фото: monastery.ru
– Как война 1812 года перекликается с нашим временем? Может быть, только патриотизма не хватает? Чем мы должны помогать сейчас?
– Сейчас каждый должен делать свое дело. Воины сражаются, мы молимся о них. Наш долг гражданский – у каждого свой на своем месте, но наш общий долг, как христиан, – молиться. Молитва и ум проясняет: что нам делать, как быть, и сердце успокаивает от этих страшных и тревожных мыслей. Читайте акафист или канон – это действительно общение с Богом. Мы просто редко молимся и не понимаем этого. Как если бы мы любили какого-то человека, мы бы не избегали возможности встретиться с ним, поговорить. Так и с Богом, если мы Его любим, мы не должны избегать возможности хоть кратко сказать: «Господи, тяжело мне, помоги». А кому-то еще тяжелее. Молиться мы должны. Как и Пушкин писал про войну 1812 года: «Кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог?» Так и мы будем молиться, надеяться на милость Божию и честно делать каждый свое дело на том участке, на котором он поставлен.
– Как не обижаться? Как понять, что ты простил человека, что можешь о нем молиться?
– Святые отцы говорили, что если мы к кому-то испытываем неприязнь, то надо так и молиться: «Господи, молитвами такого-то помилуй меня, грешного». Как стать сильным? – Поднимать тяжести. Как не обижаться? – Терпеть обиды. Как смиряться? – Терпеть смирительные случаи. Господь не сразу обрушивает на нас какие-то скорби. Всё по силам дается, и постепенно мы научаемся терпеть. Дело в том, что великие добродетели растут очень медленно, чахнут у нас. Знаете, как в притче о сеятеле – Господь посеял, начало расти, мы отвлеклись, забыли полить, засохла наша тыква, как у Ионы, и опять надо возделывать. Терпеть надо: «Претерпевый же до конца, той спасен будет» (Мф. 10: 22). Терпением мы получим смирение, благодушие, милосердие. Апостол пишет: «Любовь долготерпит» (1 Кор. 13: 4), а это значит не просто один раз потерпел, а и второй раз потерпел, и третий, и так каждый день терпит человек и спасается. Мы просто очень часто отвлекаемся от христианской добродетели. Есть люди, которые любят очень свою профессию. Я знал одного писателя-литератора, он всегда ходил с блокнотиком. К нему какие-то мысли приходят, он их записывает. Человек, изучающий языки, постоянно совершенствуется, учится, языковая практика у него. Врач что-то постоянно узнает новое, а мы, христиане, не совершенствуемся, не терпим, не смиряемся. Раз в неделю услышали притчу, она нам так понравилась, мы ее несколько дней помним, а приходят скорби, и мы отвлекаемся, и забываем, и не можем простить, потому что навыка нет. Я думаю, что когда мы будем о всех молиться без лицеприятия, тогда, значит, мы простили человека.
Фото: monastery.ru
– Как изжить в себе раздражительность, обидчивость, человекоугодие?
– Раздражительность и обидчивость – это проявления гордости. А гордость лечится противоположным средством – смирением. А смирение вырабатывается путем упражнения в нем. Обидели нас, оскорбили, обманули, мы не будем обличать человека. Обманул человек, не мог сказать правду нам, стыдно ему, что же мы будем его обличать? Кроме того, когда человек горд, он никого не видит рядом с собой достойного сострадания, понимания. Если же человек постепенно пытается преодолеть в себе раздражительность, обидчивость, то он постепенно начинает видеть рядом с собой таких же людей, как он, или даже, может быть, больше нуждающихся в какой-то помощи, сострадании, внимании, милости. Но этот труд очень долгий и тяжелый. Вы сами знаете, кто огород имеет, как трудно огурец или помидор вырастить без привычки или сделать так, чтобы цветы зацвели. А мы хотим, чтобы на нашей бесплодной земле, на которую Сеятель сеет, сразу выросло прощение к ближним, любовь, чтобы мы были нераздражительными. Всё это достигается трудом. Как мастерство человеческое, ремесленное достигается навыком, так и духовные навыки тоже формируются путем упражнения души. Душа, хотя она неосязаема, нематериальна, но она тоже тренируется, как ум человеческий. Он тоже нематериален, его ни взвесить, ни измерить невозможно, однако ум путем навыка, начиная со школы, развивается, упражняется, становится хитрым, как раньше говорили, умелым. Это труд, столько шишек набьем, столько обид перетерпим, сначала на ближнего, потом начнем на себя обижаться, что мы не смогли, давали себе зарок, но не смогли потерпеть. И постепенно-постепенно вырастет и у нас маленький росточек нераздражительности и необидчивости.
Раздражительность и обидчивость – это проявления гордости. А гордость лечится смирением
– Какой акафист читать в унынии и отчаянии?
– Можно читать акафист святителю Николаю, он очень энергичный. Там есть слова «унылых подвигнул» и «ленивых нравом восставил», «наказатель обидящих», этот акафист побуждает к действию. Раз ты молишься святителю, он не оставит. Можно читать каждый день молитву, а раз в неделю акафист Божией Матери. Само действие встать на молитву уже является противодействием унынию. Уныние – это не значит, что человек сидит и грустит у окна, он может быть очень деятельным: ходить, бегать, прыгать, лазать по скалам, по фитнес-клубам ходить, по клубам, кинотеатрам, но в душе нет мира, покоя нет, пусто в душе, потому что нет Бога. А встать на молитву кажется чем-то просто невероятным, какой-то подвиг совершить, произнести: «Господи, помилуй» не на ходу, а осмысленно. Господь даст молитву молящемуся, и какой-то акафист полюбим или святому какому-то, или Матери Божией, или Иисусу Сладчайшему. И постепенно так сложится свое правило, которое нас будет выводить из колеи уныния и печали и отводить в сторону – на проезжую хорошую дорогу.
Иеромонах Никон (Париманчук)
Источник: Сретенский монастырь
Фото на заставке: monastery.ru
Просмотрено (71) раз